Душа народа коми / 30-летие Национального музыкально-драматического театра Республики Коми

Выпуск №7-247/2022, Портрет театра

Душа народа коми / 30-летие Национального музыкально-драматического театра Республики Коми

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми - гордость своей земли, хранитель культуры и языка народа коми - отмечает 30-летие. Это единственный в республике профессиональный театр, где все постановки идут на коми языке.

В ноябре 1992 года впервые открылся занавес Республиканского театра фольклора, представившего зрителям концерт «Вишерские гулянья» с песнями и танцами Корткеросского района, сольный концерт артистки Лидии Логиновой «Ой, жизнь, жизнь» (с 2010 года Лидия Петровна - заслуженный работник культуры РФ) и первый драматический спектакль «Поэма о храмах» о христианизации Коми края в XIV веке. Однако идея создать в Республике Коми национальный театр зародилась еще в 1980-е годы, когда у людей заметно возросло национальное самосознание, они стремились говорить на родном языке, слышать его. В театральной афише Сыктывкара в то время встречалось не более одной-двух премьер в год, посвященных национальной культуре, поэтому не только представители коми, но и чиновники, интеллигенция понимали, что этого явно недостаточно. К тому же в 1980-е в республике появились лидеры, которых тоже заботило будущее коми культуры - председатель Совета министров Коми АССР Вячеслав Иванович Худяев, заместитель председателя Совета министров Коми АССР Евлогий Алексеевич Попов, министр культуры Иван Федорович Кортошкин.

В 1983 году актрису Коми республиканского драматического театра имени Виктора Савина, заслуженную артистку Коми АССР Светлану Гениевну Горчакову, служившую на этой сцене 18 лет, отправили учиться в Москву на высшие режиссерские курсы в ГИТИС им. А.В. Луначарского. Это был важный шаг: в 1987 году в республике появился профессиональный режиссер, владеющий коми языком. С того момента, как в 1989 году Светлана Горчакова стала главным режиссером своего театра, она всеми силами старалась внедрять коми язык в постановки, хотя далеко не вся труппа знала его, а в спектаклях играли и русские актеры. Это стало одним из главных противоречий в работе, вызвало необходимость в создании другого театра, в котором бы вся труппа была увлечена общим делом - сохранением и развитием родного языка, культуры, музыки, литературы, фольклора.

В ноябре 1987 года на базе республиканской филармонии музыкант Михаил Николаевич Бурдин организовал фольклорно-этнографический ансамбль «Парма». Молодые артисты, выпускники училища культуры владели коми языком, играли на народных инструментах, исполняли народные песни. Первый концерт нового коллектива состоялся 25 декабря 1987 года. Михаил Бурдин много дискутировал с коллегами в филармонии о возможном создании на базе ансамбля театра музыкального фольклора, наподобие театра русского фольклора Дмитрия Покровского. В 1991 году вместе со Светланой Горчаковой они решили объединить свои творческие силы и сразу получили поддержку руководителя республики В.И. Худяева и заместителя министра культуры М.Г. Примы. Новый коллектив был учрежден в январе 1992 года распоряжением Совета министров Коми ССР как театр фольклора, имеющий своей целью сохранение самобытности национальной культуры и родного языка. В тот момент он был единственным финно-угорским этнотеатром в России. Постановки первых лет создавались на основе фольклорных материалов. В их числе «Поэма о храмах», «Хозяин Керча-реки», «Охотничий домик», финский эпос «Куллерво».

Эти премьеры наглядно представили особую художественную основу нового театра, соединяющего историю и фольклор, народную музыку и слово. Его творческая программа заключалась в популяризации национальной культуры народа коми и финно-угорских культур (традиционные обряды, обычаи, музыкальные инструменты, песни, танцы, верования, костюмы) при полном сохранении подлинности материала. В труппу вошли солисты фольклорно-этнографического ансамбля «Парма» под руководством Михаила Бурдина и семь учащихся театрального отделения Училища искусств под руководством Светланы Горчаковой.

