Всполохи света / Вспоминая Олега Вавилова (Москва)

Выпуск №7-247/2022, Вспоминая

Всполохи света / Вспоминая Олега Вавилова (Москва)

Когда уходит из жизни человек, память о нем нередко предстает в нас всполохами света особенно дорогих эпизодов. Так происходит не только с кругом близких и родных людей - часто именно так оживают в нас наиболее запомнившиеся образы, созданные артистами на сцене или экране. И весть о смерти народного артиста РФ Олега Вавилова мгновенно отозвалась снова вновь увиденными и памятными на всю жизнь Д'Артаньяном в мгновенно ставших сверхпопулярными «Трех мушкетерах» М. Розовского, поставленных на сцене МТЮЗа Александром Товстоноговым; Беляевым и Ракитиным в «Месяце в деревне», Вершининым в «Трех сестрах», Кочкаревым в «Женитьбе», мольеровским Дон Жуаном Анатолия Эфроса в эпохальных спектаклях Театра на Малой Бронной; декабристом Михаилом Луниным в спектакле Александра Дунаева на той же сцене по одной из лучших и несправедливо забытых сегодня пьес Э. Радзинского; Дягилевым в спектакле Андрея Житинкина «Нижинский, сумасшедший Божий клоун»; Ильей Ильичем Обломовым в «Романсах с Обломовым» М. Розовского по роману И.А. Гончарова в Театре «У Никитских ворот»; Бруно Кречмаром в «Смехе во мраке» по В. Набокову в постановке Екатерины Еланской на сцене «Сферы»; Игорем Сергеевичем в «Старом доме» А. Казанцева в «Модерне» Светланы Враговой; в перенесенном со сцены Театра Сатиры спектакле Юрия Васильева «Ждать?!» (в «Модерне» он шел под названием «Однажды в Париже»), написанном В. Аслановой по произведениям Ф. Саган, где Олег Вавилов играл с Верой Васильевой...

А для кинозрителей старших и средних поколений он остался, в первую очередь, в памяти фильмом «Странная женщина» Ю. Райзмана, в котором сыграл Юрия, но и солидным списком своих киноперсонажей вплоть до 2016 года. Ярко запомнилось и первое появление Олега Вавилова на телевизионном экране - в «Трактирщице» К. Гольдони, где он великолепно сыграл Фабрицио, жениха Мирандолины (Наталья Гундарева). Уже в этой, одной из первых своих экранных работ, артист произвел впечатление не просто слуги, которому завещана бывшим хозяином дочь, а глубоко чувствующего и страдающего от игр Мирандолины человека, понимающего подлинную цену истинной любви. Выразительная мимика, серьезность, придание своему персонажу черт интеллектуала, если возможно подобное сравнение, делали Фабрицио отнюдь не второстепенным героем.

Но истинным призванием был для Олега Вавилова, конечно же, театр, где на разных сценах его талант раскрылся многогранно. Он умел, с одной стороны, удивительно точно попадать «в образ», с другой же - наделять знакомого персонажа штрихами неожиданными, заставлявшими задуматься о том, что прежде в голову не приходило. Его Д'Артаньян, игравшийся в очередь с Владимиром Качаном, был совершенно иным (но поклонников, пожалуй, было поровну). Импульсивность, невероятная эмоциональность, готовность к битвам в любую минуту, отличавшие Качана, у Вавилова были словно чуть замедленными. Готовый последовать за своими друзьями в любую переделку, он остается как будто погруженным в свой внутренний мир, сформированный иной средой, и привыкает к Парижу не так стремительно, как литературный и ставший почти штампом для инсценировок и экранизаций герой-мушкетер. И в этом, как понимается спустя десятилетия, ощущалась современность: часть подростков и молодежи от бездумности проявлений перешла к попыткам осмысления.

Эта черта, отличавшая большинство героев Олега Вавилова, шла, несомненно, от его личности, от глубины восприятия происходящего - будь то окружение в жизни, на сцене, в человеческих отношениях, в погружении в эпоху, когда происходили те или иные события. События, не просто влиявшие на его героев, но делающие их именно таковыми.

Здесь невозможно не вспомнить Михаила Лунина, героя пьесы Э. Радзинского «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии хозяина» - многоплановой, соединявшей прошлое с настоящим и протягивающей нити в будущее. Неизвестное, но лучшими людьми своего времени предчувствовавшееся. Перечитывая письма Лунина, я до сих пор отчетливо слышу голос Олега Вавилова, старика, медленно выходящего на сцену со свечой: «Сегодня я забылся сном только на рассвете. В груди болело. Сон был дурен... Знобило... Ударил колокол... Звонило к вечерне. Я знал, мне нужно обернуться, чтобы увидеть твое лицо. Но я не мог! Я не мог!.. Я так и не увидел твоего лица... Потому что я забыл его!» Спектакль А. Дунаева был исторически точным и фантастически современным. И хотя заняты были в нем прекрасные, любимые зрителями артисты, у меня в памяти он сохранился во многом благодаря тому, как прожил судьбу Лунина накануне смерти декабриста «во глубине сибирских руд» артист Олег Вавилов: «Есть удивительная загадка, господа: «Улетают слова, но остается написанное...», - произносил он так, что это впечаталось в память навсегда...

Лунин стал дебютной ролью артиста на сцене Театра на Малой Бронной, затем наступил счастливый для Вавилова период работы в спектаклях Анатолия Васильевича Эфроса, где его «природные» самоуглубленность, настойчивый поиск того золотого сечения, что органически соединяет прошлое с настоящим и устремляется в неведомое, но ощущаемое будущее - проявлялся все более зримо и точно. И спектакли Андрея Житинкина, в которых он был занят, еще не раз подтвердили это.

Немногословный, не стремящийся быть в центре внимания, не любящий раздавать интервью, Олег Вавилов на подмостки каждого театра, в котором играл, приносил эту свою удивительную сосредоточенность призвания, созидая каждую роль крупно, целостно, заставляя надолго задумываться над вневременной сутью своего героя. И потому, вероятно, они были такими разными, но такими схожими в так или иначе просвечивающей в каждом личности артиста: в его красивой внешности, завораживающем голосе, но более всего - в том внутреннем интеллектуальном напряжении, которым он жил до последнего...

А каким непривычным и наделенным особо понятым чувством благородства и собственного достоинства представал он в роли Ильи Ильича Обломова! Невозможно забыть его всматривания в самого себя, в глубины собственной души, не желающей и не готовой принять «жизни мышью суету» с грузом ее забот и проблем, даже необходимых для элементарного выживания. Не потому, что он «выше», а потому что человек рожден для чего-то другого, чего он, Обломов, так и не сумел отыскать. А мы отыскали?..

В интервью Жанне Филатовой, когда Вавилов перешел в труппу Театра Сатиры, где сыграл много интересных, глубоких и сильных ролей, он ответил на вопрос о кино: снялся в 15 картинах, работал со многими высокопрофессиональными режиссерами и коллегами, назвав множество имен, но «все дело еще и в том, что сниматься, в чем попало, я не могу. Это не каприз, просто как актер я хочу, прежде всего, себя уважать». Пожалуй, и в театре трудно будет кому-то сыскать роль Олега Вавилова, за которую он не уважал бы себя - требовательность к материалу, к режиссеру, к партнерам исходила, в первую очередь, от высокой требовательности к себе самому. И в небольших, и в главных ролях.

Это интервью начиналось словами корреспондента: «Он не родился баловнем судьбы. Он им стал, рассчитывая исключительно на собственные силы, талант, трудолюбие и порядочность, ничуть не пугаясь неудач, неожиданных поворотов судьбы и злых языков, которые особенно неравнодушны к людям одаренным». В подобной характеристике точно дан портрет артиста, без нередких в подобном жанре преувеличений и восхвалений. Тем более, что в нем Олег Вавилов гораздо больше говорит о своих режиссерах, партнерах, ролях - говорит с таким уважением, любовью, нежностью, что в искренности его усомниться невозможно. Вспоминает и два с половиной года, проведенные после окончания института в Большом драматическом театре им. В.И. Качалова в Казани, где сыграл немало главных ролей, будучи еще совсем юным артистом. Перечисляя своих персонажей разных эпох, Олег Вавилов словно сам «напросился»» на вопрос о герое нашего времени. Ответ его показателен: «Наша русская интеллигенция славилась прежде всего романтикой, а не накачанными мускулами. Сегодня это потеряно. Мужчина, а тем более артист, должен быть постоянно в форме, у него должна быть своя мужская красота, но при этом он должен еще иметь и душу, и мозги. Я не воспринимаю накачанных секс-символов».

Всю жизнь Олег Вавилов играл роли, о которых многие могут только мечтать. Думается, что причиной тому - не только щедрая природа, наградившая артиста внешними, но, в первую очередь, глубокими, пытливыми «внутренними» данными. Его трудолюбие, неустанные поиски, прочные знания культуры выделяли этого артиста из числа очень многих, прославленных больше, чем он. А Вавилов не скрывал, что считает свою судьбу счастливой. И вспомнить Олега Михайловича хочется по первому же порыву души: он не просто был счастлив своей профессиональной судьбой - он и нас сделал счастливыми, подняв с помощью своего человеческого и актерского мастерства на те высоты духа, ощутить которые мы вряд ли сможем до конца. И память наша навсегда останется светлой...

Фотогалерея