"Вы почувствуете меня..." / К 100-летию со дня смерти Евгения Вахтангова

Выпуск №9-249/2022, Дата

"Вы почувствуете меня..." / К 100-летию со дня смерти Евгения Вахтангова

29 мая 2022 года исполняется 100 лет со дня смерти Евгения Богратионовича Вахтангова. Основатель театра, которому недавно тоже исполнилось 100 лет, прожил всего 39 лет 3 месяца и 16 дней. Он ушел совсем молодым, полным замыслов и надежд, нащупав свой, неповторимый путь в искусстве. Создал свой театр, воспитал великолепную труппу, его ученики передавали уроки Мастера следующим поколениям. Воспитанник К.С. Станиславского, впитавший уроки уникального Л.А. Сулержицкого, Вахтангов создал свою школу, собственный режиссерский стиль, оставил бесценное письменное наследие, где изложил свои эстетические и этические взгляды, мечты о театре будущего.

Тяжелая неизлечимая болезнь мучила его несколько лет, Вахтангов мужественно с ней боролся, репетировал, превозмогая боль, строил планы. Активно участвовал в жизни Первой студии, поставил в еврейской студии «Габима» спектакль «Гадибук», премьера которого состоялась 31 января 1922 года. Вахтангов не был на премьере из-за плохого самочувствия, пришел через несколько дней прощаться: «Друзья, я ухожу. Эта тайна известна и вам, и мне. Хотя я еще молод, мне исполнилось тридцать девять лет. Но Всевышний хочет этого, и я должен повиноваться, как хороший солдат. У меня нет выбора. Наверное, старик там наверху заскучал и надеется, что я его развлеку. Вы свидетели, я боролся с ним, пока он не дал мне закончить этот спектакль. И как говорит Ханан в «Гадибуке»: «Я снова победил!» Но ненадолго. Я расстаюсь с вами. Дорогие, прощайте. Если я понадоблюсь вам, то я приду. Даже если я не буду здесь, вы почувствуете меня»... Запомните мои слова: если хотите походить на меня - оставайтесь верными себе».

14 февраля 1922 года Вахтангов в последний раз сыграл роль Фрезера в спектакле Первой студии «Потоп».

27 февраля 1922 года состоялась премьера легендарной «Принцессы Турандот» в Третьей студии. Актер «Габимы» Давид Варди, исполнитель роли цадика Азриеля, вспоминал: «Он [Вахтангов] боялся, что не сможет закончить свои спектакли «Гадибук» в «Габиме» и «Принцессу Турандот» в Третьей Студии. Чувство юмора его не покидало, и в моменты приступа болей он обращался к небесам и просил Бога: «Пожалуйста, Господи, дай мне хотя бы закончить работу. Не беспокойся, я приду и пробуду с тобой столько, пока тебе не надоест». Он все успел. Оставил спектакли, обессмертившие его имя. Учеников, продолжателей своего дела».

24 февраля Вахтангов единственный раз смотрел от начала до конца свой последний спектакль «Принцессу Турандот», в последний раз видел учеников на сцене особняка Берга по адресу Арбат, 26, потом уехал домой в Денежный переулок, 12 и уже не покидал квартиру. К нему приходили ученики, коллеги, учителя - К.С. Станиславский.

Лежа в постели, он диктовал верным студийцам Борису Захаве и Ксении Котлубай мысли об искусстве, рассуждал о творчестве Станиславского и Мейерхольда, о натурализме, реализме, о Малом театре, о жизненной правде и фантастическом реализме. Бесценные эти записи и сегодня не потеряли своей актуальности.

К нему приходили целые делегации, например, актеры Второй студии. Каждый стремился увидеть Вахтангова, задать главные вопросы, запечатлеть его облик, запомнить его слова. Вахтангов был худ, с обритой головой, с огромными глазами на осунувшемся лице. Таким изобразил его за два сеанса художник Константин Коровин (портрет этот и сегодня висит в кабинете Вахтангова в Денежном). Но дух Евгения Богратионовича был неукротим, а мысль его полна энергии и силы.

По воспоминаниям жены Вахтангова, Надежды Михайловны, жизнь в доме изменилась. Кухня стала приемной, открыли вход в квартиру по черной лестнице. Собрания и разговоры происходили на кухне каждый вечер, весь день и всю ночь шли люди - актеры, занятые в «Турандот» - Завадский, Захава, Миронов, Шихматов, Котлубай, и «Гадибуке» - Цемах, Ровина, Элиас. От Первой студии приходил Б.М. Сушкевич. Плакали женщины, рыдали мужчины.

Евгений Богратионович попросил перевести его из кабинета и устроить в столовой, окна которой выходили на улицу, поэтому было больше света (квартира располагалась на первом этаже). Евгений Богратионович следил, чтобы выглядеть нарядным. Каждый день к нему ходил парикмахер, поэтому Вахтангов всегда был чисто выбрит, с нетерпением каждый вечер ждал окончания спектаклей. Ему звонили в антрактах, приходили после окончания представления. Всегда гостеприимный, он и больной устраивал возле себя чай. У него стоял стол с подарками, на котором были цветы, фрукты, конфеты, вино, и Евгений Богратионович любил говорить: «А ну-ка, дай что-нибудь с нашего царского стола...»

