Императрица красоты / "Мадам Рубинштейн" в Московском драмтеатре им. А.С. Пушкина

Выпуск №7-247/2022, Премьеры Москвы

Императрица красоты / "Мадам Рубинштейн" в Московском драмтеатре им. А.С. Пушкина

Первая в российской столице постановка пьесы австралийского драматурга Джона Мисто «Мадам Рубинштейн» на сцене Театра им. А.С. Пушкина стала спектаклем-бенефисом в честь юбилея его ведущей актрисы Веры Алентовой.

По словам режиссера-постановщика спектакля и художественного руководителя театра Евгения Писарева, предлагая Вере Алентовой пьесу Джона Мисто, ему хотелось открыть нового автора, новую роль... Переводчики Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская создали современную сценическую адаптацию текста пьесы специально для этого театра. В итоге, в его репертуаре появился новый яркий, зрелищный спектакль, раскрывающий иные грани дарования Веры Алентовой. Главный женский образ и в самой пьесе, и в новом спектакле выписан с особой любовью.

Алентова играет Хелену Рубинштейн, ставшую основательницей современной бьюти-индустрии и создательницей огромной империи красоты - косметической линии и сети магазинов в США, Франции и Великобритании. Родившаяся в 1872 году в еврейском гетто, Хелена уже в 1902 году открыла свой первый магазин косметики, прославившись кремом для сухой кожи «Valaze». Благодаря уникальной способности тонко чувствовать красоту и научному подходу к косметологии, она создала настоящую империю женской красоты (с 1988 года бренд косметики Helena Rubinstein вошел в состав концерна L'Oreal). Хелена Рубинштейн открыла и первый в истории салон красоты, став настоящей легендой еще при жизни и первым косметологом, научившей женщин ухаживать за своей кожей и правильно пользоваться косметикой. А для этого необходимо постоянно работать над собой. «Не бывает женщин некрасивых, бывают женщины ленивые», - часто повторяла Хелена.

Конечно, добиться таких небывалых высот и успехов под силу только личности незаурядной, какой и была Хелена Рубинштейн. Эту «женщину-смерч», подобную мощному стихийному природному явлению, и «императрицу красоты», как ее нередко называли, не могли остановить никакие жизненные препятствия на пути к поставленной цели. Не случайно один из самых знаменитых художников ХХ века Сальвадор Дали, написавший портрет Хелены, изобразил ее в образе мифической Андромеды, прикованной цепью к скале. Подобно легендарной древнегреческой принцессе-воительнице, Хелена также была готова принести себя в жертву. В жертву Красоте, существование которой в нашем мире помогает примириться с его несовершенством, возвышая над обыденностью. При этом источником инновационных идей для Хелены Рубинштейн всегда оставалась красота, являющаяся отражением интеллекта и высокой культуры ее носительницы. Поэтому она всегда стремилась окружать себя личностями незаурядными и общалась с известнейшими людьми своей эпохи. Помимо Дали, это художники Пабло Пикассо и Фрида Кало, знаменитые французские писатели Андре Мальро и Колетт, неоднократно бывавшие в ее парижском особняке.

За свою долгую, насыщенную многими интересными событиями жизнь Хелена собрала выдающуюся коллекцию предметов искусства и ювелирных украшений. Обладая отменным вкусом, чувством стиля и исключительным чутьем, она всегда точно знала, какая вещь ее украсит, а чего следует избегать, и умела подчеркнуть свою индивидуальность. Несмотря на то, что она дружила с Коко Шанель, одежду ее производства не носила, предпочитая платья, сшитые для нее Полем Пуаре, Юбером Живанши и Кристианом Диором.

В чем же заключался главный секрет притягательности личности Хелены Рубинштейн? Дело даже не в том, что она обладала могущественными женскими чарами, а в личной, субъективной энергетике. Когда она входила куда-нибудь, все головы непроизвольно поворачивались в ее сторону. Ее сила казалась загадочной.

Спектакль «Мадам Рубинштейн» в постановке Евгения Писарева объединяет в себе разножанровые элементы - комедийные и драматические сцены, словно в калейдоскопе, сменяют в нем друг друга, позволяя главной героине в исполнении Веры Алентовой продемонстрировать широчайший диапазон эмоций. Алентова наделяет свою героиню незаурядным умом, реформаторским и организаторским талантом и одновременно чертами очаровательной, никогда не переходящей границы дозволенного, женственной взбалмошности и изменчивости стремлений. От ее слов и поступков веет духом независимости. У нее есть слава и огромное состояние, которые, однако, не приносят счастья и душевного спокойствия, когда жизнь клонится к закату.