В 2005 году Республиканский театр фольклора получил новое название - Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми. Сегодня в его труппе 22 актера (артисты-вокалисты и артисты драмы) и четыре музыканта оркестра. Девять актеров работают здесь со дня основания, из них шесть народных артистов Республики Коми, два заслуженных артиста Республики Коми, многие артисты имеют звания лауреатов премий республиканского правительства. В 2017 году труппа пополнилась семью выпускниками Театрального института им. Б.В. Щукина, прошедшими целевое обучение для национального театра Коми. Сейчас в институте учатся еще шесть будущих артистов. И все эти годы бессменным художественным руководителем театра является Светлана Гениевна Горчакова - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народная артистка Республики Коми, лауреат республиканских государственных премий.

Нынешнее название - Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми - придает ему особый статус. Его главная задача заключается в том, чтобы поддерживать коми фольклор, драматургию и литературу. Большинство спектаклей самых разных жанров созданы по произведениям национальных авторов. Это музыкальный эпос, этно-мюзиклы, современные драмы, комедии, мелодрамы, водевили, мюзиклы, детские сказки, театрализованные концерты с современными коми песнями, фольклорные программы. Наряду с классиками национальной драматургии в репертуаре пьесы российских и зарубежных авторов, переведенные на коми язык. Всего же в театре за эти годы поставлено более 100 спектаклей, и большинство из них - музыкальные.

Республиканский театр живет в напряженном творческом ритме, показывая около 190 постановок в год, из которых треть - детские, обслуживая более 20 тысяч зрителей. Сегодня в репертуаре Национального музыкально-драматического около 50 спектаклей. Его знают и с нетерпением ждут в самых отдаленных районах Республики Коми, куда труппа постоянно выезжает на гастроли с уже полюбившимися зрителям спектаклями.

Актеры достойно представляли культуру своего народа на международных театральных фестивалях, на гастролях в Финляндии, Польше, Болгарии, Эстонии, Норвегии, Венгрии, Белоруссии, Франции, Албании. Много раз им аплодировали в самых разных городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Кирове, Саранске, Кудымкаре, Екатеринбурге, Петрозаводске, Нарьян-Маре, Ханты-Мансийске, Грозном.

Спектакли театра не раз становились лауреатами международных театральных форумов. Так, в 2012 году «Ясöвöй» («Вожак») участвовал в Международном фестивале «Белая Вежа» (Брест, Республика Беларусь), а затем победил в номинации «За лучшее воплощение национальных традиций» на Международном фестивале финно-угорских театров «Шумбрат, Майатул!» в Саранске (Республика Мордовия). В основе спектакля - сюжет из ижмо-колвинского эпоса о судьбе семилетнего мальчика. В 1960-1980-е годы фольклорная группа Коми филиала Академии наук СССР открыла уникальное явление - коми народный эпос, в частности, ижмо-колвинский, который, возможно, и поныне бытует в оленеводческих чумах и в отдаленных селениях. Сюжет «Вожака» замешан на межродовых конфликтах, причиной которых становятся оленьи стада и нарушение границ между охотничьими угодьями. Спектакль стал лауреатом премии Правительства Республики Коми 2012 года.

Удаются театру и народные комедии. Одна из самых любимых - «Макар Васька - сиктса зон» («Озорник» или дословно - «Макар Васька - сельский парень») по пьесе классика коми драматургии Геннадия Юшкова - стала лауреатом республиканского театрального конкурса 2004 года. В 2009 году постановка «Гöтрась, пиö, гöтрась» («Женись, сынок, женись») по пьесе Алексея Попова стала лауреатом IV Республиканского конкурса им. С. Ермолина в номинациях «Лучший спектакль по пьесе автора Республики Коми» и «Лучшая женская роль» (Елена Чувьюрова в роли тетки Марьи), а в 2013 году получила Гран-при Восьмого международного фестиваля комедийных спектаклей (Габрово, Болгария).

