Грани бриллианта / К юбилею Юрия Горобца

Выпуск №7-247/2022, Юбилей

Грани бриллианта / К юбилею Юрия Горобца

15 марта отметил 90-летний юбилей Юрий Васильевич ГОРОБЕЦ, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР, замечательный мастер, известный и любимый несколькими поколениями зрителей театра и кино. После окончания ГИТИСа в 1955 году он был приглашен в старейший Ярославский театр им. Федора Волкова и естественно вписался в прославленную труппу, играя небольшие и большие роли и впитывая школу признанных мастеров, которых в Волковской труппе было немало. Прослужив три года в Ярославле, Юрий Горобец переехал в Одессу, где три года работал в Одесском русском драматическом театре и тоже не был обделен ролями. Там же и началась его жизнь в кинематографе.

И хотя снимался молодой артист в ролях, в основном, второго плана - он был замечен и отмечен зрителями: сдержанностью, серьезностью, естественностью существования в кадре. А, может быть, главное - голосом низкого, красивого тембра, запомнившегося уже с дебюта, роли преступника Мореного в детективе «Исправленному верить». Его любимой ролью на всю жизнь остался Батька в одноименной ленте режиссера Б. Степанова, поставившего свой фильм по биографии белорусского партизана Миная Шмырёва. К сожалению, «Батька» демонстрировался лишь в Белоруссии. Далее фильмография пополнялась регулярно, в частности, небольшой ролью жениха Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра», памятного многим и до сегодняшнего дня регулярно появляющегося на экранах телевизоров. И, несомненно, запомнился ролью Деникина в экранизации трилогии «Хождение по мукам», созданной режиссером В.Ордынским в 1977 году...

Но Юрий Горобец, в первую очередь, артист театра. В 1961 году он был приглашен Б.И. Равенских в Московский драматический театр им.А.С. Пушкина, на сцене которого сыграл множество ролей. И почти каждая из них живет в памяти спустя десятилетия: Семен Давыдов в «Поднятой целине», где характерная сдержанность артиста прерывалась горячим темпераментом убеждения, что особенно ярко выражалось в диалогах с Макаром Нагульновым, яростно, буйно сыгранным Афанасием Кочетковым, и в лирических, почти акварельных сценах. А в спектакле «Дни нашей жизни» Горобец в разное время воплотил образы двух разных героев, Николая Глуховцева и Онуфрия, точно выделяя в каждом характерные черты. Его герои были очень несхожими: капитан БлюнчлиШоколадный солдатик»), МуратовЗыковы»), ПротасовДети солнца»), АмилькарМесье Амилькар платит»), ДерюгинСветит, да не греет»), Гаврила ПантелеевичЖенитьба Белугина»), Родион НиколаевичСтаромодная комедия»), КнуровБесприданница»). Далеко не полный список сыгранного Юрием Горобцом на Пушкинской сцене. Не полный, зато памятный, вызывающий не только конкретный образ, но и атмосферу, которую он всегда создавал штрихами или подчеркнутыми акцентами, позволяя с первых же слов распознать непросто: что за человек перед нами, а чем наполнен его внутренний мир...

После ухода Б. Равенских из театра Юрий Горобец перешел в Московский драматический театр им. Вл. Маяковского к А. Гончарову, который звал артиста прежде, когда руководил Театром на Спартаковской. Он пришел уже не молодым артистом, а обогащенным серьезным опытом мастером, прошедшим школу яркого режиссера, полюбившимся зрителям, с интересом наблюдавшим за работами Юрия Горобца. И на этой сцене сильно, выразительно заиграли еще неведомые грани бриллианта, который зовется Талантом. Незабываемыми остались созданные Горобцом образы Аристарха («Энергичные люди»), Яранцева («Проводы»), Сессиля («Да здравствует королева, виват!»), Дорна («Чайка»)...

А затем судьба привела артиста во МХАТ им. М. Горького, в труппе которого он служит и сегодня. На этой сцене Юрием Горобцом были созданы работы, открывшие зрителю еще и еще более отточенные грани таланта: Гусь Зойкина квартира»), Медведев На дне»), Чебутыкин Три сестры»), Юсов Доходное место»), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Хеверн («Зыковы»), ДудукинБез вины виноватые»), Сергей Петрович Васса Железнова»), Архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский Иона Лавр»). В этом театре Юрий Горобец попробовал себя и в режиссуре, поставив на Малой сцене два спектакля, в которых сыграл главные роли, тоже абсолютно противоположные: Сталина и Сократа

Мы от всей души желаем Юрию Васильевичу здоровья, благополучия, крепкого духа и радости, проявившейся в последние годы в области художественного творчества. Мы помним Ваши блистательные роли разных десятилетий, мы любим Вас по-прежнему и даже еще сильнее в эпоху, когда звездами сцены и экрана называют едва ли не каждого второго. Мы с Вами!

Фотогалерея