Одессит Иосиф Райхельгауз

Выпуск №10-250/2022, Юбилей

Одессит Иосиф Райхельгауз

Народный артист России, профессор РАТИ, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ не заметил, как ему исполнилось 75.

Впрочем, это неудивительно, так как он постоянно находится в творческом поиске, воспитывает молодых режиссеров и актеров, ищет интересных драматургов и не дает театру опуститься ниже установленной художественной планки. Оттого и спит мало, не бережет себя, резко реагирует на критические замечания, потому что свой театр он выстрадал, отстоял, сохранив и отреставрировав историческое здание на Трубной площади.

Целеустремленный характер Иосифа Райхельгауза сформировала вольная Одесса, город, в котором он родился, пример отца, во время Великой Отечественной войны дошедшего на танке до Берлина. Приехав в Москву и поступив в ГИТИС, Райхельгауз стал работать над собой, штудировать систему Станиславского, а недавно выпустил книгу «Во всем виноват режиссер». Он учился на спектаклях Олега Ефремова, Георгия Товстоногова и Анатолия Эфроса. Первые постановки в «Современнике» «Из записок Лопатина», «А поутру они проснулись» многое дали в плане нахождения нужного ключа к произведению и привлечению актеров на свою сторону.

Я знаю Иосифа Леонидовича с 1989-го года, когда он начал собирать команду единомышленников будущего театра, прекрасно понимая: именно выдающиеся исполнители могут обеспечить зрительский успех «Школы современной пьесы», включая смелые эксперименты, от которых у публики дух захватывает. Он был одним из первых режиссеров, соединивших драму, эксцентрику, оперу, балет в водевиле «А чой-то ты во фраке?». Зрители ломали двери, чтобы увидеть на пуантах Любовь Полищук, Альберта Филозова, запевшего басом Алексея Петренко. При этом поражали менеджерские способности Иосифа Райхельгауза, сумевшего убедить легендарную актрису Марию Миронову играть в спектакле «Уходил старик от старухи» по пьесе Семена Злотникова. Режиссеру присущ какой-то особый «нюх» на таланты и перспективных драматургов. Он также понимает, что, дав обещание Татьяне Васильевой найти для нее материал, надо выполнять; нельзя обижать и свою однокурсницу Ирину Алферову, много лет игравшую в кассовом спектакле «Пришел мужчина к женщине». Пригласив Александра Галибина в труппу, он тем самым обрел верного соратника, согласившегося выступить в необычной для него роли митрополита Агафангела в спектакле «Ангелы вышли покурить». И опять в который раз Райхельгауз стал рисковать, выбрав очень сложную тему, связанную с чудесным преображением человека и верой в Бога. Вот такой подарок сделал себе 75-летний художник.

Фотогалерея