Поверх барьеров амплуа / Оксана Кардаш (Москва)

Выпуск №9-249/2022, Лица

Поверх барьеров амплуа / Оксана Кардаш (Москва)

Звезда Оксаны Кардаш засияла на балетном небосклоне неожиданно и ярко. Никто не мог предположить, что эта худенькая большеглазая девочка способна на откровения на сцене. А она действительно преображается, когда взлетает в великолепных высоких прыжках. Как будто преодолевает земное тяготение. От нее исходит актерская магия, то, что называют эффектом присутствия. Не заметить Оксану Кардаш невозможно, даже если она стоит в массе. Когда она только появляется на сцене, даже неискушенный зритель понимает, что вышла Балерина. Вышла, чтобы сотворить образ, в очередной раз околдовав своим талантом. Чтобы доказать, что она, Оксана Кардаш - прима-балерина по праву. А доказывать это ей приходилось не раз, так как путь настоящего таланта всегда тернист. Не сразу ее оценила критика - только в 2021 году она получила, наконец, Национальную премию «Золотая Маска» за роль Китри в нуреевской версии «Дон Кихота» (до этого было четыре неудавшиеся номинации!). А в апреле нынешнего года ей вновь досталась «Золотая Маска». На этот раз за роль в современном спектакле «Autodance». 25 марта 2022 года Оксане Кардаш была присуждена премия Президента РФ для молодых деятелей культуры. В формулировке сказано: «За выдающееся исполнительское мастерство и вклад в развитие традиций отечественного хореографического искусства». И это самая точная оценка заслуг балерины.

В жизни Оксаны Кардаш много на первый взгляд случайного. Но это только на первый взгляд - именно так, неслышно, без усилий ведет человека по жизни судьба. Она не собиралась становиться балериной, не бредила пачкой и пуантами. Просто пошла в хореографический кружок во Дворце пионеров за компанию с соседской девочкой. Оказалось, что от природы у Оксаны были неплохие данные: высокий и легкий прыжок, мягкие мышцы, гибкость. А главное, темперамент, столь необходимый на сцене. В детстве же он выливался в бесконечные проказы и шалости. Девочка была настоящим «анфан террибль». Однажды ее чуть не выгнали из кружка за плохое поведение. «Не выгоняйте меня, я буду прима-балериной!» - в отчаянии закричала Оксана. Вот уж, воистину: устами младенца!.. Через некоторое время преподаватель посоветовала продолжить хореографическое образование профессионально. На Московскую Академию хореографии рассчитывать не приходилось - туда всегда было очень сложно поступить. Кардаш пошла в хореографическое училище при Академии Натальи Нестеровой, и это был правильный выбор. Возглавлял училище известный специалист в области хореографии Анатолий Алексеевич Борзов. Там преподавали замечательные педагоги из той же Московской Академии хореографии - Наталия Золотова, Мэри Агатова, Елена Рябинкина. А то, что учили они хорошо, доказывает факт: на разных конкурсах их воспитанники занимали места в первой тройке.

Конечно же, диплом училища при Академии Натальи Нестеровой был не столь престижен, как диплом Московской Академии хореографии. Но молодая выпускница решила доказать, что на сцене все решает талант! Она пришла на просмотр в Музыкальный Академический театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и ее взяли. Более того, определили в ученицы к ведущему педагогу театра Маргарите Сергеевне Дроздовой, которая стала для Оксаны второй - театральной - мамой. Обладая огромным опытом, она открывала перед юной балериной тайны мастерства, отшлифовывала партии, защищала от театральных интриг. Они до сих пор вместе и для обеих это счастливое сотрудничество. Хотя репетировать с вечно недовольной результатом перфекционисткой Кардаш ох как непросто! Только мудрая Дроздова способна выдержать ее взрывной характер. «Мне нравится, что Маргарита Сергеевна не зажимает рамками традиций исполнения той или иной партии, а дает творческую свободу. Мы вместе ищем штрихи к портрету героини, чтобы она стала только моей», - говорит Оксана.

Начав, как и все, с кордебалета, Оксана быстро перешла на сольные партии самого разнопланового репертуара. Уникальной особенностью балерины является то, что для нее не существует понятия амплуа. Лирика или драма, классика или модерн - во всем она органична. Наделенная эффектом присутствия, артистичная и темпераментная балерина как магнит притягивает взгляд зрителя. Четко очерченный танец всегда музыкален, ведь по признанию Оксаны, музыка для нее - главный источник вдохновения. Благодаря во многом умению точно расставить музыкальные акценты, ей покорился балетный Олимп - балеты классического наследия. Удивительно разнообразен репертуар Кардаш, она часто исполняет роли антагонисток: Одетта и Одиллия, Мирта и Жизель, Никия и Гамзатти, Катерина и Хозяйка Медной горы. Конечно же, Оксане по природе дарования ближе экспрессия, чем лирика. Но и к образам лирических героинь она умеет найти ключ.

