Долгая, красивая, счастливая жизнь... / К 100-летию со дня рождения Владимира Этуша

Выпуск №9-249/2022, Дата

Долгая, красивая, счастливая жизнь... / К 100-летию со дня рождения Владимира Этуша

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, профессор, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» всех 4-х степеней, кавалер боевых орденов «Красная Звезда» и «Отечественной войны 1 степени», медалей, участник Великой Отечественной войны Владимир Абрамович Этуш достойно прожил долгую, длиною почти в век, жизнь, начавшуюся на фронтах Великой Отечественной.

Одаренный юноша, москвич, в 1940 году он стал вольнослушателем училища при Вахтанговском театре, но началась война... Вместо занятий театром - рытье окопов под Вязьмой, запись добровольцем на фронт, школа военных переводчиков, служба в разведке, стрелковый полк, сражения в горах Кабарды и Осетии. В.А. Этуш принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. В 1943 году был тяжело ранен и после госпиталя демобилизовался.

Весной 1944 года фронтовик-орденоносец Владимир Этуш снова появился в Щукинском училище, закончил курс А.А. Орочко. В 1945 году его приняли в труппу Театра имени Евгения Вахтангова и пригласили преподавать в училище. С этого момента вся его жизнь неразрывно связана с Вахтанговским театром, на сцене которого почти за 75 лет он сыграл десятки ролей. Всероссийскую славу и любовь Этуш приобрел благодаря самым разным ролям в кино, среди которых незадачливый жених товарищ Саахов, вальяжный инженер Брунс, суетливый стоматолог Шпак в фильме Л. Гайдая, страшный Карабас-Барабас.

В фильмографии народного артиста десятки картин: «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Дела давно минувших дней...», «Цирк зажигает огни», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «31 июня», «По улицам комод водили...», «Приключения Буратино», «Не будите спящую собаку», «Мечты идиота», «Классик», «Поворот ключа», «1-й Скорый», «Парк советского периода», «Д'Артаньян и три мушкетера» и другие. Последней работой в кинематографе стала роль ветерана Первой мировой войны Егора Кузьмича в короткометражном фильме «Старый вояка», снятом в 2018 году. Имя Владимира Этуша - эпоха в советском кинематографе, а фильмы с его участием - подлинная классика мирового культурного наследия.

Владимир Абрамович Этуш был непревзойденным комиком, шутом и прохиндеем на экране и на сцене, блестящим характерным актером, умеющим тонко и глубоко рассказать о драматических коллизиях, выпавших на долю его героев.

В Театре Вахтангова Этуш начинал как забавный персонаж интермедии Лаунс в спектакле «Два веронца». Одной из лучших его ролей стал наивный, чванливый, тщеславный Журден, мечтающий стать аристократом, из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Этуш пронзительно и щемяще сыграл Купо в «Западне» Золя и еще множество самых разных ролей, среди которых Царь Дормидонт в «Горя бояться - счастья не видать», МеньосАнгела»), Бригелла («Принцесса Турандот»), БенкендорфШаги командора»), Блендербленд («Миллионерша»), Отто МарвульяВеликая магия»), а также Людовик Мерикур в спектакле «Будьте здоровы», где Этуш был невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя. Еще были сыграны Арье ЛейбЗакат»), ЭлвудБелый кролик»), АттилиоЦилиндр») и другие. В 1968 году Александра Ремизова поставила телеспектакль-монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была выдающаяся работа Владимира Этуша.

По-новому раскрылся его талант в последние годы жизни. Почти 18 лет, с 2000 года, В.А. Этуш играл старого Князя К. в «Дядюшкином сне», соединяя комические сцены с глубоко драматическими, вызывая не только смех, но и жалость, сочувствие. В 2011 году к 90-летию театра в спектакле «Пристань» Этуш сыграл в отрывке из пьесы А. Миллера «Цена» старого мудрого еврея, торговца мебелью Грегори Соломона, который прожил насыщенную самыми неожиданными поворотами жизнь. Неторопливо, не скрывая иронии, беседовал он с полицейским и его женой, удивляя, подначивая, ободряя, забавляя и поднимаясь до истинного трагизма. Он словно проверял на прочность своих молодых оппонентов, открывая им бездонные тайны жизни. В 2013 году Владимир Абрамович сыграл угрюмого и нелюдимого профессора в «Окаёмовых днях», в душе которого просыпаются нежность и любовь.

Артист от Бога, он блистательно завершил свою карьеру в расцвете мастерства, сыграв пожарного Александра Петровича, который в силу обстоятельств исполняет женскую роль Софьи Ивановны в спектакле «Бенефис» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала». Властная старуха в интерпретации Этуша была и капризной, и трогательной, и уморительно смешной, и непосредственной, и лукавой. Последний раз В.А. Этуш появился на сцене в этой роли в декабре 2018 года, в 96 с половиной лет, за три месяца до кончины, и как всегда, покорил тысячный зал.

Инна Вишневская, театральный критик: «Этуш - вечный клоун без маски, вечный трагик вселенской печали, тонкий иронист, мастер гротеска. Этуш способен сыграть абсолютно все: не красавец - но может оказаться на сцене нежнейшим влюбленным, не герой - но словно создан для героических ролей, не простак - но неподражаем в образах прелестных наивных людей, что, в конце концов, побеждает самых дальновидных. Особый дар артиста Этуша - его глаза, есть у этого художника особые минуты, когда текст «молчит», а «говорят» глаза».

Владимир Абрамович Этуш был удостоен множества наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актерское мастерство. А в 2017 году выдающийся мастер получил высшую награду вахтанговцев - премию «Человек театра». «Рад, что продолжаю служить в этом замечательном театре», - поблагодарил актер коллег. В том же 2017 году В.А. Этуш стал лауреатом премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», а годом позже получил премию «Ника» за вклад в киноискусство.

Юлия Борисова, народная артистка СССР: «Я познакомилась с Владимиром Абрамовичем Этушем в годы войны, страшно сказать - почти 80 лет назад. В ту пору я училась в Щукинском училище, а он вернулся с войны после тяжелого ранения, награжденный боевым орденом, был актером Вахтанговского театра и уже преподавал в училище, а впоследствии стал его ректором. Он был и моим преподавателем, и ставил со мной один из студенческих спектаклей - прелестную «Шуточку» Чехова. Потом мы вместе работали в Вахтанговском театре. Он - великолепный партнер. Достаточно вспомнить наши совместные работы в таких спектаклях, как «Принцесса Турандот», «Миллионерша», «Пристань». В этих спектаклях Этуш блистательно и разнопланово играл начальника стражи Бригеллу, прожигателя жизни Блендербленда и торговца мебелью Соломона.

Всегда вспоминаю сцену нашей драки в «Миллионерше», поставленную профессиональным борцом джиу-джитсу. Роль Блендербленда стала настоящим звездным часом. Моя Эпифания, миниатюрная, хрупкая, в порыве ярости буквально избивает этого крупного господина, позволившего допустить оскорбления в ее адрес. И как профессионально, виртуозно этот крепкий человек летает по веранде загородного ресторана - словно большая нелепая кукла. И всякий раз - восторженная овация зала. Этуша специально учили, как правильно падать.

Однажды на эту роль ввели актера нашего театра Вячеслава Шалевича. Он считал себя человеком тренированным, весил меньше, чем Этуш, поэтому думал, что легко справится с падениями. Но не рассчитал силы, и ему пришлось потом отлеживаться в гримерной.

Этуш - мастер, мэтр и патриарх Вахтанговского театра. И не только. Его знали и любили все. Он был многогранен. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Долгое время возглавлял Центральный Дом актера. Смелый человек с ироничным взглядом на жизнь, умный и отличный собеседник, интересный рассказчик, и в то же время требовательный и строгий педагог.

Его суждения были неоднозначными, то ли он шутил, то ли говорил серьезно. Мог говорить очень резко, а потом вдруг улыбался, и глаза его смеялись. Вообще, у него были удивительные глаза: озорные, веселые, мудрые.

Его любили красивые женщины. У него - прекрасная дочь Рaя, она пошла по его стопам, была одной из лучших Раневских в «Вишневом саде» Чехова. Любимый внук.

Я всегда с удовольствием смотрю фильмы, в которых играл Этуш, такие как «Кавказская пленница». У него была специфическая внешность, и ему отлично удавались роли восточных людей, например темпераментного флотоводца из Алжира Сеид-Али в фильме «Адмирал Ушаков». Запомнились его волшебник Мальгрим в «31 июня», и лучший Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино», которому даже поставлен бронзовый памятник.

В портрете Этуша, написанным прекрасным художником А. Шиловым, отражен внутренний мир Этуша, многогранность его как актера и человека.

Жена Владимира Абрамовича Лена сделала все, чтобы он прожил долгую, красивую и счастливую жизнь. В театре Этуш был на особом положении. Художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, директор Кирилл Крок, режиссер Владимир Иванов выпускали с ним спектакли, которые имели большой успех. Публика всегда восторженно встречала актера».


Фото предоставлены 

Государственным академическим театром им. Евг. Вахтангова

Фотогалерея