Театр Алексея Любимова (Москва)

Выпуск №7-247/2022, Лица

Театр Алексея Любимова (Москва)

Два года назад Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко отпраздновал свой вековой юбилей. Создавая его, Вл.И. Немирович-Данченко мечтал о музыкальном коллективе нового типа - театре поющих и танцующих актеров. И нашего героя - ведущего танцовщика труппы Алексея Любимова - смело можно назвать актером. На сцене ему подвластны любые психологические состояния, он буквально «берет в руки» зрительный зал. Благодаря этому редчайшему дару у танцовщика сложился разнообразный репертуар. На него охотно ставят хореографы, его любят зрители. В юбилейный для театра 2019 год Алексею Любимову было присвоено почетное звание «Заслуженного артиста России». В нынешнем сезоне танцовщик часто выходит на родную сцену - исполняет знакомые, ставшие любимыми роли, участвует в премьерах. Недавно он исполнил сразу две партии: герцога Вероны и падре Лоренцо - в резонансной постановке балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», ставшей дебютом модного режиссера К. Богомолова на балетной сцене. Затем последовала старинная «Сильфида» - изящная стилизация французского хореографа П. Лакотта, где Алексей Любимов вышел в роли зловещей колдуньи Мэдж. Зритель всегда ждет появления артиста в спектакле, потому что Любимову есть, что сказать со сцены.

В отличие от многих, Алексей Любимов осознано выбрал балет. Мальчику из провинциального Саранска всегда хотелось выразить себя через движение. Сначала занимался спортом - на всю жизнь осталось у Алексея увлечение тайским боксом. А потом в его жизнь вошел танец - и бальный, и классический. Возможность двигаться под музыку и создавать образы завораживала. Пожалуй, тогда и понял Алексей, что его призвание - хореография. До 13 лет он занимался в хореографической школе родного Саранска, но тогда она только создавалась, и говорить о серьезном преподавании не приходилось. Понимая, что необходим более высокий уровень обучения, целеустремленный мальчик поехал в Пермь поступать в знаменитое хореографическое училище. Это было невероятно: почти четырнадцатилетний парень поступил в хореографическое училище, тогда как его одноклассники начинали с десяти!

Пермское хореографическое училище всегда было одной из лучших школ классического балета в мире. И в этом немалая заслуга его многолетнего руководителя Людмилы Сахаровой. У сына Людмилы Павловны, преподавателя училища Александра Сахарова наш герой стал учиться классическому танцу. Было, конечно же, непросто. В отличие от одноклассников, ему приходилось проходить все «с нуля» - сказывались пробелы начального балетного образования. Чтобы достичь уровня одноклассников, Алексей работал в классе как одержимый. В результате, на выпускных экзаменах он единственный получил «пятерку» по специальности. Его приглашали в знаменитый Пермский театр оперы и балета, но Любимов выбрал Японию. Ему хотелось свободы. Тем более, заманчиво было увидеть именно эту страну. Легкий на подъем юноша заручился разрешением родителей - ему тогда еще не исполнилось восемнадцати лет - и уехал работать в балетную компанию в Осаку. Там танцевал и вел класс. В Японии к русской балетной школе относятся с благоговением. Молодой танцовщик быстро стал знаменитостью труппы. На улице после спектакля его ждали поклонники, просили автограф. И хотя он пробыл там недолго, полюбил эту страну на всю жизнь. До последнего времени Любимов ежегодно приезжал в Осаку давать мастер-класс. К сожалению, пандемия приостановила это сотрудничество. А тогда, в 2000 году, Алексей покинул Японию и приехал в Санкт-Петербург, чтобы танцевать классику в театре Константина Тачкина. Но через несколько месяцев ушел и оттуда. Что двигало молодым танцовщиком: жажда новых впечатлений, творческая неудовлетворенность? Скорее всего, и то, и другое, но... это была судьба. Именно она привела Любимова в Москву, в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, ставший ему родным домом.

Он попал туда совершенно случайно. В том же 2000 году Алексей оказался в Москве и зашел в театр Станиславского и Немировича-Данченко повидать старого друга, с которым вместе танцевали в Японии. На проходной его спросили: «Вы в балетную труппу показываться?» - «Почему нет?» - мелькнуло в голове. Прошел и показался главному балетмейстеру театра Дмитрию Брянцеву, который взял Любимова в труппу.

Сольные партии пришли не сразу - три года пришлось работать в кордебалете. Молодой танцовщик входил в спектакли, постигал стилистику театра, пропитывался ею. Потом стали появляться сольные партии: вставные па-де-де, двойки, тройки в классических балетах. Но Алексею, как любому артисту, хотелось проявить себя в настоящей большой роли. И судьба подарила ему такой шанс. В 2007 году в театр Станиславского и Немировича-Данченко для постановки балета «Чайка» приехал известный хореограф Джон Ноймайер. Он сразу обратил внимание на талантливого молодого солиста. Выдающийся режиссер балетного театра, Ноймайер всегда создавал образы на танцующих актеров. И тогда, в 2007, он увидел в спонтанном, темпераментном Любимове ищущего новые формы в искусстве Костю Треплева. В спектакле многое вызвало споры, но в одном критики были едины: Любимов создал подлинно чеховского героя, стал настоящим открытием этой премьеры. Танцовщика заметили и зрители, и руководство театра. Он перешел в ранг ведущего солиста. Его талант оценил и сам Джон Ноймайер - впоследствии ставя на сцене театра новые балеты, он всегда приглашал Алексея на ведущие партии. В 2012 году хореограф перенес на сцену театра Станиславского свой гамбургский балет «Русалочка», посвящение великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену. Любимов воплотил здесь психологически сложный образ Принца - романтика, обретшего и потерявшего навек свое счастье. А через два года Джон Ноймайер вновь вернулся в Москву, чтобы поставить балет «Татьяна» - вольную хореографическую фантазию на темы пушкинского «Евгения Онегина». На этот раз хореограф, словно желая испытать актерские возможности Любимова и одновременно веря в него, поставил перед ним сложную задачу: станцевать и самого Онегина и его антипода князя N - мужа Татьяны. Алексей доверие Мастера оправдал и показал себя достойным партнером великолепной Дианы Вишневой, приглашенной на заглавную партию. Критики отмечали, что это был дуэт на равных. Сам артист так вспоминает о своей работе с Ноймайером: «У Джона каждое движение продумано, все очень ёмко. Нет времени на ошибку. Он - драматург от Бога. Я скучаю по его постановкам».

В творческой жизни Любимову не раз приходилось воплощать противоположные характеры в одном спектакле. Как истинный актер, он получает от этого удовольствие. Так случилось и с балетом «Каменный цветок», новую версию которого Юрий Григорович специально создал для сцены театра Станиславского и Немировича-Данченко в 2008 году. Опытным взглядом режиссера Юрий Николаевич увидел в Любимове Данилу - главного героя своего балета. Они много репетировали вместе. Хореограф фактически заново создавал эту партию в расчете на нового исполнителя. Роль мастера-камнереза сложна для воплощения - Данила живет лишь мечтой создать малахитовую чашу небывалой красоты. Но танцовщику удалось показать трепетную душу художника, высокий строй его мыслей. Светел был облик любимовского Данилы, широко, с размахом танцевал он эту партию. Сам Григорович одобрил и принял интерпретацию Любимова. А через десять лет, при возобновлении «Каменного цветка», он появился на сцене страшным Северьяном - воплощением зла и жестокости. Алексея невозможно было узнать: поменялись и облик, и движения, адским огнем горели его глаза, истово заходился Северьян в надрывном плясе. А когда злодей погибал, уходя под землю, ужас смерти передавался зрителям.

Неоднократно талант Любимова вдохновлял постановщиков. В 2016 году хореограф и художественный руководитель Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский задумал и создал свой балет «Андрей Рублев» в расчете на Алексея. Задача воплотить образ святого в танце казалась совсем непростой. Танцовщик тщательно готовился: ходил в Андроников монастырь - музей иконописи, где хранятся иконы письма Рублева, читал о нем книги. Помогала необыкновенная, созданная по образу православных песнопений, музыка Валерия Кикты. Весь спектакль шел под хоровой монолог. Это пение переполняло душу, создавало особое настроение. У Константина Уральского свой хореографический почерк - минималистичный и выразительный. Каждое движение как слово, каждый взгляд, поза работали на образ. Режиссерски балет выстроен на аллегорических эпизодах - «Ручей», «Нашествие», «Молитва» - и это оказалось наилучшим решением для воплощения. Премьера балета «Андрей Рублев» имела широкий резонанс, стала событием в российской культурной жизни. После нее Алексей Любимов был удостоен престижной балетной награды журнала «Балет» - приза «Душа танца».

