Прекрасная эпоха / "С художника спросится" в Театре им.Евг.Вахтангова

Выпуск №7-247/2022, Премьеры Москвы

Прекрасная эпоха / "С художника спросится" в Театре им.Евг.Вахтангова

Декабрьская премьера Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова «С художника спросится» - приношение Леопольду Антоновичу Сулержицкому, режиссеру, педагогу, мыслителю в год 105-летия со дня его смерти и к грядущему юбилею - в сентябре ему исполнилось бы 150 лет. Магия цифр - в феврале Театр отметил 100 лет со дня премьеры «Принцессы Турандот» Вахтангова, ученика Станиславского и Сулержицкого, чье личностное и профессиональное становление во многом произошло благодаря Сулеру, как ласково называли Леопольда Антоновича друзья. Художественный театр, Первая Студия сформировались под нравственным и эстетическим влиянием Сулержицкого, который утверждал: артист прежде всего должен быть Человеком. Вслед за Евгением Богратионовичем молодые вахтанговцы XXI столетия во главе с режиссером Асей Князевой, человеком театра уже в третьем поколении, столкнулись с вечной дилеммой, так точно сформулированной Леопольдом Антоновичем: «Когда вы берете пьесу для постановки, спросите себя, ради чего вы ее ставите». Нужно иметь точку опоры, во имя которой выходишь на сцену. И она была найдена - любовь к театру, к людям, его создавшим, одухотворяет все документальные тексты (литературная композиция Елены Дунаевой, идея спектакля Елены Дунаевой, Маргариты Литвин). Образы становятся зримыми, объемными, разнохарактерными, пластичными. Современные артисты сверяют свой театральный компас не с памятниками прошлого, а с ожившими людьми прекрасной эпохи, полной творческих исканий, побед и преодолений. И кажется, что все только начинается.

Так кто же этот «милый Сулер», который дружил с Львом Толстым, Антоном Чеховым, Максимом Горьким, трудился рука об руку со Станиславским и Эдвардом Гордоном Крэгом, воспитал Евгения Вахтангова, Михаила Чехова, Серафиму Бирман и многих других? «Если бы Сулер жил дольше, он стал бы, как мне кажется, третьим вождем Московского Художественного театра», - писал Вадим Шверубович, театральный деятель и педагог. Леопольд Сулержицкий был режиссером и помощником Станиславского, живым воплощением его системы, руководил Первой Студией. Настоящий служитель театра, соавтор «Синей птицы» и «Гамлета», сын простого переплетчика Сулержицкий начал свой жизненный путь как художник - вместе с В. Васнецовым и М. Врубелем он расписывал собор в Киеве. А потом пошла череда удивительных, порой драматических событий, которых хватило бы не на одну судьбу - за его плечами несколько лет учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, отказ от военной службы по нравственному запрету (он был последователем толстовской идеи непротивления злу), психиатрическая лечебница, странствия по миру, просвещение и учительство. Он устроился матросом черноморского торгового флота и побывал в Японии, Китае, Индии, Сингапуре, Турции... Перевез гонимых на родине духоборов в Канаду, служил в самой южной точке Российской империи, Кушке (нынешний Серхетабад), где и подхватил нефрит, ставший причиной его ранней смерти в 44 года. А уже в 1905 году Сулержицкий сблизился с труппой МХТ и началась его увлекательная жизнь в театре не только в качестве режиссера, но и наставника, который поставил перед собой задачу создать коллектив единомышленников. Он даже организует земледельческую коммуну под Евпаторией, чтобы актеры могли вместе и выходить на сцену, и заниматься физическим трудом. Всестороннее воспитание детей - еще одна грань его многочисленных талантов.

Несмотря на жанр спектакля - doc - артисты не пересказывают биографию Сулержицкого или предысторию рождения Третьей Студии, и из нее - Театра имени Евгения Вахтангова, а воссоздают театральную среду, в которую был погружен сам Леопольд Сулержицкий, его коллеги и ученики. Пространство, придуманное художником Максимом Обрезковым, наполняется их голосами, портреты, строки из писем скользят по стенам. Главный цвет - синий как отсылка к морским путешествиям Сулержицкого, к спектаклю «Синяя птица» - образу прекрасной мечты. Синий был любимым цветом и великого вахтанговца Рубена Николаевича Симонова, в честь которого названа сцена театра.

