Расширяя границы / Форум-фестиваль «Область театра» в Кириши

Выпуск №8-248/2022, Фестивали

Расширяя границы / Форум-фестиваль «Область театра» в Кириши

Творческий коллектив Театра «На Литейном» по инициативе его художественного руководителя-директора Сергея Морозова стал создателем и организатором Форума-фестиваля «Область театра», который прошел в октябре 2021 года. Название проекта являет три составляющих нового подхода к театральности в современности. Игра с этимологией понятия «форум» отражает природу события: Театр «На Литейном» предложил сделать центральной площадкой культурной жизни Кириши, город Ленинградской области, для встречи, общения, обмена достижениями и обучения театральных коллективов Северо-Западного региона России. Уникальное пространство генерального партнера Форума-фестиваля Дворца культуры КИНЕФ не имеет себе равных в Ленинградской области ни по красоте убранства, ни по технической оснащенности) и позволяет проводить культурные мероприятия любого масштаба. Фестивальная жизнь подразумевает периодичность события, множество открытий и новейших явлений современного процесса: программа, собранная Театром «На Литейном», обозначила ведущие тенденции российского искусства. А само название Форума-фестиваля ставит проблему рамок между видами современной визуальной коммуникации. Спектакли, включенные в фестивальную программу, дали зрителю традиционные формы классического театрального представления, а спикеры и эксперты форума отразили всё многообразие сегодняшних явлений.

Современный театр так многогранен, что проанализировать и осмыслить те явления, которые определяют само это понятие, стало почти невозможно. Если еще пару лет назад академические театры продолжали диктовать основные тенденции развития и новые подходы к самой природе представления и к системе продюсирования в театральной сфере, то в мире, ушедшем на многие месяцы в глубины интернет-коммуникаций, произошли тотальные изменения. Театр - материя живая, его предметом все еще остаются актер из плоти и крови, и зритель, наблюдающий представление здесь и сейчас. Но, кроме привычной формы общения между сценой и зрительным залом, театр все чаще и активнее использует перформативные практики, интернет-пространство, визуальные искусства. Главным открытием Форума-фестиваля стало это многообразие форм, видов и способов новейших коммуникаций в современном российском театре. Программа четырех образовательных дней может бросить вызов самым престижным площадкам, работающим с деятелями искусства. Три секции лекционных занятий и мастер-классов ТОП (Творчество, Организация, Продвижение) вобрали в себя такое количество важнейших практик современного театрального процесса, что зачастую было невозможно принять решение: какие именно встречи сегодня выбрать.

Актуальнейшие проблемы и вопросы продюсирования и продвижения в сфере театра рассматривались в секции Организация. Марина Андрейкина, эксперт в области интеллектуальной собственности, экономики и права в сфере культуры, основываясь на конкретных примерах из собственной практики, рассказала об авторском и смежном праве в современном российском театре. Удивительно ярким и вызывающим восхищение опытом работы с детской и молодежной аудиторией поделилась Софья Апфельбаум, директор Российского государственного академического Молодежного театра. Подробно, с тончайшими деталями Софья Михайловна рассказывала об обучающих программах РАМТа, об образовательной деятельности театра с коллегами из других городов, обращалась к истории вопроса, отсылая собравшихся к деятельности З.Я. Корогодского в ленинградском ТЮЗе.

Самой многообразной получилась программа секции Творчество. Именно мастер-классы проявили все разнообразие современного театрального контента, обнажили сложность процессов взаимодействия и параллельного существования академических форм театра и новых видов перформативных практик. «Академическую» часть многогранно представили Сергей Морозов, художественный руководитель-директор Театра «На Литейном», и Людмила Бояринова, актриса Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке. Мастер-класс Людмилы Бояриновой, посвященный основам работы актера с голосом, проявил основные проблемы уже практикующего исполнителя, который ежедневно выходит на сцену и должен в полной мере «держать актерский аппарат в рабочем состоянии». Уникальность короткой встрече придали точно подобранные упражнения. Многие из них Людмила Бояринова взяла из существующих мировых практик Т. Терзопулоса, К. Линклейтер, А. Петровой, В. Галендеева, переосмыслив часть упражнений и создав идеальную структуру короткой разминки. Сергей Морозов рассказал молодым актерам об искусстве самопрезентации. Казалось, час пролетел за несколько минут, так точно были распределены и подобраны этапы работы актера при подготовке к кастингу или прослушиванию, так ярко автор мастер-класса презентовал основные приемы, которые помогают актерам найти именно свою роль и своего режиссера.

Московские гости внесли в программу мастер-классов нотки модных тенденций. Сергей Щедрин и Илья Барабанов, выпускники Школы-студии МХАТ, на пару часов увлекли участников форума в фантазии сторителлинга. Трудно назвать это новым театральным жанром, скорее, это новый вид театральной коммуникации. В практической части актер и режиссер Илья Барабанов захватил публику монопредставлением об Александре Невском, после чего состоялось обсуждение со зрителями специфики сторителлинга и его проявлений на русской почве. Возник жаркий спор о целевой аудитории такого рода монологов и диалогов на основе сюжетов классической литературы или «жизни замечательных людей», преподнесенных в максимально яркой авторской трактовке с большим количеством «креативных инноваций», которые были «вшиты» в основную структуру рассказа на равных с историческими фактами. Этот творческий диспут часто возвращал собравшихся к европейскому опыту 1970-х годов и к поэтике современного российского stand up. Федор Елютин в озорной и захватывающей манере, по-московски напористо-позитивно, рассказал о своих опытах на пограничных территориях театра, деятельности современного импресарио, возможности работы в международных проектах.

Диковинным цветком программы форума стала лекция-размышление Веры Мартынов «Драматургия пространства». Заполненный контровым светом холл Дворца культуры «КИНЕФ», четко очерченный силуэт художника, а за ее спиной осеннее серое небо и быстро летящие облака... Пространство, в котором проходила лекция, послушно подстраивалось под настроение лектора, пульс и течение мысли. Так совершенно неожиданно в начале разговора Вера легко распахнула архив личных фото в лэптопе и пригласила всех собравшихся вместе с ней отправиться в путешествие по фондам музея в Петергофе. С каким трепетом она описывала каждый экспонат, каждую деталь! Исторические предметы и фрагменты статуй, запечатленные и ставшие лишь отражениями реальности на карте памяти, в рассказе художника обретали плоть и кровь, становились живыми. А потом Вера впустила зрителей в комнаты своего творческого сознания, показывала кадры из любимых фильмов, картины и инсталляции современных художников. Лекция перерастала в перформанс, путешествие за руку с автором по знаменитой петербургской выставке «Хранить вечно», прошедшей в 2018 году в Манеже, погружение в воспоминания о рождении музейно-театрального проекта. В припоминаниях художника создавался удивительный акт повторения прошедшего, выставка оживала и изменялась в течение такого доверительного и простого разговора автора с участниками форума.

Уникальным аналитическим материалом стали спектакли драматических театров Ленинградской области, включенные в программу Форума-фестиваля. Калейдоскоп свадебных переполохов: «Женитьба Фигаро» Театра «На Литейном», «Женитьба» Театра на Васильевском, «Ханума» Театра драмы и кукол «Святая крепость» (Выборг) - показал основной запрос современного зрителя. Красочная, подвижная природа одного из самых важных ритуалов светской жизни скрывала за комедийным сюжетом всех этих постановок трагичность бытия. Зритель с легкостью погружается в свадебные происшествия потому, что угадывает в героях любого времени себя и свои проблемы, но за простотой игры режиссеры обозначают сложные коллизии современника. В «Очень простой истории» Театра-студии «Апрель» и спектакле «Барбетт одевается» Театра «Комедианты» основой сюжета становятся отношения совсем молодых людей, новая семья рождается на сцене в момент спектакля. Только счастливый финал «Очень простой истории» оставляет горький привкус жертвы старшего поколения ради счастья новой жизни. А главный герой спектакля «Барбетт одевается» сознательно отказывается от фантазии, чтобы стать главой семьи и отцом.

Семейная драма и комедия удивительно точно показывают формирование репертуарной политики театров Ленинградской области. Режиссеры пытаются найти материал, понятный и привлекательный для самой широкой аудитории, стараются говорить о простых человеческих ценностях, но каждый из коллективов обладает собственным уникальным театральным языком, у каждого театра своя актерская идентичность, свои подходы к созданию ролей, мизансценическим и сценографическим партитурам.

Форум-фестиваль «Область театра» вместе с Театром «На Литейном» выявили неисчерпаемое количество тем, связанных с современным театральным процессом: новые перформативные формы, новые виды общения со зрителем и между создателями произведений для театра и о театре, новые подходы к выбору материала театральных и экспериментальных постановок, новые коммуникативные практики между актером и зрителем. Театр меняется, расширяет свои границы, ищет новые «наряды», которые восхитят и привлекут зрителя, заставят его думать и чувствовать. Кажется, что Форум-фестиваль Театра «На Литейном» - это подиум, где можно оценить проекты неординарных и ярких тенденций современного театра. И у него есть все шансы стать отправной точкой для роста и развития всего театрального сообщества Ленинградской области и Северо-Запада.


Послесловие


В День юриста России, 3 декабря 2021 года состоялось еще одно важное событие. Театр «На Литейном» впервые провел юридический мини-форум «Театр прав». Мероприятие прошло при поддержке Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ в офлайн и онлайн форматах.

На форуме обсуждались актуальные вопросы трудового, гражданского и авторского права в театре и других учреждениях культуры, изменения в законодательстве и их правильное использование, юридические права режиссеров и правила составления договоров. Цикл лекций «Театр прав» стал завершающим аккордом масштабного проекта Первого форума-фестиваля «Область театра».


Фото Сергея РЫБЕЖСКОГО

Фотогалерея