Любимову всегда хотелось выйти за рамки привычного театра, попробовать себя в новых экспериментальных постановках. В этом помогла дружба с известным танцовщиком Сергеем Полуниным, переросшая в творческое сотрудничество. Они познакомились и подружились, когда Сергей был солистом театра Станиславского и Немировича-Данченко. Их объединила общность взглядов и профессии. По просьбе Сергея Алексей поставил миниатюру «Пробуждение Фавна», новую версию знаменитого «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку К. Дебюсси, попробовав себя в роли хореографа. Когда Полунин создал собственный проект Polunin Inc., он позвал туда Любимова. Алексей вошел в него и как ведущий солист, и как педагог-репетитор. Вместе они сделали четыре спектакля, которые с успехом прошли по всему миру.

Ярким воспоминанием осталось участие в 2018 году в проекте Сергея Даниляна - балете «Айседора» в постановке Владимира Варнавы, посвященном жизни великой «босоножки» Айседоры Дункан, чью роль пронзительно сыграла и станцевала звезда мирового балета Наталья Осипова. Любимову досталась двойная роль - аллегория: Учителя танцев Айседоры в «американском» акте и Ленина - учителя всей России в акте «советском». Премьерные спектакли прошли в Лос-Анджелесе и после каждого зрители устраивали стоячую овацию. «Айседору» привезли в Москву, но что-то пошло не так, и спектакль не имел успеха в России. «Я надеюсь, он будет жить, - говорит Алексей. - Чтобы понять замысел «Айседоры», на нее нужно несколько раз ходить, и каждый раз открывать этот спектакль заново».

Но как бы далеко не уводили гастрольные маршруты, каждый раз Алексей Любимов с радостью возвращается в стены родного театра. Здесь ждут его дорогие сердцу партии в балетах Владимира Бурмейстера - и трагический Квазимодо, и пылкий Мизгирь. Завораживает артист в балете Дмитрия Брянцева «Призрачный бал». Здесь все сошлось - поэтическая музыка Шопена, вдохновенная хореография, высокий градус чувств исполнителей.

Последние 20 лет значительно изменили лицо Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Благодаря проекту «Точка пересечения» его сцена стала площадкой отечественной и зарубежной современной хореографии. За несколько лет зритель смог познакомиться с творчеством уже маститых и еще только начинающих хореографов: Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина, Иржи Килиана, Начо Дуато, Триши Браун, Андрея Кайдановского и многих других. С самого начала Алексей Любимов активно участвовал в проекте. Ему всегда нравилось пробовать себя в новой хореографии. Особенно близким оказался творческий почерк Иржи Килиана. Любимов стал первым на отечественной сцене исполнителем партий в балетах «Маленькая смерть», «Бессонница», «Восковые крылья». «За что люблю Килиана? За то, что от балета к балету он всегда разный, никогда не повторяется, всегда ищет новые формы движения. При этом у него всегда есть мысль, психология образа. Очень люблю балет «Бессонница». Там нет музыки - только звуки, шорохи, звоны. Но какая безумная энергетика у этого спектакля!» - признается Алексей.

Совсем недавно, в конце ноября прошлого года, вернулась на сцену Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко романтическая «Сильфида» - старинный балет в постановке французского балетмейстера Пьера Лакотта. Злая колдунья Мэдж - персонаж отнюдь не главный - в исполнении Любимова предстала вершительницей судеб героев. По ее воле гибнут Сильфида и Джеймс, ее беззвучный хохот ставит финальную точку всему происходящему. Такова сила актерской магии Алексея Любимова - его герои всегда выходят на первый план.

«Для меня как для артиста главным счастьем является возможность прожить на сцене как можно большее количество жизней, - говорит Алексей Любимов. - Именно полностью погрузиться в образ, а не просто присутствовать на сцене, делая какие-то движения (зачем тогда вообще выходить на сцену?). Если я не верю в своего героя, то зритель тем более не поверит!»

На его спектаклях всегда раздаются крики: «Браво!» Искусство Алексея Любимова никого не оставляет равнодушным.

Фотогалерея