Разрешите представиться: царь... / Валерий Соколов (Ярославль)

Выпуск №7-247/2022, Лица

Разрешите представиться: царь... / Валерий Соколов (Ярославль)

30 марта 80-летний юбилей отметил заслуженный артист России, актер Первого русского театра Валерий Соколов.

... В длинном плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром шестого числа летнего месяца гекатомбеона в парадный зал своего дворца вышел повелитель Эфеса персидский сатрап Тиссаферн...

Так, или примерно так, по ассоциации с появлением Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита», могла бы начинаться вторая картина спектакля «...Забыть Герострата!», поставленного в Волковском театре Сергеем Пускепалисом. Но режиссер придумал гораздо более эффектное появление Тиссаферна - он выплывает к зрителям, стоя, словно памятник, на высоком постаменте, который выносит на первый план поворотный круг.

А самое поразительное в этой сцене, что актер Валерий Соколов, играющий Тиссаферна, держит в руке огромный меч. Зритель, конечно, понимает, что меч - картонный, но даже при этом сначала нельзя не поразиться, как удается актеру так твердо, без малейшего усилия удерживать его на весу. Однако уже в следующее мгновение секрет открывается: складки плаща с кровавым подбоем скрывают приспособление, к которому крепится меч, а Соколов только делает вид, что держит его в руке.

И в этой, и во многих других своих ролях Валерий Соколов любит ставить зрителя в тупик, загадывать загадки, нисколько не опасаясь последующих «разоблачений». Более чем за полвека служения Волковской сцене он сыграл полторы сотни ролей.

Творческая биография Валерия Соколова началась в 1970 году, когда его, выпускника Ярославского театрального училища, где курс вел замечательный актер Владимир Алексеевич Солопов, принял в Волковский театр тогдашний художественный руководитель, народный артист СССР Фирс Ефимович Шишигин. Театр был на подъеме. Только что завершилась масштабная реконструкция здания, в ходе которой сцена была значительно расширена и получила новейшее оборудование. Новые технические возможности, о которых большинство драматических театров страны могли только мечтать, позволили ставить масштабные спектакли со сложной сценографией. Фирс Шишигин создал очень сильную труппу, просто попасть в которую уже было честью.

Многому научившись у волковских мастеров, Соколов и сегодня не отказывается от усвоенных тогда уроков. Получив роль, он работает над текстом не по распечатке, а тщательно переписывает текст в специальную тетрадку, таким образом погружаясь в замысел автора.

Кого только не сыграл Валерий Константинович за минувшие полвека! Но что интересно - одной из первых для него была роль третьего горожанина в спектакле... «...Забыть Герострата!» Пьеса была написана Григорием Гориным в 1972 году, а уже через год режиссер Николай Коваль поставил ее в Волковском театре. Герой Соколова по ходу спектакля из возмущенного праведника, требовавшего строго покарать преступника Герострата, под воздействием наглой демагогии превращался в его фанатичного поклонника, готового ради сомнительной славы сжечь городской театр. Кто бы тогда мог подумать, что без малого через полвека актеру вновь доведется встретиться с этой пьесой на той же сцене.

Кстати, до повелителя Эфеса Соколов сыграл целую галерею царей, королей и султанов - самовлюбленных и простодушных, мудрых и наивных. Иронично относясь к своим сказочным персонажам, он создает живые, обаятельные образы, которые так нравятся детям. За пятьдесят лет Соколов, наверное, не пропустил ни одного детского спектакля. После Бабы Яги - была у него и такая роль в «Аленьком цветочке» - он был Солдатом в «Огниве», Скоморохом в «Коньке-горбунке», мудрым старым Зайцем в «Зайке-зазнайке». Потом появились роли в детских спектаклях нового времени: почтальон Печкин Дядя Федор, Пес и Кот»), Скрудж Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж») и Дуремар (мюзикл «Буратино»).

Соколов прекрасно вписывался в пьесы Кальдерона и Шекспира, Мольера и Моэма. А уже на следующий вечер играл советских бюрократов и отвязных шалопаев. Он переиграл всю «советскую классику» - Гельмана и Шатрова, Визбора и Боровика, Абрамова и Шукшина. И конечно, в его репертуарном листе - Пушкин и Гоголь, Островский и Горький, Сухово-Кобылин и Чехов, Леонид Андреев и Брюсов.

Каждая из ролей Валерия Соколова - это целая жизнь. Для своих героев он всегда находит неожиданные черты и запоминающиеся детали. Его Фунт в «Золотом теленке» - вовсе не недотепа, покорно отсиживающий сроки за неизвестных ему жуликов, а настоящий «борец за идею», не только сделавший «отсидки» своей профессией, но и почти гордящийся этим «трудовым путем». В восклицании: «Как я сидел при НЭПе!» - слышится вовсе не сожаление, а чуть ли не гордость за то, какие дела довелось ему проворачивать со своими бизнес-партнерами. В этом спектакле Фунт - это постаревший Бендер, уже побывавший и управдомом, но не утративший бескорыстной любви к процессу добывания денежных знаков.

Даже самые несимпатичные персонажи в исполнении Валерия Соколова вызывают у зрителя сочувствие. Таким, например, был его Венгерович 1-й в чеховском «Платонове». Выжига и пройдоха, опутавший губернию сетью кабаков, в спорах с Платоновым Венгерович почти всегда брал верх. Через пятнадцать лет Соколову довелось играть другого персонажа - помещика Петрина в спектакле «Без названия» по той же чеховской пьесе, удостоенном Национальной театральной премии «Золотая Маска» в главной номинации - «Драма. Лучший спектакль большой формы».

Герои Соколова вообще часто становятся своеобразными арбитрами для других персонажей. Это и камердинер Федор ИвановичСпириты» Л.Н. Толстого), и пастор ИммосПеред заходом солнца» Г. Гауптмана), и лакей Карп СавельичЛес» А.Н. Островского). Одной фразой, словом, а то и жестом или движением брови Соколов может раскрыть суть и дать оценку любому герою спектакля.

Блестящей работой актера стала роль Василия Игнатьевича в спектакле «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович. Этот спектакль идет на сцене театра уже несколько сезонов. Герой Соколова прожил трудную жизнь, у него есть сын, который его не понимает, есть работа, которую он не любит. Он много читал, много знает, но нигде не был. И в душе его живет романтик, верящий в то, что всё еще можно исправить и изменить.

Героям Соколова безоговорочно веришь всегда. Даже когда смотришь спектакль по давно знакомой пьесе, которую можешь свободно цитировать, Соколов обязательно удивит, найдет новый, неожиданный образ известного персонажа. Только однажды я поймал себя на мысли, что здесь мне не хочется верить Соколову. В «Герострате» устами Тиссаферна он жалуется, что давно устал, что хочет на покой - удить рыбу. Вот в этом месте так и подмывает воскликнуть: полноте, Валерий Константинович, какие Ваши годы!

 

Фото предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея