Там, за занавесом... / Театральный фестиваль «Узорчатый занавес» в Чебоксарах

Выпуск №9-249/2022, Фестивали

Там, за занавесом... / Театральный фестиваль «Узорчатый занавес» в Чебоксарах

Ежегодный смотр театральных новинок Чувашии, проходивший уже в 22-й раз, назван романтично - «Узорчатый занавес».

К этому празднику театра все в Чувашии относятся очень серьезно - и участники, и организаторы. В числе первых - государственные театральные коллективы, к разряду вторых можно отнести Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела и Республиканский Союз театральных деятелей. За пять дней довелось увидеть 10 спектаклей, каждый из которых после показа обсуждался вместе с теми, кто его создавал.

Открывал фестивальную программу Чувашский ТЮЗ имени М. Сеспеля спектаклем «Метель». Режиссер Байрас Ибрагимов доверился пьесе Василия Сигарева по мотивам пушкинской повести, перемонтировав сюжет в череду сцен, где эпизоды любовной мелодрамы были «переложены» киновставками, иллюстрирующими некоторые эпизоды классического текста. На сцене профессиональная труппа молодежного театра демонстрировала умение создавать характеры при минимуме текста и экономном сценографическом решении пространства, которое будто бы и вправду пронизано вьюгой, стужей и той самой метелью, что сбивала героев с пути. Изысканный музыкальный ряд постановки, где Шуберт и Моцарт благополучно соседствовали с не менее узнаваемыми саундтреками Г. Свиридова, усиливал погружение в эпоху романтических страстей.

На следующее утро мы смотрели «Тайну золотого ключика». На сцене появились знакомые с юных лет детворе любой эпохи персонажи, придуманные А.Н. Толстым - от Буратино (Николай Миронов) до папы Карло (Владимир Григорьев). Это был увлекательный спектакль, в котором детская публика охотно принимала участие, иной раз готовая даже помочь мальчику с длинным носом... денежными средствами. Спектакль режиссера Татьяны Дремовой смотрелся на одном дыхании, ибо сыгран был с азартом и юмором, что не могло не увлечь зрителей. Особенно, когда операцию по одурачиванию Буратино брали в свои руки (точнее, лапы) лиса Алиса (Альбина Агеева) и кот Базилио (Юрий Торговцев). Словом, назидательность увиденного формулировалась словами: «Сказка -ложь, да в ней намек...»



Куклы - это серьезно

Похоже, этот тезис давно разделяет коллектив Чувашского государственного театра кукол, где довелось посмотреть и обсудить два спектакля, явившие собой совершенно разный образ пространства сцены, где оживают куклы и становятся «партнерами» «живых» артистов.

Спектакль «Хранители» сочинил Денис Андронов, рискнувший рассказать в детском театре серьезную историю о судьбе тех своих земляков, в суровые годы Великой Отечественной войны совершивших трудовой подвиг, построив знаменитый Сурский оборонительный рубеж. Образность сценического решения была подкреплена мастерством артистов, сумевших одной лишь пластикой, с помощью рук на нейтральном фоне создать впечатляющий образ «Рук судьбы» (что и отметили члены жюри специальным дипломом).

Не менее ярким был в этом театре и детский спектакль «Снегурочка» (режиссер Антонина Добролюбова). Мы увидели мастерство артистов, сыгравших втроем большую куклу - «Стужу», вызывающую вполне понятные ассоциации со Снежной королевой. И вновь жюри единодушно отметило столь впечатляющую работу дипломом. А детвора, как и на «Хранителях», зачарованно следила за перипетиями хорошо знакомой истории, напоминающей о том, как важно беречь и заботиться о близких и родных тебе людях.



Мощь земли

Среди десяти конкурсных постановок спектакль «Эп сунне чух - эс сун!» («Угаснет свет во мне - а ты гори!») по пьесе М. Сунтала, показанный на сцене Чувашского академического драматического театра имени К.В. Иванова, был единственным, сыгранным на родном языке жителей национальной республики. И мелодика речи, видимо, была просто необходима, чтобы прочувствовать тот колорит, который нес со сцены главного драматического театра республики главный герой яркого зрелища - ученый и путешественник, уроженец Чувашии Никита Бичурин. Театр в этом случае исполнил просветительскую роль, поведав о том, как происходило становление столь уникальной личности, известной также как отец Иакинф, тем самым отдав должное сыну родной земли.

Молодой режиссер Наталия Сергеева собрала в едином сценическом решении эпизоды из жизни Бичурина, представив публике разные ипостаси человека, прославившего Чувашию. Мощный музыкальный ряд (композитор Лолита Чекушкина) никого не мог оставить равнодушным, соединял в себе разные мотивы - от народных чувашских до китайских и горских, был соразмерен общему масштабу зрелища, отчетливо тяготевшему к канонам оперы. И по праву был удостоен награды конкурса за лучшее музыкальное оформление спектакля. Справедливым показалось и сценическое раздвоение образа Бичурина, когда умудренный прожитым герой в старости (Геннадий Медведев) вспоминает собственные дела и поступки, будто вглядываясь в себя молодого - Никиту, которому еще только предстоит стать отцом Иакинфом. Эту нелегкую ношу проживания на сцене долгой жизни несет на своих плечах артист Евгений Урдюков, искренне и открыто играющий биографию борения и страдания, но очевидно соответствующий Бичурину-старшему. Так и разошлись между двумя артистами награды конкурса: Геннадий Медведев стал лауреатом за лучшую роль второго плана, Евгений Урдюков - за лучшую мужскую роль.

Можно только догадываться о поддержке, оказанной этому спектаклю художественный руководитель театра Валерий Яковлев, народный артист СССР. Очевидно, что именно он уверенно сохраняет традиции национального театра в ведомом им уже не одно десятилетие главном драматическом театре республики. На этом пути встречаются разные повороты и препятствия. С одним из них пришлось встретиться и членам жюри, увидевшим детский спектакль «Заячье дерево», где эстетика детского театрализованного утренника порождала эмоциональный диссонанс в восприятии сложившихся традиций академического театра.



Уроки в пространстве

Доказательство этого тезиса жюри получило в небольшом зале Чувашского экспериментального театра драмы, который прописан не в Чебоксарах, а в Новочебоксарске, городе-спутнике столицы. По пути туда довелось услышать немало историй о том, как создавался коллектив, как ему приходилось доказывать право на профессиональную жизнь, а еще и о том, что театр долгое время воспринимался большинством исключительно как театр клоунады и всем, что с нею связано.

Но обо всем это было забыто, когда перед нами открылся занавес. И началось представление сказки «Две колдуньи» Юрия Боганова. Спектакль поставил Александр Аркадьев не без помощи художественного руководителя коллектива Валерия Проворова, известного театрального педагога. Что выглядит естественным в условиях стесненного пространства жизни небольшого, но гордого товарищества единомышленников.

Сюжет о том, как опытная колдунья Гелина (Дарья Барышникова) передает секреты своего ремесла молодой, но подающей надежды на овладение тайнами магии Адаманте (Анна Кокарева), был разыгран в лучших традициях ироничного представления. Здесь каждый артист знал свой маневр, каждая деталь оформления «играла» в пользу (или против) характеров различных персонажей. Из мира этого камерного, но цельного зрелища вполне было можно улететь мыслями и чувствами далеко-далеко, вплоть до знаменитой нашей «Золушки». Эффектные и эффективные уроки «ведьминого мастерства» жюри отметило дипломом актрисам за лучший дуэт, а сама постановка была названа «лучшим спектаклем для детей».



Музыкальная пауза

Она случилась в Чувашском театре оперы и балета, где мы увидели балет «Симфонические танцы» и услышали музыку Сергея Рахманинова. Любой критик скажет о том, как трудно бывает сравнивать спектакли, представляющие разные виды театрального искусства. Но конкурс есть конкурс, и потому музыкально-танцевальное действо встало в один ряд с драматическими и кукольными спектаклями. Хотя сразу было очевидно, что «Симфонические танцы» - это история для взрослых уже потому, что сюита стала заключительным сочинением в жизни гениального русского композитора, и появилось оно на свет в те годы, когда тоска Рахманинова по Родине стала невыносимой.

Балетмейстер-постановщик спектакля Данил Салимбаев все эти обстоятельства учел и реализовал столь важные мотивы в композициях собственного хореографического сочинения. Для большей наглядности спектакль выстраивается вокруг периодического появления среди кордебалета фигуры самого Рахманинова, будто растерянного и истерзанного тоской по России, и тем отчуждением, которое несет ему кружащаяся вокруг безликая толпа. Бороться у композитора нет сил, но есть его alter ego в лице драматически одинокого Юноши. Пожалуй, именно эта партия в исполнении Алексея Рюмина (диплом жюри) и стала основным визуальным мотивом балета, где экспрессивная звуковая энергия отчаяния оказывается все же мощнее повторяющихся из эпизода в эпизод кружений кордебалета. По законам театра кульминация смотра-конкурса ждала нас под занавес программы.



От IT-сказки до трагедии

Именно в таком жанровом диапазоне завершали конкурсный показ спектакли Русского драматического театра. В заключительный день конкурса жюри с радостью посмотрело «Виртуальные приключения Сони и Вовы» по пьесе Александра Володина (режиссер Алексей Синицын). По сути, это был весело разыгранный молодыми актерами наглядный ликбез по IT-грамотности и безопасности. Вечная проблема спектаклей для детей - общение с юными зрителями в зале - решалась слаженным ансамблем легко и непринужденно. Дети демонстрировали не только желание помочь заплутавшим в сетевых закоулках Соне и Вове, но и хором (!) правильно отвечать на брошенные в публику вопросы, связанные с начатками компьютерных знаний. Специальный диплом под условным названием «Лайк» зафиксировал то позитивное настроение, с которым жюри смотрело спектакль, в буквальном смысле слова пышущий юмором и обаянием молодости.

А накануне мы увидели мощную исповедальную постановку театра «О чем плачут лошади», поставленную петербургским режиссером Игорем Лебедевым по рассказам Федора Абрамова. Минимализм оформления сценического зрелища никак не мешал восприятию происходящего на сцене. Наоборот, он лишь усиливал его образный смысл и направлял внимание зрительного зала на блестящий актерский ансамбль. Что не могло не заметить жюри, отдавшее спектаклю награду «за лучшую сценографию» (художник-постановщик Иван Мальгин). А вот с актерской наградой среди представительниц прекрасного пола оказалось сложнее, ибо подобной женской актерской команды заслуженных и народных артисток, существующих как единый организм и дышащих в унисон с тем, как стучат вместе их сердца, давно не приходилось видеть на российской сцене. Это была настоящая жизнь простых деревенских старух, познавших и счастье, и горе, и радости, и страдания, но не сдающихся под ударами судьбы. Когда же в заключительном эпизоде все актрисы преобразились в лошадей, показалось, что над сценой пролетела тень легендарной товстоноговской «Истории лошади». Прошлое неожиданно преображается в настоящее, когда «кончается искусство, и дышат почва и судьба».

Мне довелось на заключительной церемонии произносить: «Приз за лучшую женскую роль присуждается Галине Холопцевой за роль Сохи в спектакле «О чем плачут лошади». Зрительный зал Чувашского национального театра, где проходила церемония, после этой фразы взорвался аплодисментами, а когда на сцену поднялась Галина Анатольевна, встал в едином порыве. И такие моменты судьбы и человеческого единения дорогого стоят. А лучшим спектаклем года была признана постановка «Угаснет свет во мне - а ты гори!».

«Узорчатый занавес-2022» опустился над театральными Чебоксарами, но в коллективах уже идет работа над новыми постановками, которые сойдутся в творческом соревновании через год. И тогда вновь поднимется занавес...

Фотогалерея