Актриса одного театра / Татьяна Горшенина (Архангельск)

Выпуск №7-247/2022, Лица

Актриса одного театра / Татьяна Горшенина (Архангельск)

Путь Татьяны Горшениной в актерство кажется предопределенным еще до рождения. Он запрограммирован, «генетически протоптан» предшествующими поколениями. Татьяна - представительница известной театральной династии. Ее дедушка - народный артист РСФСР Борис Иванович Горшенин, бабушка Валентина Николаевна Соловьева, мама Наталья Борисовна Горшенина служили в Архангельском театре драмы, отец - Борис Николаевич Петров, народный артист РСФСР, актер Челябинского драматического театра.

Татьяна достойно продолжает дело своей семьи. С 1982 года она служит в Архангельском театре кукол. На ее счету более 50 ролей в спектаклях для детей и для взрослых.

Дар делает человека не только творцом, но и инструментом для творчества. Чьего? - ответов немало, но все же «тайна сия велика есть». В лучших своих ролях Татьяна заставляет про эту тайну вспоминать.

Вот Маска в «Петербургских сновидениях» по Н.В. Гоголю. Тело наглухо закрыто черной мантией, лицо - гротескной маской, у актрисы минимум выразительных средств. Свободен только голос. И он - низкий, спокойный, чуть отстраненный - несет авторский текст. Голос звучит так, словно он рожден инфернальными, мистическими глубинами гоголевского Петербурга. Он затягивает в действие, заставляет вслушиваться и всматриваться, держит в напряжении. Кажется, сам воздух оживает и вибрирует вокруг актрисы, и эти вибрации улавливаются залом. Происходит то самое единение, без которого немыслим театр.

А вот совсем другая роль - Мама из шергинского «Волшебного кольца». В руках актрисы - крохотная по человеческим меркам куколка. Как сосредоточить на ней внимание зрителей? Как соразмерить с ней немалый сценический темперамент, не «задавить» собой куклу, но и не «исчезнуть» за ней? Актриса мягко и виртуозно делает это. Ее Мама греет зрительское сердце. Она бесконечно трогательна и обаятельна. Она вызывает и умиление, и смех. И особую радость узнавания - это не просто мама, а именно поморская - и в суетности, и в поэтичности у нее особая стать. Недаром за эту роль Татьяна Горшенина получила Гран-при международного фестиваля и стала лауреатом премии Администрации Архангельской области.

К образу Мамы в плане народности примыкает еще одна кукольная деревенская жительница - Попадья из спектакля «Барин, Полина и Петух» (пьеса В. Ольшанского по мотивам сказов Н.С. Лескова). Стихийная и предприимчивая, ухватистая и заполошная, а еще - любящая, а еще - сердобольная, она тоже очень узнаваема. Узнаваема настолько, что невольно задумываешься о корнях актрисы. Они уходят в городскую интеллигентскую среду, никого из деревни Татьяна припомнить не может. Откуда такое знание глубин? Какие-то отдаленные гены? Или всё же - дар?

О ее Попадье, Маме, а еще Бабе-Яге из «Гусей-лебедей», лубочной царице Аграфене из «Золоченых лбов» принято говорить: «сочные народные характеры». Это значительная, но не единственная характеристика актерского диапазона Татьяны Горшениной.

Вот еще одна кукольная роль из спектакля «Барин, Полина и Петух» - сестры Абросимовы, две девицы, зацикленные на замужестве. Персонажи проходные в прямом смысле слова - они проходят, пробегают, проползают по сцене, почти нигде не задерживаясь. Но есть у них маленький сольный выход с чувствительным романсом.


Ветка сирени не тонет, плывет,

Милый мне сердце на ленточки рвет, -


терзаются сестры в луче прожектора. Но от терзаний совсем не страдают, потому что это такая роль, и они в ней сейчас выступают, и им так хорошо выступать на сцене в этом луче прожектора!..

Эксцентрические способности артистки Горшениной замечены давно и, незачем скрывать, неплохо эксплуатируются. В ее актерском сундучке и странные вороны, и несуразные фрейлины, и очумелые царицы, и зажигательные африканки, и ярко-злодейские феи, и экстравагантные дамы... А в моноспектакле по сказкам Людмилы Петрушевской - сразу несколько странных, подозрительно обычных персонажей.

Актриса любит характерные роли, предпочитает при этом характеры сложные. Признается, что когда-то мечтала сыграть леди Макбет или одну из дочерей короля Лира.

А мы подозреваем, что Татьяна оказалась бы сильна и в глубоко лирической, а еще лучше - музыкально-лирической роли. Она прекрасно поет. Ее низкий, своеобразного тембра голос завораживает, создает магическое пространство, где каждый слушатель оказывается с этим голосом наедине. Очень странное, небудничное ощущение, а если еще добавить в этот мир куклу...

Как же работает Татьяна над своими, такими разными, ролями? Работает осторожно, долго нащупывает образ, «состраивается» с куклой. Она как бы складывает свою актерскую мозаику, трогает, укладывает, перекладывает ее кусочки, с одной целью - найти точку опоры. Осторожно то же самое пробует вместе с куклой, и постепенно - это самое интересное - кукла становится первой в их тандеме. Актриса признается, что никогда не придумывает образ заранее. Она даже пьесу поэтому не читает до первой репетиции. Каждая роль вырисовывается постепенно, проявляясь и вырастая в процессе общения с режиссером, с партнерами. И, конечно, она, эта роль, очень зависит от самой куклы. Такой порядок вещей актрису не только устраивает, но и кажется единственно правильным. Татьяна - актриса театра Дмитрия Лохова, а для него кукла на сцене всегда главная.

Татьяна Горшенина - актриса одного театра. В этом сезоне исполняется 40 лет ее работы на сцене Архангельского кукольного. Бесполезно и бессмысленно разгадывать тайну любого дара. Мы и не будем этого делать. Просто порадуемся тому, что четыре десятилетия работы в театре, вкупе с замечательной наследственностью, подарили нам прекрасную актрису, способную удивлять и восхищать зрителей и партнеров по сцене.

Фотогалерея