ДОЛГОПРУДНЫЙ. Золушка, поверившая в добро

Выпуск №8-248/2022, В России

ДОЛГОПРУДНЫЙ. Золушка, поверившая в добро

Вот уже который сезон подряд Долгопрудненский театр «Город» радует зрителей премьерами нетривиальной детской постановки - спектаклями, в которых с маленьким зрителем говорят как с равным, поднимая серьезные жизненные вопросы. И, конечно, о том, что достоинство и верность своим принципам помогают выстоять в сложных ситуациях. В нынешнем году таким спектаклем стала «Золушка» режиссера Лауры Арутюнян.

В постановке заняты не только артисты труппы: пять ролей исполняют участники Театрального Практикума «Города» - творческой студии, работающей на базе театра с 2017 года. Артистам-любителям от 7 до 18 лет. Наблюдая детей на сцене, понимаешь, что большинство из них - почти состоявшиеся актеры, способные чувствовать и своего героя, и партнеров. Чтобы выйти на профессиональную сцену, отбор прошли Аэлита Нагнибеда (маленькая Золушка), Екатерина Моисеева (сводная сестра Золушки Августа), Михаил Левашов (совершенно замечательный строгий Паж, сообщающий с авансцены о всех событиях в королевстве, полная противоположность развеселым Принцу (Александр Беляков) и его другу (Сергей Никольский), Карина Карасева и Ева Жукова (Принцесса и Княжна, жаждущие выйти замуж за Принца). Для всех студийцев-участников «Золушка» уже не дебютная сценическая работа, однако в таком масштабе - первая.

Все мы, включая режиссера спектакля, перечитали не одну версию «Золушки», смотрели советский и чехословацкий фильмы о девушке-замарашке, из чего сложился культурный багаж наших представлений о героине. Лаура Арутюнян сама писала инсценировку, очевидно, основываясь на таком же читательском и зрительском опыте. В спектакле чувствуется влияние и Шарля Перро, и Евгения Шварца, и знаменитого фильма Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, снятого в 1947 году. Заметны даже диснеевские мотивы - в декорациях и цветовом оформлении спектакля. Все это не исключает самобытности постановки, индивидуальности каждого образа. В спектакле звучат стихи и песни, созданные специально для долгопрудненской «Золушки». Композитор Ульяна Стратонинская тщательно выполнила задачи, поставленные режиссером: музыка отражает смысл событий, настроения персонажей, созвучно откликаясь на их горькие и счастливые переживания. Спектакль музыкальный, вокальные партии Золушки и Принца исполняют профессиональные артисты-вокалисты Алена Маклецова и Александр Беляков. Режиссер не просто использовала навыки имеющихся в труппе профессионалов, но заложила рефрен спектакля: музыка звучит в сердце человека в светлые и грустные моменты его жизни и помогает выразить чувства.

В спектакле Лауры Арутюнян Золушка в исполнении Алены Маклецовой - «бедная, но гордая», она не высказывает недовольства своим положением, идет по жизни с высоко поднятой головой. И лишь однажды позволяет себе сорваться. «За что вы меня так ненавидите, - кричит она Мачехе (Галина Королева). - Что я вам сделала?» «Я ненавижу тебя за твою молодость, красоту и доброту», - отвечает та, подчеркивая своим ответом безупречность главной героини, не требующей от мира, чтобы ей дали все готовое. Щедрость Золушки сторицей воздается в финале. Лейтмотивом спектакля становится фраза, сперва произнесенная мамой Золушки, а потом и самой героиней: «Будь сильной и верь в добро!» Смысл понятен и взрослым, и детям - твори добро, верь в хорошее, не ожидая за это подарков от судьбы, и тебе воздастся.

Особое место в постановке занимают сцены детства Золушки. Многие, наверное, размышляли о том времени, когда была еще жива ее мать. Ответ можно найти в долгопрудненском спектакле. Жилось хорошо, родители обожали свою Златушку... Да, режиссер Лаура Арутюнян подобрала имя для своей героини! Имя, не просто ритмически созвучное Золушке, но и несущее смысл: в семьях малышей нередко называют «золотцем», это слово ассоциируется с родительской любовью, теплом, восхищением своим ребенком, обожанием - всем тем, чего после смерти матери у Золушки уже не будет. Увидев счастливую семью в начале спектакля, зритель потом острее чувствует ужас условий, в которых оказывается уже юная Золушка. Родители называют дочь по имени, и зритель понимает, что она - Злата, «золотце». И тем больнее становится и самой героине, и зрителю, когда Мачеха и ее дочери Августа и Беатриса (участница Практикума Екатерина Моисеева и актриса театра Дина Суворова) не просто берут над ней верх, лишают семейного тепла, но отбирают то единственное, чего, казалось бы, человека лишить нельзя - собственное имя. «Была Злата-солнышко, стала просто Золушка», - хохоча, унижают девушку сестры. На этом переходе «из золота в горстку сажи», из счастливой жизни в несчастную, строится большая часть постановки.

Роль маленькой Золушки исполнила семилетняя Аэлита Нагнибеда. Перед ребенком стояла задача вынести на своем актерском существовании в первых сценах спектакля всю последующую историю Золушки. Для Аэлиты, нередко появляющейся в спектаклях и авторских программах театра «Город», нынешний опыт стал первым и очень серьезным. Речь не о количестве текста, но о непростых смысловых и эмоциональных акцентах, партитуре переходов, чередовании мизансцен. В спектакле очень сложный свет, художник по свету Владимир Курзанов работает со многими большими театрами России и известен как мастер разнонастроенных переходов, отражающих каждую, казалось бы, незначительную перемену. И юной актрисе приходилось учитывать эти световые нюансы.

В «Золушке» большую роль играет символ огня, который горит не только в камине, но и в сердцах героев, становясь полноправным участником сюжета. Очаг - единственное, что остается у Золушки в уже чужом для нее доме, и она старательно поддерживает в нем огонь на протяжении всего действия. В самые тяжелые минуты Золушка идет к камину и обращается к нему как к другу, подбрасывая дрова и заставляя пламя гореть ярче, сохраняя уют и тепло, избывая пережитые боль и унижения. В мизансценах с огнем ощутимо прослеживается традиционная в понимании многих зрителей роль женщины как некой хранительницы домашнего очага. Напрашивается мысль, что, возможно, и Шарль Перро в свое время исходил из этого, и отсюда в сказке возникла ассоциация трудолюбивой героини с золой. Ведь зола - не грязь, а результат честной, кропотливой работы.

Еще один, самый важный символ в спектакле - по-настоящему сказочное перевоплощение мамы Золушки в Фею-крестную. Олеся Агрызкова настолько органична в обоих образах, так нежна, что именно эта роль становится своеобразным стержнем сказочной линии постановки. В «Золушке» не используют слово «смерть». Так режиссер не только щадит чувства детей, возможно, переживших утрату близких, но и дает им веру. Мать Золушки в начале спектакля рассказывает, что, когда люди уходят, они становятся не ангелами-хранителями, а феями-крестными. Поэтому появление в середине спектакля Феи на гироскутере, с помощью которого она буквально парит по сцене, видится зрителю вполне логичным иным воплощением ушедшей мамы главной героини. Воплощенная в «Золушке» Лауры Арутюнян духовная реинкарнация, перерождение добра в добро словно напоминают зрителю: «Будь сильной и верь в добро, и оно обязательно случится».

Отдельно нужно отметить образ Мачехи, созданный Галиной Королёвой. Эта характерная роль актрисе удается неожиданно глубоко, она играет лихо, дерзко. Несмотря на кажущееся поначалу возрастное несоответствие, когда молодой Отец Золушки (Роман Дудич) приводит ее в дом, почти сразу убеждаешься в точном выборе режиссера. В этой Мачехе есть и жеманность, и лицемерие, и эксцентризм, и высокомерие, и отвратительные замашки мнимой хозяйки чужого дома и чужого ребенка. Но есть в ней и глубокая, пусть и несколько суетливая, забота о благополучии собственных дочерей, и даже отчаяние одинокой женщины. «Тебя не было много лет, сколько мне еще было ждать тебя?!» - исступленно кричит она в финале, когда Отец Золушки, пропадавший непонятно где на протяжении всего спектакля, внезапно объявляется и «ловит» жену на желании выйти замуж за вдовца-короля (Александр Орлов).

Лаура Арутюнян относится к тем постановщикам, которые предпочитают сценический минимализм. В спектакле «Золушка» художник Анастасия Данилова, десятилетиями сотрудничающая с театром «Город» и инстинктивно чувствующая запросы здешних режиссеров, безоговорочно приняла это условие. В результате родилось такое решение: массивные и в то же время невесомые задник и боковые декорации. В них прослеживается интерес режиссера к китайскому дворцу Екатерины II в Ораниенбауме, хотя о повторе говорить нельзя - это лишь рефрены, ориентир, заданный художнику. Анастасия Данилова стала и автором костюмов - роскошных стилизованных исторических нарядов, каждый из которых - будь то заношенное платье Золушки или ее свадебное облачение - при ближайшем рассмотрении оказываются почти ювелирными изделиями.

Слева на авансцене - раскидистая вишня, символизирующая весну и цветение. В христианской иконографии именно вишню иногда изображают вместо яблони - Древа Познания добра и зла. Рядом с взрослой вишней - два маленьких ростка, видимо, символизирующих то самое традиционное женское начало в доме, что и очаг. На стороне Принца - розы и глицинии. Афоризм «усыпать дорогу розами» означает легкий путь. Именно такой он у Принца. И хотя глицинии символизируют хрупкую душу, нежность и чистоту этого персонажа, он не побоялся встать наперекор отцу и настоять на выборе «простой» невесты.

Финал по-детски легкий и счастливый. Сестры раскаялись, Золушка и Принц идут к алтарю, где их ждут Фея-крестная и вернувшийся из небытия Отец, ознаменовавший возвращение семьи для своей дочери.

Спектакль получился не просто добрым, волшебным, ярким, но и выполняющим свою сверхзадачу. Он несет ту самую «мысль, которая оцарапала сердце» зрителю. Вместе с билетом на спектакль он получает право на надежду и веру в то, что добро обязательно победит не только в сказке, но и в жизни.

 

Фото Алексея КОРСАКОВА

Фотогалерея