Государыня саратовской сцены / Римма Белякова (Саратов)

Выпуск №8-248/2022, Лица

Государыня саратовской сцены / Римма Белякова (Саратов)

С возрастом Анна Ахматова становилась все больше похожа на Екатерину Великую. Но не замечала я раньше величественности в народной артистке России Римме Беляковой. Легко неся себя в короне тяжелых темно-русых волос, она всегда стремительна, озорна, с мгновенной актерской реакцией на все события сцены и жизни. А в этот юбилей - 85! - после ее чтения «стихов-экспромтов», шквала поздравителей, потока роз именинницу усадили, наконец, в старинное кресло и окружили со всех сторон выпускниками разных лет. И все увидели гордую, с красивой осанкой Государыню саратовской сцены...


СаТИ и нескучная классика

Шутка ли, больше 10 выпусков у профессора Саратовского театрального института Беляковой. Ученики рассеяны по всем театрам Саратова, обеих столиц, многим русским провинциальным городам. Юрий Кравец был правой рукой Олега Табакова, теперь - заместитель художественного руководителя Александра Калягина в театре Et Сetera; Евгений Редько - народный артист России, известный театральный и киноактер; Сергей Казаков - актер и худук Пензенского драматического театра; Алексей Зыков - блестящий хореограф, заведующий кафедрой специальных дисциплин СаТИ; Олег Загуменнов - талантливый театральный режиссер и педагог. Или такие популярные киноактеры, как Владимир Конкин и Юлия Зимина.

Римму Ивановну называют театральной легендой Саратова. И это чистая правда. Почетный гражданин области, народная артистка страны, мастер, игравшая только главные роли на сцене Саратовского академического театра драмы им. К.Маркса (с 2003 года - имени И. Слонова). Педагог от Бога, долгие годы - до самых последних лет - заведующая кафедрой актерского мастерства СаТИ и председатель Саратовского отделения СТД (ВТО) РФ. Лауреат Национальной премии «Золотая Маска» - «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Но есть у нее награда, которой она особенно гордится. За подготовку будущих актеров - премия Михаила Царёва.

Римма Ивановна по-прежнему «у руля» - учит студентов, экспериментирует, режиссирует. Только-только вышел дипломный спектакль в ее инсценировке по повести А.И. Куприна «Яма». Помню скорбный финал беляковской «Ямы» 15-летней давности. И фигуры обитательниц «веселого дома», словно вырезанные из черной бумаги на красном фоне, постепенно уходящие в никуда. Сейчас на исторической сцене ТЮЗа Киселева все красное. Кричащие обои, платья девушек, постельное белье. И лишь в финальной сцене исчезает агрессивная доминанта цвета. Является образ храма. «Спасенье есть»...

Белякова-режиссер любит составлять композиции из разных пьес, смело берет для дипломных спектаклей раскрученные мюзиклы, охотно осваивает со студентами абсурдистский материал. В антипьесе Эжена Ионеско (как ее определил автор) «Лысая певица» явление самой певицы не предусмотрено. И вдруг в финале некая странная дамочка с головой голой, как коленка, врывается на сцену с воем, отдаленно напоминающим песню. После минуты замешательства - не узнали! - «рухнул» не только зал, «раскололись» и актеры. Мастер, натянув парик, выскочила на сцену в придуманной на ходу характерной роли...

У Беляковой и «Женитьба Фигаро» была своя, очень изобретательная. Студенты как будто пели оперные партии, но лишь раскрывали рты в самых неожиданных местах действия.


От Нижнего до Астрахани

Нижегородская девочка с пушистыми светлыми косами, старшая в семье солдатки, оставшейся с тремя малышками на руках, давно мечтала о сцене. А учиться пошла в авиатехникум, чтобы скорей начать матери помогать. Но у фортуны в запасе есть разные варианты. Однажды по комсомольской путевке девушка поедет на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. А там... ноги сами приведут ее в Школу-студию МХАТ, где и набор-то давно закончился. Случайно заглянув в здание, она случайно встретит ректора Школы Вениамина Радомысленского, который и зашел-то на 10 минут - проверить, как идет ремонт. Римма Белякова становится кандидатом - без стипендии и общежития, вскоре - студенткой Школы-студии, а спустя немного времени уже получает вместе с однокурсником Всеволодом Шиловским почетную стипендию Станиславского. Смогла и маме что-то отослать, купила себе первые выходные туфли - кораллового цвета «гвоздики».