Пережив два брака, финансовые потери и, напротив, невероятные финансовые успехи, Хелена в какой-то момент понимает, что она одинока. Ее семья - это двое взрослых сыновей, которыми она гордится, как бы невзначай замечая при этом, что «пороть их надо!». Но когда «железная» бизнесвумен теряет своего старшего сына Хороса, погибшего в автокатастрофе, которому не раз доставалось от матери за расточительность, она не может прийти в себя, на целый год выпадает из жизни и бизнеса.

В спектакле «Мадам Рубинштейн», помимо главной героини, в истории жизни Хелены Рубинштейн участвуют ее личный секретарь Патрик О'Хиггинс в исполнении Артёма Ешкина (в другом составе - Дмитрий Власкин) и подруга-соперница в бизнесе Элизабет Арден (ее играет актриса «Гоголь-Центра» Ольга Науменко, специально приглашенная Евгением Писаревым на эту роль). С историей жесткой конкуренции этих двух королев индустрии красоты связана история развития косметики.

Мастерски соединяя актуальную тему с современной формой ее подачи и вместе с тем верностью великим традициям русского психологического театра и мхатовской школы (и Евгений Писарев, и Вера Алентова являются воспитанниками Школы-студии МХАТ), режиссер сумел раскрыть за внешней женской притягательностью актрисы не только лирическую и комедийную, но и подлинно драматическую ипостась ее таланта, умение воплотить на сцене непростую борьбу главной героини с самой собой, свойственную сильным и стойким натурам.

Встреча с покалеченным войной небогатым молодым человеком, который нанимается к ней на работу, заставляет Хелену по-другому посмотреть на многие привычные вещи. Несмотря на несхожесть и непохожесть их характеров и образов жизни, Хелена и Патрик становятся настоящими друзьями, близкими и необходимыми друг другу людьми. И, как отметил Евгений Писарев, это «обретение любви - не в романтическом, а просто в человеческом смысле - и есть самое главное и в спектакле, и в жизни».

Считается, что характер судьбоносен. Хелена Рубинштейн работала над своим характером не меньше, чем над макияжем. И потому ее личность и взгляды на жизнь интересны, насыщены умом, мудростью и в то же время иронией, горечью знания о жизни чего-то такого, что далеко не каждому известно, и неуемной страстью преодоления...

Спектакль построен так, что в нем привлекают и режиссерская концепция, и сценографическое решение (художник-постановщик - Максим Обрезков) в сочетании с продуманными до деталей, стильными и элегантными костюмами Виктории Севрюковой, известной не только своим талантом, но и умением сделать образ артиста на сцене целостным и незабываемым. Придуманные художницей сочетания линий, пропорций, цвета и текстуры одежды создают абсолютное впечатление моделей «от кутюр», настоящего эксклюзива, отличающего высокую моду.

Затрагиваемая в спектакле тема поиска красоты как своеобразной опорной конструкции человеческого бытия, постоянно нарушающейся самим человеком, воплощена Максимом Обрезковым с помощью геометрических фигур - круга, венчающего прямоугольные колонны. Круг, являющийся символом бесконечности, идеального абсолюта и совершенства и представляющий собой бесконечную линию, замыкающую время и пространство, обозначен и на заднике, в глубине сцены. Он также проецируется и на предметы, окружающие Хелену. Например, кресло-шар, словно подчеркивает ее могущественную власть, силу и императорское достоинство.

Что же касается прямоугольника, то это одна из самых рациональных и правильных форм в человеческом восприятии. Прямоугольная форма наиболее часто используется человеком в быту (дом, комната, кровать и т. д.), символизируя открытость для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Изящный product placement марки HR также удачно обыгран в сценографии.

Слава, богатство и одиночество в конце жизни, а также вопрос цены успеха, когда человек в своем стремлении к этому успеху может потерять семью и друзей, - вот те проблемы, над которыми размышляет Евгений Писарев. Эта важная социально-нравственная тема актуальна всегда, она вне времени и вне пространства, вне какой-то отдельно взятой, конкретной страны. А потому оказалась на редкость созвучной и сегодняшнему зрителю.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея