Личность установлена! / Вспоминая Аркадия Разина-Рогозина (Сталинград)

Выпуск №8-248/2022, Вспоминая

Личность установлена! / Вспоминая Аркадия Разина-Рогозина (Сталинград)

Так совпало, что в период, когда был расформирован Волгоградский драматический театр им. М. Горького, в июльском номере журнала «Театральная жизнь» за 1989 год, был опубликован материал, воскресавший одну из лучших страниц истории театра - первую постановку спектакля «Бег» М. Булгакова, осуществленную в 1957 году народным артистом СССР Н. Покровским. Эта публикация (письма Е.С. Булгаковой, адресованные режиссеру) взволновала многих людей - как свидетелей и участников замечательной постановки, так и тех, кто много слышал о ней из рассказов очевидцев.

И лишь одна деталь вызвала недоумение. В одном из этих писем Елена Сергеевна, с благодарностью вспоминая поездку в Сталинград, встречи, знакомства, доставившие радость, упоминает Аркадия Семеновича (без фамилии). Комментарий редакции гласит: «личность не установлена». Хотелось бы заметить прежде всего, что личность эту очень легко было установить. Редакция журнала этим себя явно не затруднила. Именно потому, что Аркадий Семенович Разин-Рогозин, около 20 лет бывший директором театра (не правда ли, уникальный случай для периферии?) действительно являлся Личностью.

О чем и свидетельствуют те, кто с ним работал.

Е.Я. Евгеньева, заслуженная артистка РФ:

- Аркадий Семенович остался в памяти как необыкновенно порядочный, добрый и обаятельный человек. Он стал директором театра в самый трагический для нашего города период, когда фашисты подошли к Сталинграду и начались бомбежки. Коллектив решено было эвакуировать в Сызрань. А.С. Разин делил с нами все тяготы дороги, быта, заботился о каждом.

Признаться, я не собиралась долго задерживаться в Сталинграде, меня приглашали в другие города - тогда ведь была система договоров, которые заключались с актерами на один или несколько сезонов. Но вдруг во время отпуска получаю телеграмму от дирекции: «Вам предлагается в новом сезоне роль Дианы в «Собаке на сене» Лопе де Вега». Ну разве можно было уехать! Он знал актерскую психологию, умел сочетать интересы театра, зрителей и актера. Может, поэтому в 40-50-е годы у нас сформировалась замечательная труппа.

А.И. Машков, народный артист РСФСР:

- Как руководитель театра Аркадий Семенович обладал достаточно редким свойством - бескорыстием, полным отсутствием тщеславия. Когда театр был на подъеме, директор оставался в тени, все заслуги переадресовывая художественному руководителю, творческому коллективу. Когда же случались трудности, всю ответственность он брал на себя. А.С. Разин был скромный и мудрый человек, по-настоящему любивший актеров, людей театра.

При Аркадии Семеновиче работали здесь крупнейшие режиссеры С. Майоров, В. Иванов, Ф. Шишигин, Н. Покровский. Люди разные, сложные, темпераментные. Но я не помню никаких конфликтов между главными режиссерами и директором. Атмосфера была неизменно уважительная, доброжелательная, дружеская. Он доверял им, не позволяя себе вмешиваться в их творческую кухню. Хотя при этом был человеком компетентным в творческих вопросах, с настоящим художественным вкусом.

Очень важно, что он прошел через все административные театральные профессии, начиная с помощника режиссера, знал и понимал сложную систему взаимосвязей в этом творческом организме.

В.М. Клюкин, заслуженный артист РСФСР:

- Такого директора больше не было у нас. Он ушел на пенсию, умер Н.А. Покровский в 1961 году - и всё покатилось. А ведь как работалось при них! Все одним жили - сделать хороший спектакль, как можно лучше сыграть свою роль. И уверены были: старания, успехи не останутся незамеченными. Он любил радовать актеров, любил их успех. Старался и материально их поддерживать. Но никогда не прощал разгильдяйства. Да я и не помню, чтобы кто-нибудь позволял себе опаздывать на репетицию или спектакль. В театре царила интеллигентная атмосфера, основанная на уважении друг к другу, к своей работе, к зрителям. Это, конечно, исходило прежде всего от руководства. Потому и спектакли были хорошие.

А.А. Высоцкий, заслуженный артист РСФСР:

- Я приехал в Волгоград в 1956 году из Саратова. Накануне мы гастролировали здесь, и А.С. Разин, почти ежедневно приходя на наши спектакли, терпеливо и настойчиво уговаривал меня перейти в труппу Волгоградского драматического театра им. М. Горького. Я в конце концов согласился, не устояв перед его обаянием. Но поставил одно условие - чтобы была квартира. И вот выходим с женой с парохода, нас встречает на пристани Аркадий Семенович, а в руках у него ключи от квартиры. Не обманул! И ни в чем никогда не обманывал.

Авторитет у А.С. Разина был огромный и естественный, отношения с людьми простые, искренние. Никакого подхалимства в помине не было. Да он бы и не допустил. При всей тихости и скромности это был человек твердого характера и твердых принципов.

Его давно уже нет в живых. Давно нет и театра, которому он служил. Но ведь прошлое никуда не исчезает. Оно живет в нашей памяти.

Фотогалерея