Когда в 2013 году известная балерина Наталья Макарова переносила на сцену Музыкального театра свою версию «Баядерки», она пригласила Кардаш на роль дочери раджи Гамзатти. Партия далась Оксане непросто, особенно технически: на репетициях Макарова придиралась, вычищала каждое па, выводя юную балерину на орбиту высокой классики. Но результатом титанических усилий стала блистательная Гамзатти, царственная и торжествующая, какой давно не видел на московской сцене зритель. Здесь Кардаш достигла пика технической и актерской формы. Сама же балерина считает, что именно эта партия вывела ее на профессиональный уровень. Некоторое время спустя она станцевала Никию - несчастливую соперницу дочери раджи. И это снова стало точное попадание. При первом ее появлении сжималось сердце - так трагична и одинока была ее баядерка. По ходу действия возрастал градус трагедии. Кардаш проживала историю обманутой любви на пределе чувств. Ее Никия стала событием в жизни театральной Москвы. Так же, как и недавняя Жизель в версии Лорана Илера - образ, в чем-то похожий на предыдущий. Обладая хорошей элевацией, балерина не испытывала волнения перед вторым актом - царством парящих в воздухе виллис. Но как сделать своим образ простой крестьяночки, гадающей на ромашке, в первом? Смысловым центром стала сцена сумасшествия, в которой можно было выплеснуть так долго сдерживаемые в душе эмоции.

Одной из самых близких природе ее дарования партий классического репертуара стала Китри в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Партия-праздник, столь любимая многими московскими балеринами. Еще в начале пути Оксана пробовала себя в этой партии в шедшей тогда в театре версии Алексея Чичинадзе. Но тогда задор юности заменял опыт, к тому же достаточно традиционная постановка не имела своего лица. Премьера «Дон Кихота» в версии Рудольфа Нуреева в октябре 2019 года вызвала большой резонанс. Любимый балет - гордость московской сцены - узнавался с трудом. Нуреев ставил его «под себя» и свои возможности, и мало что оставил от хореографии М. Петипа и А. Горского. Изменились сюжетные ходы и поведение героев. И даже музыка Минкуса в оркестровке Джона Лэндсбери была неузнаваема. Спектакль не стал победой театра, но Китри стала личной победой Оксаны Кардаш. Победой вопреки всему: измененная хореография была неудобна, костюмы тяжелы, музыка не вдохновляла и вообще, она танцевала не премьеру, а лишь четвертый спектакль. Но когда эта черноглазая испанка появилась на сцене и молнией взлетела в высоком прыжке, стало ясно, что перед нами настоящая Китри - страстная и волевая, не знающая технических преград. И вместе с тем, героиня удивила своей новизной. Кардаш играла ее как нашу современницу - эмансипированную, независимую, действующую на равных с Базилем. Энергия ее Китри покорила неприступное до этого жюри «Золотой Маски». За эту партию Оксана Кардаш была признана лучшей танцовщицей 2021 года.

Татьяна в одноименном балете Джона Ноймайера на музыку П.И. Чайковского - еще одна любимая роль и еще одна личная победа балерины. Трактовка хореографом пушкинского «Онегина» показалась многим его поклонникам неоднозначной и вызвала немало споров. Но многое становится понятным, если учесть, что Ноймайер, не желая создавать очередной традиционной иллюстрации к роману, пошел на эксперимент и решил показать всю историю глазами самой Татьяны. Балет стал как бы продолжением знаменитого сна героини - отсюда некая ирреальность происходящего на сцене. И, как всегда у Ноймайера, четко выписанные образы, режиссура без пауз и длиннот поставили «Татьяну» в ряд оригинальных авторских трактовок пушкинского романа.

Балет ставился на приглашенную звезду - Диану Вишнёву. Оксана Кардаш танцевала во втором составе, но создала не менее убедительный образ. А также смогла поработать с выдающимся хореографом и приобщиться к его творчеству. «Обожаю Джона и его балеты! - признается Оксана. - Он не просто хороший хореограф, он - великий режиссер. Каждое движение у него работает на образ. Думаю, для любого танцовщика большая честь, когда он останавливает свой выбор на нем и начинает делать на него роль. Честь, но и испытание. Потому что Джон очень требователен в работе и на каждой репетиции требует отдачи по максимуму. Иначе он с тобой прощается».