После 24 мая Вахтангов чувствовал себя все хуже, ему изменяла память, было трудно говорить, но он требовал, чтобы его лечили. К нему ездили врачи разных специальностей, хотя окружающие понимали, что положение безнадежное, но больному хотели дать надежду. Вахтангов сам говорил, что пока еще слаб для операции, которая, как ему казалось, поможет. Когда посчитали, сколько врачей его посещало, оказалось, 13 человек!

29 мая жена увидела, что Вахтангов слабеет, сообщила студийцам. Пришли лучшие и самые близкие ученики. Театр в этот день не играл. Потихоньку, незаметно ученики входили в комнату, где лежал Вахтангов. Собралось человек тридцать. Ближние садились в кресла, дальние стояли за креслами, потом стояли у стен. Мансурова вспоминала, что он стал бредить: то терял сознание, то начинал разговаривать.

Без пяти десять вечера 29 мая 1922 года Евгений Богратионович умер на глазах у всех. Умер красиво, величаво, по словам Н.М. Вахтанговой. По странному стечению обстоятельств, на ноги надели ему туфли из «Турандот».

По телефону сообщили во все театры страшную новость. После 12 ночи стали приходить прощаться его друзья, ученики, коллеги. Всеволод Мейерхольд, Завадский и габимовцы по очереди читали Библию, которая лежала тут же. Гроб с телом Евгения Богратионовича ученики на руках вынесли из дому и понесли в Студию по Никольскому переулку в Кривоарбатский. Впереди шел Станиславский.

В Студии вечером 30 мая состоялась гражданская панихида. Пел хор Юрлова, играл оркестр из Музыкального театра, были актеры Художественного театра.

31 мая 1922 года Вахтангова похоронили на Новодевичьем кладбище. Гроб от Студии до Новодевичьего монастыря несли на руках. Мхатовцы - Книппер-Чехова, Качалов и другие, габимовцы, Третья, Первая, Вторая студии. Несправедливость столь раннего ухода прекрасного человека, талантливейшего самобытного режиссера разрывала сердца. Станиславский был рядом с вдовой Вахтангова Надеждой Михайловной во время длинного тожественного отпевания на Новодевичьем. Когда все закончилось, Станиславский попросил оставить его одного на кладбище у могилы своего лучшего, любимого ученика, и пробыл там довольно долго.

Мейерхольд в июне 1922 написал о месте Вахтангова в современном театре: «Станиславский правильно определяет образ Вахтангова - «Вождь». Режиссера подготовить не так трудно, как найти вождя».

Последние работы Вахтангова показали нам, что именно здесь - и в Третьей студии МХТ, и в «Габиме», где он работал, - производились те основные опыты, которые действительно помогали искусству театра продвигаться вперед.

29 ноября 1922 года в Третьей студии МХТ состоялась гражданская панихида по Е.Б. Вахтангову в память полугодовщины его кончины. Руководитель студии «Габима» Н.Л. Цемах произнес: «Бледнеют слова, меркнут мысли. Это не смерть, не горестное сознание утраты, это катастрофа в наших домах».

Нарком просвещения А.В. Луначарский отметил уникальное разнообразие Вахтангова как режиссера и неотразимое влияние его на своих учеников. «Вот эта любовь Студии к Вахтангову и должна стать стальным обручем, который не позволит распылиться тому чудесному делу, основоположником которого был Евгений Богратионович. И пусть Студия укрепится в сознании, что жизнь побеждает смерть, ибо такие как Вахтангов - бессмертны».

Вечером того же дня в Московском Художественном театре был дан «Спектакль памяти режиссера МХТ Е.Б. Вахтангова». Вступительное слово произнес Вл.И. Немирович-Данченко. Он отметил природное органическое свойство Вахтангова во все вносить красивую легкость: «Корнями своими выросший из Художественного театра, он с удивительной чуткостью ловил черты нового театра и умел их синтезировать, сочетая их с тем лучшим, что было в Художественном театре. Новый же театр предугадывался им настолько ярко, что Художественный театр явственно ощущает, что именно Вахтангов оказал сильный сдвиг в его искусстве».

По его просьбе зал почтил память Вахтангова, встав под звуки торжественных труб похоронного марша из «Гамлета».

Завершился земной путь режиссера уникального таланта. Началось его триумфальное шествие по мировым сценам, которым он подарил понимание новых путей развития сценического искусства.

В 1996 году, на могиле Е.Б. Вахтангова, к 75-летию создания театра его имени, появился памятник. Бронзовая скульптура женщины в накидке, печально опустившей голову, опирается на металлическую стелу, установленную на гранитном постаменте. Это аллегорический образ скорбящей музы. Весь комплекс возвышается на фундаменте из черных гранитных плит. Его авторы - скульптор О. Комов и архитектор Н. Комова.

Валентина ФЁДОРОВА

Фото предоставлены Государственным академическим театром им. Евг. Вахтангова

Фотогалерея