Петрозаводск

Выпуск №1-121/2009, В России

Петрозаводск

 

Чем дальше в кризис, тем удивительнее слышать не тревожные, а радостные вести о культуре. Но в нашей замечательной стране бывают и чудеса. Вот такое чудо случилось в Петрозаводске: в начале июня открылось после трехлетнего капитального ремонта основное здание Государственного музыкального театра Республики Карелия.

Музыкальный театр был открыт в Петрозаводске в 1955 году и с первых лет своего существования заявил о себе как о театре многожанровом, в репертуаре которого можно было найти и оперы, и балеты, и оперетты, и музыкальные комедии, позднее мюзиклы. В 1960–1970-е годы его по праву называли в числе ведущих театров такого рода в стране. Он был силен не только своим репертуаром (основу которого составляли оперетта и балет), но и тем исполнительским стилем, который сложился на рубеже 50–60-х и определил творческое лицо коллектива: интеллигентностью, сдержанностью, культурой спектаклей и театра в целом. Здесь было, быть может, меньше смеха, чем принято ожидать от оперетты, но больше душевности, трогательности; актеры всегда говорили, что «лучше недоиграть, чем переиграть». И в Карелии, и в тех городах, где коллектив бывал на гастролях, непременно отмечалось, что это театр молодой, поющий и лиричный.

Конечно, все это – в первую очередь заслуга тех людей: постановщиков, актеров, работников цехов, – которые формировали и развивали традиции театра, передавали вновь приходящим поколениям преданность своему делу и родному театру. Среди них немало имен, известных всей России: Залман Эстрин, Дмитрий Утикеев, Нина Полагаева, Анатолий Шеронов, Ирина Гридчина, Рауза Сабирова, Павел Паровишник, Владимир Красильников, Евгений Флек, Валентина Матвеева, Валерий Матвеев, солисты балета Светлана Степанова, Владимир Мельников, Светлана Губина, Юрий Сидоров, Наталья Гальцина… Здесь ставили Лев Вилькович и Валентин Валин, Николай Смолич и Федор Бондаренко, Юлий Хмельницкий и Наум Лившиц, Роман Тихомиров и Владимир Канделаки. За пультом оркестра стояли Исай Шерман, Александр Дмитриев, Лео Балло, Михаил Виноградов. Спектакли оформляли Андрей Шелковников, Виктор Скорик, Лео Ланкинен, Сергей Бархин, Ксения Шимановская, Нателла Абдулаева. Направления развития балета: классическая основа, поиски в области современной хореографии, национальная тема – были заложены хореографами Игорем Смирновым, создателем истинного достояния искусства – балета «Сампо» – и Марком Мнацаканяном.

В истории театра было все: взлеты, падения, периоды расцвета, застоя, интенсивных творческих и организационных поисков… Не было лишь капитального ремонта. А здание уже так в нем нуждалось: проводка то и дело грозила полыхнуть ярким пламенем, трубы давно проржавели, оркестровая яма настойчиво требовала расширения, а сценическое оборудование – тотального обновления.

И вот в 2006 году в театр вошли строители. Известно, что реставрировать старое здание труднее, чем выстроить новое. Здесь к тому же речь шла об объекте архитектуры, находящемся под охраной государства: автором проекта здания был Савва Бродский, фронтон и фризы украшают работы Сергея Коненкова. Требовался не просто ремонт, а именно реставрация с сохранением и внешнего облика, и духа любимого публикой театра.

Эпопея длилась ровно три года. Пришлось пойти на самые непопулярные меры - реорганизовать театр, изрядно сократив труппу, переместиться на малую сцену, оборудованную во вспомогательном корпусе театра – культурно-деловом центре «Маски», «нажить» новый, камерный репертуар. И не потерять при этом ни творческий коллектив, ни зрителей. Теперь, когда все позади, можно сказать, что эти задачи выполнены. И тут же встали новые: перед переездом на большую сцену требовалось и набрать новых артистов, и создать репертуар, чтобы было чем эту сцену открывать.

За три года строители сделали почти невозможное: театр приобрел новый блеск старого облика и существенно обновил «начинку» – техническое оснащение, сценическую аппаратуру, все это теперь на уровне европейских стандартов. Буквально из последних сил: сказался тот самый кризис – республика вела финансирование ремонта, даже снимая средства с других отраслей и объектов культуры. Ходом ремонта интересовались жители Карелии, его контролировали республиканские власти.

Художественное руководство театра - режиссер Николай Покотыло, дирижер Сергей Иньков, балетмейстер Кирилл Симонов, куратор Юрий Александров (Санкт-Петербург) – набрали новых артистов, значительно расширив труппу, готовят новые спектакли. Так что обновленный театр – это не только здание, но и новые лица и голоса, новые постановки.

Театр впервые после перерыва принял публику в День республики, 8 июня. На следующий день состоялся грандиозный гала-концерт, в программе которого – фрагменты популярных опер, балетов и оперетт в исполнении солистов и артистов балета, хора и оркестра Музыкального театра Карелии, а также приглашенных поздравить театр звезд мировой оперы и балета: Галины Горчаковой, Дарьи Павленко, Эгле Шпокайте и других. Затем следовала премьера балета «Ромео и Джульетта» с хореографией Кирилла Симонова; она же была показана в августе на V Международном фестивале балета в Финляндии. И далее – открытие осенью нового сезона постановками «Травиаты», «Евгения Онегина», «Щелкунчика», «Летучей мыши» и другими премьерами, грандиозными по замыслу и воплощению.

После трехлетнего перерыва вновь обретая родной дом, Музыкальный театр Республики Карелия начинает новую страницу своей истории.

Фото Владимира Ларионова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.