Работа с великим русским хореографом Юрием Григоровичем - мечта для любого танцовщика. Участие в его балетах, хореографически и актерски очень непростых - школа мастерства, новый этап в творческой биографии. Оксане довелось работать с Григоровичем в 2008 году, когда он воссоздавал, а вернее, создавал заново для Музыкального театра свой балет «Каменный цветок». Юрий Николаевич выбрал ее на роль главной лирической героини Катерины. Ее партнером - Данилой-мастером стал один из талантливейших артистов театра Алексей Любимов. На репетициях всех поражала энергия мэтра, невероятная для его восьмидесяти лет. Первый в истории театра спектакль Григоровича смотрелся очень органично на его сцене и стал своим для труппы, недаром он идет до сих пор. Не последнюю роль в его долголетии сыграл талант исполнителей, их трепетное отношение к шедевру мастера. «Каменный цветок» остается с Оксаной (как и со многими участниками той премьеры) всю ее творческую жизнь. Поменялась только героиня: теперь она - Хозяйка Медной горы. Кардаш в этой партии многолика. Поначалу является она Даниле существом из иного мира, юркой ящеркой обвивается вокруг него, пугая и маня. В картине Подземного царства предстает властной и прекрасной владычицей сокровищ, искушающей художника невиданными богатствами. Хозяйка умоляет его навсегда остаться у нее. Ее танец окрашивается страстью, переливается подобно граням драгоценного камня. Балерина легко взлетает в высоких прыжках в кольцо, заставляя вспомнить первую исполнительницу этой партии легендарную Майю Плисецкую. Третья ипостась героини - посланница судьбы, приводящая преступного приказчика Северьяна к гибели. Отрешенная и бесстрастная, Кардаш в этой сцене предстает виденьем.

В Оксане Кардаш поражает ее безграничная любовь к танцу, интерес к его самым разным формам. «Я просто люблю танцевать», - можно часто услышать от нее. Пятилетнее пребывание Лорана Илера на посту художественного руководителя балета театра Станиславского и Немировича-Данченко дало большой простор для творческих поисков. Француз упорно осуществлял свою идею сделать из академической труппы лабораторию современного танца. На сцене театра было поставлено несколько вечеров - так называемых «тройчаток», объединявших в себе хореографию самых разных стилей - от неоклассики до ультрамодерного стиля гага. Балерина стала активной участницей проекта, открыв для себя разные миры хореографии от середины ХХ века до наших дней. И если неоклассический стиль Баланчина и Лифаря идеально подходил для ее академической выучки, то для проникновения в стиль таких модернистов, как Марко Гёке или Шарон Эйяль пришлось перейти в иную систему танцевальных координат. Здесь все было по-другому: задействованы другие группы мышц, движение было направлено вниз, к полу, и служило для экспрессивной передачи эмоций. А главное, отсутствовали ролевые отношения «солист - кордебалет», и всё ориентировалось на массу. Ведущие солисты танцевали наравне с кордебалетными. Но Кардаш, даже помимо воли, всегда выделялась в толпе. Присущий балерине внутренний огонь преображал модерновые хореографические построения в некий шаманский обряд высвобождения энергии. Непонятный поначалу пластический язык удалось постичь и сделать своим. Настолько своим, что за роль в балете Шарон Эйяль «Autodanсe» балерина получила свою вторую «Золотую Маску» как лучшая балерина стиля модерн, обойдя именитых конкуренток.

Работа с мэтрами отечественной и мировой хореографии стала настоящими университетами для балерины. Они огранили этот уникальный и самобытный талант, помогли занять достойное место на небосклоне русского балета наших дней. Оксана Кардаш - Балерина по праву, продолжающая богатейшие традиции отечественного театра.

Беседуя с Оксаной, я спросила, что для нее значит балет? Подумав немного, она ответила: «Балет для меня - возможность выразить себя. Уйти от повседневности в мир иллюзорный, но прекрасный. Сцена спасает. Особенно четко я это поняла за последнее время. Столько испытаний... Нервы натянуты и от этого обостреннее воспринимаешь то, что ты делаешь на сцене. Только в ней спасение и оправдание. Балет - это счастье, смысл жизни».

 

Благодарим сотрудника пресс-службы МАМТ

Г. Терехова за содействие в создании материала

Фотогалерея