Созвучный названию театрального ансамбля и один из красивейших спектаклей репертуара - «Парма лов» («Душа пармы»), музыку к которому написал Михаил Бурдин. В 2014 году его сыграли на II Русском биеннале и Неделе Республики Коми в Ницце (Франция), а в 2019-м на Всероссийском театральном марафоне в Нарьян-Маре. «Душа пармы» - сценическое воплощение отрывков из литературного эпоса «Биармия», написанного почти столетие назад выдающимся этнографом, коми-зырянским писателем и ученым Каллистратом Фалалеевичем Жаковым. На основе этого произведения московский режиссер Дмитрий Волков создал на сцене коми театра арт-рок мюзикл «Биармия», участвовавший в Первом всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» (Грозный, 2019).

Театр успешно работает с мировой и российской классикой. Мюзикл «Петербургысь инкогнито» («Инкогнито из Петербурга»), поставленный Светланой Горчаковой по мотивам пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», стал лауреатом VII Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Лучшая режиссерская работа» (2015) и дипломантом Международного фестиваля финно-угорских театров «Майатул» (Йошкар-Ола, 2016). Музыкальная комедия «Шуйгун» («Левша») по мотивам сказа Н.С. Лескова участвовала в «Крымской театральной осени» (Керчь, 2019), XIII Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» (Йошкар-Ола, 2020), III Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» (Грозный, 2021). И этот же спектакль в 2019 году получил три престижные премии IX Республиканского конкурса им. С. Ермолина: «Лучший спектакль», «Лучшая роль второго плана» (Александр Канев в ролях Царя и Английской Королевы), «Открытие сезона» (Валериан Канев в роли Левши).

Многие постановки отмечены государственными наградами Республики Коми, в том числе первая коми опера-сказка «Ручильöй да Кöчильöй» («Лисонька и Заинька»), драма «Жизнь с привилегиями "навечно"», а спектакль «Пармаын вошöм БТР» («БТР, затерявшийся в тайге») в 2012 году признан лауреатом Всероссийской премии «Бородино» Губернатора Московской области в номинации «Театральное искусство» за вклад в развитие отечественных патриотических и исторических традиций. Этно-мюзикл по повести коми писателя Владимира Тимина «Эжва Перымса зонка» («Мальчик из Перми Вычегодской») стал лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги 2018 года».

В 2021 году театр участвовал в праздновании 100-летия Республики Коми, приурочив к этой дате лирическую комедию «Эзысь шабді» («Серебро льна»), с которой труппа успешно выступила в Москве. В фольклоре важное место занимают народные праздники - Святки, Масленица, Троица, о них идет речь и в спектакле «Серебро льна». Лирико-комедийный сюжет о взаимоотношениях влюбленных пар знакомит зрителя с традиционным укладом народа коми, который всегда жил в тесном соприкосновении с природой (см. рецензию на спектакль в «Страстном бульваре, 10», № 2-242/2021).

В 2021 году проект «Коми театр: 30 лет на благо народа» стал лауреатом Всероссийской общественной премии за сохранение языкового многообразия Российской Федерации «Ключевое слово». К своему юбилею театр выпустил красочную летопись «Театр под знаком птицы счастья» - первую книгу о своей истории, написанную заведующей литературной частью театра и автором этой статьи. В книге собраны редкие архивные кинокадры, фотографии спектаклей, информация обо всех премьерах, многочисленных гастролях по республике, России и зарубежью, о важных вехах в судьбе коми театра. Здесь воспоминания актеров, которые с юмором и теплотой рассказывают о любимых зрителем постановках, отзывы публики и театральных критиков, подтверждающие, насколько самобытны постановки и талантливы артисты уникального коллектива. Все это подтверждает главное: вклад Национального музыкально-драматического театра в дело сохранения и развития традиционной культуры Республики Коми неоспорим.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея