Мастер-класс от Людмилы Максаковой / "Мастер-класс" в Московском театре им. Евг. Вахтангова

Выпуск №8-248/2022, Премьеры Москвы

Мастер-класс от Людмилы Максаковой / "Мастер-класс" в Московском театре им. Евг. Вахтангова

В Театре имени Евгения Вахтангова Сергей Яшин представил «Мастер-класс». В главной роли - легенда нашего театра Людмила Максакова. Это третья работа режиссера на Вахтанговской сцене. Более 20 лет с неизменными аншлагами шел спектакль «Посвящение Еве» с Василием Лановым и Евгением Князевым, в 2001 году Сергей Яшин поставил с Евгением Князевым «Ночь игуаны» Теннеси Уильямса.

Спектакли-биографии в этом театре не редкость. В афише театра постановки о Вацлаве Нижинском, Саре Бернар, Фриде Кало, Леопольде Сулержицком, Людмиле Гурченко. Новая работа посвящена величайшей оперной певице и актрисе Марии Каллас, в ее основе пьеса американского драматурга Терренса Макнелли - знатока оперы и поклонника певицы, который побывал на ее мастер-классах в 1971-1972 году. А также фрагменты книги Марии Варденги «Когда вернется бабочка», письма и воспоминания Марии Каллас, посвященные истории ее жизни, ее творческой судьбе, истории ее непростых отношений с миллиардером Аристотелем Онассисом, который бросил ее накануне венчания и заключил брак с вдовой Джона Кеннеди - Жаклин. Подзаголовок или второе название спектакля «Письма из тишины», так называются главы книги Варденги. Но о том, опубликовала ли писательница настоящие письма или сочинила их, мнения расходятся. Упоминается и проклятие Каллас неверному возлюбленному, которое так страшно сбылось, история ее одиночества, возвращения на сцену, что превращает сценическую историю не только в блистательный урок актерского мастерства, но и в размышление о пути артиста, смысле творчества.

Идея постановки принадлежала Людмиле Максаковой, которая хотела сыграть эту роль еще 15 лет назад. В этом году сошлись две даты: 45 лет ухода из жизни Марии Каллас и 120 лет со дня рождения Марии Петровны Максаковой - оперной звезды Большого и Кировского театров. Людмила Васильевна на встрече с журналистами после пресс-показа сказала, что посвящает эту работу Дому номер 7 по Брюсову переулку, так называемому «Дому Большого театра», где жила семья Максаковых, а также Надежда Обухова, Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Николай Голованов, художник Федор Федоровский и многие другие выдающиеся люди искусства. Это был первый полученный в детстве «мастер-класс» - погружения в мир оперы, в «священный мир театра».

Спектакль Сергея Яшина играется на Новой сцене Театра имени Вахтангова в небольшом сценическом пространстве, и разговор со зрительным залом становится доверительным и откровенным.

Задник сцены - большие щиты с постерами, напоминающими о знаменитых ролях Каллас. Минимум сценической обстановки - уличные фонари и скамейка, рояль и кресло, большой чемодан, разбросанные белые листы бумаги, письма, воспоминания. Шум дождя и звук уходящего поезда, ария Нормы из оперы Беллини - сквозная музыкальная тема - всё погружает в легкую импрессионистическую атмосферу спектакля. Примадонна оперной сцены появляется в белом брючном костюме, на высоких каблуках, изящная, легкая и свободная. Во втором акте она сменит его на черный, не менее стильный и элегантный, и предстанет перед нами еще в нескольких стилизованных костюмах своих знаменитых ролей. Сценография и костюмы спектакля Елены Качелаевой, музыкальное оформление Татьяны Агаевой.

«Уроки музыки» перемешаны с воспоминаниями, «уроками жизни», которые незаметно вводят в само таинство театральной сцены. «У меня глаза на затылке, чтобы не получить нож в спину. Без них карьеры в театре не сделаешь»... Иногда актриса, ни на секунду не выходя из образа, обращается напрямую к кому-то из зрительного зала. «Вот у вас есть лицо? - спрашивает она, уже не у партнера. - Вижу, что нет. А у личности должно быть лицо. У вас, как я вижу, лица нет». Такие, иногда весьма хлесткие эскапады разбросаны по всему спектаклю. И кажется, что идут они уже не от Марии Каллас, а от самой Людмилы Максаковой.

У актрисы в этом спектакле весьма достойные партнеры и это тоже своего рода «мастер-класс» - актерского партнерства. Олег Макаров исполняет в спектакле сразу несколько ролей, слегка обозначая их несколькими выразительными штрихами: неизвестный поклонник творчества и биограф Каллас, ее возлюбленный эгоистичный Аристотель Онассис и преданный незадачливый муж актрисы - Меннеги.

В спектакле еще четыре персонажа, трое слушателей-студентов и концертмейстер - этим и ограничивается режиссер, рассказывая свою историю. Концертмейстер Мэнни Вайншток (Евгений Кравченко) - виртуозно аккомпанирует и принимает на себя все колкости примадонны. Трое начинающих артистов приходят к оперной диве взять уроки мастерства и пения. Драматург предполагал, что эти роли должны исполнять молодые оперные певцы, так по традиции и игралась эта пьеса. В спектакле Сергея Яшина перед нами молодые вахтанговцы. Вокальная сторона каждого сценического образа безупречна. Арии из опер Верди, Беллини и Пуччини исполняются драматическими артистами на самом высоком музыкальном уровне. Актеры не стесняются использовать яркие, сочные мазки, играют чуть отстраненно и гротескно, наделяя каждого персонажа неповторимой индивидуальностью

Вот трепетная и нежная Софи де Пальма, сопрано (Евгения Ивашова). Она волнуется до обморока, трепещет перед мировой знаменитостью и, естественно, получает совет: «Если трясешься - значит, не веришь в себя, не готова». И - преодолевая себя - не уходит, исполняет свою партию до конца.

Мария Каллас обладала уникальным голосом невероятного диапазона. Людмила Максакова в этой роли не поет и предупреждает об этом в самом начале спектакля. Но, как известно, Каллас - одна из первых оперных певиц, уделявших огромное внимание не только вокальной составляющей своей роли, но и драматической. Это было важной частью ее мастер-классов.

Главный урок, который она сейчас преподносит, это урок драматического искусства. А фоном к этому уроку звучит «Каста Дива» в исполнении Каллас, неповторимая вершина, к которой можно только стремиться.

Вторая ученица и тоже сопрано Шэрон Грэхэм (Мария Волкова) замахнулась ни много ни мало на арию Леди Макбет, в которой когда-то блистала сама Каллас. Она «проходит» с ней текст арии, доводя ученицу до неистового бешенства, и опять же - для пользы дела.

Оперные арии в исполнении Ивашовой и Волковой безупречны, порой забываешь, что перед нами актрисы не оперного, а драматического театра. Не отстает от них и Алексей Петров в роли тенора Энтони Кондолино. Как и полагается тенору, он вначале рисуется и любуется собой, и, кажется, имеет на это право - поет он очень хорошо и умеет владеть своим голосом. Но и он получает свой «урок мастерства» - не только безупречный голос делает певца настоящим артистом, но и серьезная подготовка к роли, знание истории персонажа, драматургии образа.

Возможно, эти советы покажутся старомодными. Ведь современный театр, в том числе и оперный зачастую успешно существует сейчас и по другим законам. Но душа театра - актер. Артист - личность, сопереживание которому и лежит в основе театрального искусства. Таких личностей - «мастеров» старой актерской школы в нашем театральном искусстве осталось не так уж много. Об этом и напоминает «мастер-класс», данный Людмилой Васильевной Максаковой и вахтанговским театром.


Фото Александры АВДЕЕВОЙ

Фотогалерея