Ее будущий муж, заслуженный артист России Георгий Банников, заканчивал другое знаменитое театральное заведение - Щукинское училище. А встретились они на смоленской сцене, где красиво ухаживающий астраханский парень целый год покорял строгую северную красавицу. Он играл лихого гусара Дениса Давыдова, она - его возлюбленную. Римма Ивановна недавно издала толстую книгу о любимом муже и партнере - в театре и на театральном факультете, будущем СаТИ. Они вместе начинали как педагоги и выпустили несколько курсов.

С большим трудом уговорила я нашу «Маму Римму» написать немного и о себе. Ее тоненькая книжица «Нити жизни» скоро увидит свет. Нелегкое военное детство, голодная и одновременно счастливая московская юность... Встреча, которая, как известно, бывает только раз. Любовь, сцена, Саратов. Как он возник в их жизни? Устные рассказы Беляковой - как нити жизни целого поколения актеров - теперь записаны на диктофон:

«Нас с Георгием Банниковым увидели на Всесоюзном театральном фестивале в 1966 году и стали наперебой приглашать в несколько театров. Я подумала, что Саратов тоже на Волге. Там сразу стали репетировать «После казни прошу...» по переписке лейтенанта Шмидта и его возлюбленной Зинаиды. ...Играла я в спектакле «Валентин и Валентина» Рощина сестру героини. Гармошку освоила. Приходил из консерватории парень, показывал. Это мой первый инструмент. Меня же не учили на пианино играть, как девочек из обеспеченных семей. И когда я услышала первый раз звуки фортепиано, долго стояла под окнами, слушала... Работала я с Александром Дзекуном, Константином Дубининым, Дмитрием Лядовым, Яковом Рубиным - всеми режиссерами Саратовской драмы.

С Рубиным мы делали «Маскарад» Лермонтова. Я Нина, Георгий Сальников, народный артист России - Арбенин. После него Банников играл очень сильно. Буквально заставлял меня есть отравленное мороженое. Есть снимки, где он так страшно на меня смотрит: попробуй не съешь!.. А как я любила последнюю свою здесь роль - в спектакле «Валентинов день» Вырыпаева... Образ вообще-то трагикомический. Пьющая от несчастной любви женщина: ее муж любит другую. Зрители и смеялись, и жалели меня.

Играть я продолжаю, но теперь на других сценах, камерных. В ТЮЗе Киселева - в спектакле «Осенняя соната» по Бергману, там же и в театре «Балаганчикъ» - в «Соло для струны без оркестра. Исповеди актрисы», по переписке Чехова с женой.

Пьеса написана учеником Риммы Ивановны, известным немецким киноактером Юрием Шрадером и Людмилой Касьяненко. Студенткой Белякова хорошо знала вдову Чехова, вместе с однокурсниками ходила к Ольге Леонардовне «на чай с вареньем». И теперь выступает на сцене ее горячей защитницей от обывательского злоречья. Возила моноспектакль в Ялту, играла в Доме актера, показывала и в Доме-музее М.Н. Ермоловой в Москве.


Рядом с великими

Римме Ивановне везло на встречи. Педагогом ее курса был Олег Ефремов. Все девчонки в него сразу же влюбились. А серьезной отличнице нравилось, как глубоко и подробно Олег Николаевич разбирает пьесы и роли - сразу все становилось на свои места.

С другим великим Олегом - Янковским - Белякова играла, когда он служил в Саратовской драме.

«Жена Олега окончила театральное училище раньше, была уже известной в городе артисткой, его звали «муж Зориной». Мы в пьесе Салынского «Мария» были влюбленной парой. Моя сценическая мать мне выговаривала: «Ты секретарь райкома! Тебе нельзя ехать к нему, он тебе не муж!» - «Но я же люблю его!» Я приезжаю в экспедицию, он бросается ко мне: «Машка!» Мы целуемся, поцелуй затягивается. А мы на авансцене. Я шепчу: «Ты что, с ума сошел, перестань...» - «Но тебе ж нравится...» Олег любил похулиганить на сцене.

Рубин ставил и инсценировку «Идиота» Достоевского, мы ее в Ленинград возили. Как раз потом Олег перешел в Ленком. Я была Настасьей Филипповной, Янковский - Мышкиным. Человек он по природе своей ироничный, но в «Идиоте» был очень хорош. У него глаза делались совершенно мышкинские - наивные, растерянные. Художник нарисовал мой портрет в роли. Страшный получился: я вся черная, близка к помешательству. Играла старая гвардия драмы - народные, заслуженные. Мы все были на пределе эмоций».


Вот выйду на каблучках!..

Разными вещами замещают постепенный уход со сцены. Римма Ивановна начала писать «экспромты»: короткие нерифмованные строчки с бегущим, сбивающимся ритмом, словно нетанцевальные танго Пьяццоллы. Написала о своем юбилее. О большой грустной дате, когда уже трудно «казаться молодой». Но каков финал!

«Я отраженью в зеркале лукаво подмигну,

И, процитировав стихи любимого поэта:

«Живи хоть до скончанья века...», -

Я на работу вновь иду»...

«Мама Римма» вспоминает: «Каждый раз юбилеи проходят по-разному. Помню, в Старом ТЮЗе я читала стихи любимых поэтов. А был такой юбилей, когда я чеховский текст обыгрывала и первый раз показала пьесу о Чехове и Книппер.

В этот юбилейный вечер почитаю свои «экспромты». Выйду, конечно, на каблучках. Очень люблю высокие каблуки - в них женская ножка похожа на ножку. Подбираю наряд, сумку, бусы - все в ансамбле. Вот сейчас коричневую сумочку купила, а с чем ее носить, еще не придумала. Но есть сумка - будет и наряд. Откуда это у меня - девчонки с пролетарской окраины? У бабушки вкус был хороший - белошвейка! Я смотрела, запоминала. Сама умею подшить платье красиво, «зигзугами», цветок соорудить. Но вообще понимание, как одеваться, как держаться, пришло уже в Школе-студии. Преподавали-то Алла Тарасова, Ангелина Степанова, всегда одетые строго, но элегантно. А Елизавета Волконская, княгиня, что учила нас хорошим манерам? Воображаете, какая у нее была осанка, хоть она была старше меня нынешней? Прически для ролей, даже самые замысловатые, я всегда делала из собственных волос. Макияж - минимальный, ему научил гример Школы-студии.

А этот великолепный наряд с шляпкой придумал замечательный театральный художник Юрий Наместников, когда я Книппер-Чехову играла. Ольге Леонардовне было под 90, но она всегда была веселая, доброжелательная, выглядела комильфо. Или Алиса Коонен, легенда таировского театра, воплощенная женственность. Она читала стихи в нашей аудитории. Эти великие женщины учили меня быть не только Актрисой, но и Женщиной, приветливой и обаятельной...»

За короткими рассказами читается ее жизнь, ее характер, глубокий, женский, нежный, но надежный и сильный.

Так все и было на юбилее. И каблуки, и стихи. Про женщин «с спокойною важностью лиц...с походкой, со взглядом цариц» читали друзья-актеры. Показывали сцены из ее прежних спектаклей. Одновременно на сцене объяснялись в любви Рогожин и Мышкин, ловкий «красавец-мужчина» и сумрачный Арбенин. Став на одно колено, подносили розовые бутоны. А ее взрослые «дети» - не все, но те, что сумели приехать - не придумали ничего лучше, как водить хороводы вокруг Риммы Ивановны. Прямо на сцене. Ну да, их много, а Мама Римма у нас одна.


Фото из архива Риммы БЕЛЯКОВОЙ

Фотогалерея