В центре стоит крохотная игрушечная повозка, вот и весь реквизит: на месте извозчика фигурка Сулержицкого, пассажир, укутанный в шубу - Вахтангов. Время идет вспять, и зрители переносятся в морозную февральскую ночь 1922 года, когда Вахтангов возвращался домой в Денежный переулок с прогона последнего своего спектакля - «Принцесса Турандот». Звучит голос Людмилы Максаковой, которая читает воспоминания Анны Орочко о той самой репетиции. Вахтангов смертельно болен и знает, что больше не увидит свое детище, но он уходит в вечность, чтобы оставить после себя продолжателей начатого дела, строителей будущего театра, дорогих его сердцу студийцев. Поэтому буквы на костюмах артистов, если их сложить, образуют заветное слово СТУДИЯ.

Музыкальное оформление спектакля также строится как мозаика аллюзий. В спектакле звучит вальс, написанный Сулержицким к «Соседу и соседке», фрагмент музыки Николая Сизова и Александра Козловского из «Принцессы Турандот», Ильи Саца из «Гамлета», Николая Рахманова из «Сверчка на печи».

Удивительно и радостно, что нынешнему молодому поколению оказалась близкой романтическая эстетика легендарного спектакля «Принцесса Турандот» 1922 года, восстановленного через сорок один год, когда выросла новая плеяда замечательных вахтанговцев. Шестеро артистов - Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Артем Пархоменко, Эльдар Трамов, Елизавета Палкина, Алексей Петров - то и дело перевоплощаются в разных персонажей: тут и Вахтангов, и Серафима Бирман с Лидией Дейкун, и Крэг со Станиславским. И снова попадают в сказку Гоцци в образах Калафа и Турандот, ведущих извечный словесный поединок. Они - цанни, верные слуги просцениума. Игра в игру получается настолько мастерской, тонкой, ироничной, что становится очевидно - из сулеровских шуток и празднеств родилась не только феерия Вахтангова, но и наполненная светом и благодарностью учителям постановка Аси Князевой.

Сулержицкий, вечно стремящийся к совершенству, охотно отдавал все лавры своим ученикам. Благодаря ему Вахтангов из заносчивого молодого франта превратился в тонкого художника и философа. Но разве сначала не разочаровались студенты Первой Студии, впервые увидев Леопольда Антоновича? И разве в ответ затаил он обиду на них? Едва ли. Зоркость сердца он ценил превыше всего. Михаил Чехов, получив повестку в армию, был поражен, что сам Сулержицкий проводил его до призывного пункта и целый день простоял у ворот, чтобы узнать решение. Кто теперь помнит, что знаменитый «Гамлет» Крэга в Художественном театре в значительной мере отредактировал Сулержицкий? И вот перед нами проносится рассвирепевший англичанин после ссоры со Станиславским. Долгие годы Крэг не получал ответа на свои письма Сулержицкому. И только в 1935 году, вновь приехав в Москву на театральный фестиваль, кстати, чтобы посмотреть «Принцессу Турандот» в Вахтанговском театре, он узнал, что коллега и друг Леопольд Антонович ушел из жизни почти 20 лет назад...

«С художника спросится» - знаменитая статья-манифест Евгения Вахтангова, которая дала название спектаклю, посвящена идее рыцарского служения театру. Рыцарь Сулержицкий верил, что искусство защищает нас от пошлости окружающей жизни, что люди могут быть братьями, создавать общее дело, противостоять несправедливости всех мастей, служить красоте и Богу. Театральная жизнь полна как одухотворяющих взлетов, так и разочарований, судьбоносных встреч и предательств. Леопольд Антонович как никто испытал это на себе, но не отказался от своих принципов и несмотря ни на что продолжал верить в человека.

И вот звучит голос другого Мастера, Римаса Туминаса, читающего размышления Сулержицкого о театре: «Сценическое искусство единственное, от которого не остается никаких памятников, так как его материал - биение живого сердца в данную минуту». Как не согласиться с Леопольдом Антоновичем? Артист уходит, но живет мечта о творчестве, идеалы и высокие помыслы.

Человек рождается в муках, спектакль тоже рождается через боль, и появляется на свет она - Синяя птица или Турандот, а значит, все не зря.

 

Фото Валерия МЯСНИКОВА предоставлены театром

Фотогалерея