Театральная весна "Золотой провинции" (Пенза - Кузнецк)

Выпуск №9-249/2022, Фестивали

Театральная весна "Золотой провинции" (Пенза - Кузнецк)

С 10 по 17 апреля в Пензе и Кузнецке прошел десятый юбилейный международный театральный фестиваль «Золотая провинция», на который приехали театры из Перми, Владимира, Москвы и Пензы. Онлайн зрители увидели спектакли из Германии и Абхазии. За восемь дней фестиваля было показано 12 спектаклей по современной драматургии, мировой и русской классике.

Театры купались в горячей зрительской любви, получая на поклонах бурные овации зала. После спектаклей проводились обсуждения с членами экспертного совета фестиваля, куда впервые вошли студенты театроведческого факультета ГИТИСа. После каждого показа театрам-участникам были вручены дипломы лауреатов фестиваля и два символа «Золотой провинции»: статуэтка в виде лорнета и кукла ручной работы - «золотая провинциалочка».

Фестиваль открылся моноспектаклем Евгения Князева по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Когда-то в Театре имени Евг. Вахтангова «Пиковую даму» поставил Петр Фоменко, а Князев играл в том спектакле Германна. Легендарного спектакля уже нет, остались лишь воспоминания актеров и зрителей, фотографии, костюмы, часто выставляемые Театром имени Евг. Вахтангова в одном из экспозиционных залов. Евгений Князев решил вернуть текст Пушкина на Вахтанговскую сцену, посвятив свой моноспектакль великому Фоменко. Сейчас постановка с успехом идет в арт-кафе театра и часто выезжает на гастроли в разные города России. Посчастливилось ее увидеть и жителям Пензы. На сцене один актер, но перед зрителями предстают все герои пушкинской «Пиковой дамы»: Германн, Лиза, Графиня, все высшее общество - дамы в пышных платьях и мужчины, играющие в карты. Лишь музыка и несколько предметов, закрепленных на пюпитре, дополняют атмосферу: томик Пушкина, колода карт, несколько писем, свеча, колокольчик и карманные часы. Всего этого достаточно, чтобы перенести зрителей в Петербург начала ХIХ века, погрузить в мистическую историю без возможности отвлечься от голоса рассказчика. Никаких режиссерских решений, смен декораций и костюмов, лишь тембр, интонация, жесты и мимика актера - вот всё, благодаря чему зритель не может оторваться от истории, рассказываемой со сцены. Музыка, звучащая в спектакле, дополняет образы, дорисовывает картины в воображении зрителей, сплетается с текстом, следует за голосом рассказчика и проникает даже в самые дальние уголки зрительного зала, окутывая все и всех своими мистическими интонациями.

Еще до торжественного открытия фестиваля был представлен драматический фарс Opus14 «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова, сыгранный актерами Театра Доктора Дапертутто. Комедия дель-арте для современного зрителя стала чем-то вроде отголоска прошлого. Люди помнят только чудаковатые маски и яркое действие. Но комедия дель-арте живет, и живет она в Театре доктора Дапертутто при Доме-музее Вc.Э. Мейерхольда.

«Похождения Чичикова» в исполнении исключительно мужской труппы для зрителей фестиваля открыли всю красоту и изящность не только комедии дель-арте, но и булгаковского текста. Актеры врываются в театральное пространство с бешеной энергией и начинают свое превращение в героев художественного вымысла. Поворотный круг со специальной ширмой меняют локации главного героя, зритель видит абсолютно разные поместья, которые трансформируются за секунды поворота круга. Зритель не увидит в Мавре или Софье Ивановне (Илья Бирюков) мужского, перед ним будет лишь уставшая от своего барина крестьянка или же представительница высшего света, обожающая сплетни. Актеры полностью уходят в вымысел Булгакова и увлекают за собой аудиторию. Зритель смеется без устали над оригинальными приемами с каретой или портретами. И проливает слезы, наблюдая над выворотами души Чичикова (Валерий Малышев), чувствуя себя, как актеры, на грани двух миров.

Программу в Кузнецке открыл Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. «Снился мне сад» определен по жанру как романс в интерьере, и, действительно, со сцены звучат романсы и песни разных композиторов от Булахова до Дашкевича, мелодекламации на тексты Пушкина и Горького. Перед зрителями оживает своеобразная музыкальная и поэтическая история страны со всеми ее особенностями и перипетиями. Романс в этом спектакле не просто музыка, а состояние души. Герои не могут не петь, они так дышат, так слышат, так живут. Зрительный зал вместе с ними погружается во время на рубеже ХIХ-ХХ веков, где скоро будут ломаться жизни и судьбы, а пока - тихий уютный летний вечер на веранде. Музыка в спектакле отражает эпоху. Кажется, звучат их родные, знакомые мелодии и слова, но уже совсем рядом, даже на их домашнем концерте в родовой усадьбе, звучат ноты революции, пугающие своей неизбежностью.

Перед нами - некая идеализированная картинка из прошлого, фотокарточка, сохранившаяся в книге и напоминающая о былом. Роль Автора исполняет Елена Антоновна Камбурова. В прологе она рассказывает о книге мемуаров человека, пережившего слом времен, в которой сохранились редкие старые фотографии, и они оживают на сцене. Камбурова как сторонний наблюдатель сидит сбоку от дачной веранды и изредка зачитывает фрагменты мемуаров. Актеры свободно существуют в драматических эпизодах, отчего спектакль не превращается в концерт. Музыкальные номера как бы проникают в авторский текст, дополняют его и отражают состояние каждого героя. Вокализы, многоголосья, акапельные исполнения превращают каждый романс в отдельный спектакль.
Ни пути, ни следа по равнинам,

По равнинам безбрежных снегов.

Не добраться к родимым святыням,

Не услышать родных голосов.

Замело тебя снегом, Россия...

- поет в конце спектакля Елена Камбурова своим обволакивающим голосом. Поет так, что душа начинает трепетать. Эти строчки становятся пророческими и для героев, и для огромной страны.

Пензенский театр «Слово» представил музыкально-поэтический спектакль «Алёна» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Спектакль был сыгран в легендарном месте, где все пропитано театром - в доме Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Главные герои, вынесенные Лермонтовым в название произведения, для Павла Тачкова, режиссера спектакля, оказываются персонажами второстепенными. Его интересует Алёна Дмитриевна, жена купца Калашникова, ставшая жертвой похоти опричника Кирибеевича. Марта Серебрякова, исполняющая роль Алёны, в сарафане, с распущенными взъерошенными волосами появляется на сцене. Ее некогда красивое лицо превратилось в маску скорби. В этой сцене режиссер усиливает эмоциональное напряжение за счет пластического номера. Через хаотичные, ломаные движения рук, героиня рассказывает мужу, как была жестоко опозорена. Кульминацией танца становится нервная, набирающая ритм дробь, исполняющаяся по кругу. Обессиленная, разбитая Алёна Дмитриевна, припав к ногам мужа, просит у него защиты. Павел Тачков, исполняющий сразу все мужские роли, включая рассказчика, посредством пластической мизансцены показывает бой Кирибеевича и Калашникова. Обидчик наказан, но наказан и купец, приговоренный Иваном Грозным к смерти... Гаснет свет. Луч прожектора освещает фигуру Алёны Дмитриевны, напевающую старинную народную песню «Ах, ты, степь широкая» как молитву...

Московская драматическая труппа «Блуждающие звезды» сыграла в Кузнецке спектакль «Театральный роман» М.А. Булгакова. Актеры с головой затянули зрителя в водоворот закулисья: фойе с портретами работников театра, стол, за которым переписываются пьесы и, конечно, трон, увенчанный лавровым венком (как и подобает «Цезарю независимого театра»). В этом спектакле нет ничего феерического и яркого. Пряные, сугубо театральные шутки, которые понятны и зрителю, бешеное течение театрального мира, которое несомненно передается в зал и заставляет и смеяться, и задумываться над нелегкой жизнью писателя и театра.

Пензенский театр юного зрителя представил на фестивале постановку «Счастье есть», где в основу спектакля легли три рассказа О'Генри: «Из любви к искусству», «Русские соболя», «Дары волхвов». Камерное пространство, минималистичные декорации в черно-белых тонах, стилистика немого кино погружают зрителей в атмосферу, отправляя их в начало XX века в Нью-Йорк, где происходят события.
Прологом становится история об Известной актрисе и совсем Неизвестном актере, пришедшем к звезде немого кино с предложением снять фильм о любви. Владимир Карпов, режиссер спектакля, решает это посредством пластической мизансцены, утрированной манеры игры, присущей немому кино. В этот момент на экране высвечиваются титры, воспроизводящие реплики героев. Пожав друг другу руки, актеры перевоплощаются в персонажей историй. В первой перед зрителями предстают неопытные и совсем юные парень-художник и девушка-пианистка, увлеченные друг другом и искусством. То забираясь на кубы, то прячась за них, герои ругаются, мирятся и снова ругаются, пытаясь доказать, чье ремесло важнее. Но стоит беде постучаться в их крошечную квартирку (заканчиваются деньги, чтобы оплачивать уроки живописи и музыки), как Джо и Дилия (Дмитрий Ширин и Дарья Куклева), позабыв о недопонимании, сообща ищут выход. В финале девушка, вернувшаяся с работы с перевязанной рукой, признается мужу, что нет никакой дочери генерала, которой Дилия давала уроки музыки. Всю неделю она подрабатывала в прачечной гладильщицей, ведь она так хотела, чтобы он продолжил обучение живописи. Но оказывается, не было и богатого покупателя, заказывающего у Джо картины. Все это время он работал истопником в той самой прачечной. Посмеявшись над глупостью друг друга, Джо произносит: «Когда любишь искусство, никакие жертвы не страшны», а Дилия, прикрыв крошечной ладошкой рот мужа, отвечает: «Нет, когда просто любишь...» Две последующие истории также рассказывают зрителям о молодых возлюбленных, пожертвовавших самым дорогим ради друг друга. Для того, чтобы объединить три рассказа, режиссер вставляет между ними танцевальные интермедии в стилистике черно-белого немого кино, отчего спектакль приобретает художественную целостность.

Владимирский академический областной театр драмы представил на фестивале два спектакля, которые были сыграны на малой сцене Пензенского театра имени А.В. Луначарского. Спектакль «Тайна старого дома» состоит из новелл психолога и писателя Ольги Гуниной. Постановка уже в самом начале заставляет зрителей невольно проводить параллели с пьесами А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад».
Действие начинается с приезда сестер Ольги, Маши и Ирины, желающих продать родительский дом, выстроенный художником спектакля Алиной Бровиной при помощи железной конструкции, с навешенной на ней прозрачной черной тканью. Каждый уголок дома, как и чеховский вишневый сад, пропитан воспоминаниями, запахом детства. С каждой найденной вещью, будь то старый платок бабушки, мамин флакон духов с ароматом ландыша, героини погружаются в воспоминания. Прошлое оживает, как просыпается после долгого запустения родительский дом. В нем вновь слышатся голоса, ссоры и смех. Вечер откровений сближает сестер, отдалившихся в будничной суете друг от друга. Исчезает мысль продать родительский дом. В финале, прижавшись друг к другу, Маша и Ирина (Валерия Емельянова и Анна Лузгина) неожиданно слышат гром. В трепещущем от грозы доме раздается телефонный звонок. Ольга (Ирина Жохова), сняв трубку, соглашается на продажу дома. Ирина и Маша застывают в безмолвии. Гаснет свет...

Актриса Владимирского драматического театра Валерия Емельянова предстала в образе американской танцовщицы в моноспектакле «Айседора. Рожденная у моря».

В спектакле нет пути творчества Дункан, здесь открывается тайна ее личной жизни.

Декорации воплощают и воспоминания о детстве, и знаменитые голубые занавески, которые начали историю Айседоры Дункан и Гордона Крэга, и Версаль, где трагически погибли ее дети, и Россию, где она познакомилась с Сергеем Есениным и открыла свою танцевальную школу. Дух Айседоры оживает на сцене, зритель слышит исповедь женщины, лишенной в детстве ласки и заботы отца, героини, которая пережила самую большую трагедию матери, но верила в любовь до последнего вздоха.

По два дня в Пензе и Кузнецке «царствовал» Пермский театр «У Моста». В первый день зрителям была представлена бытовая комедия Василия Сигарева «Детектор лжи».

На сцене с невероятной дотошностью воссоздана каждая деталь квартиры 1980-х годов: чайный сервиз, старый пылесос, слегка обшарпанные обои и мебель и, конечно же, ковер на стене. Название пьесы говорит само за себя, и в спектакле зритель увидит искусные маневры между истиной и ложью. Казалось бы, что такого интересного в жизни семейной пары 80-х годов? Пьяница-муж Борис куда-то спрятал заначку от своей жены и совершенно не помнит куда, и его жена Надежда вызывает гипнотизера.

Точные, яркие, вырванные из жизни шутки летят в зрителя, словно стрелы из лука и дают о себе знать нескончаемым смехом в зале. Незатейливые, угловатые, парящие и воздушные танцы Бориса Бызова (Владимир Ильин) под гипнозом пробуждают в зале ответную реакцию, легкость и желание так же танцевать под лучшую музыку 80-х. Настолько точная передача образа жены Надежды (Марина Шилова) невольно заставляет вспомнить свою семью и поражаться сходству. А Гипнотизер (Василий Скиданов) добавляет сценам перчинки, ставящей перед героями каверзные и очень опасные вопросы.

Фестивальную программу «Золотой провинции» и в Пензе, и в Кузнецке Театр «У Моста» завершил спектаклем «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина в постановке и сценографии художественного руководителя Сергея Федотова. Началось всё задолго до указанного на афише времени. По улицам ездил автомобиль театра с играющей музыкой и предвосхищал атмосферу будущего действия, а в фойе, перед самым началом спектакля, актеры зажигательно танцевали и пели советские песни, приглашая поучаствовать собравшихся зрителей.

Актеры настолько глубоко вжились в образы персонажей, что казалось, будто авторский текст рождался у них здесь и сейчас. Зрительному залу предоставилась возможность на два часа повернуть время вспять и оказаться в советской действительности.

Фотогалерея