Игра в стиле "Ретро" / "Ретро" в Малом театре

Выпуск №10-250/2022, Премьеры Москвы

Игра в стиле "Ретро" / "Ретро" в Малом театре

Комедия Александра Галина «Ретро» была впервые поставлена в московском Малом театре в 1981 году и в начале 80-х была весьма популярна на отечественной сцене. Не потеряли интерес к ней режиссеры и в ХХI веке: Театр на Малой Бронной, МХТ им. А.П. Чехова (постановка Андрея Мягкова), и снова Малый театр.

Интерес к пьесе не случаен. Вечные темы - одиночество, отношения отцов и детей, атмосфера ироничной и грустной комедии. Четыре возрастные роли, из них три женские, у каждого героя и героини есть монолог-откровение, интересный характер. И неожиданные занимательные повороты сюжета, который весьма прост.

Овдовевший пенсионер Николай Михайлович Чмутин (Владимир Дубровский) был вынужден покинуть родную деревню и поселиться у дочери и зятя. Но бывший кровельщик, привыкший всю жизнь честно трудиться, никак не может вписаться в городскую жизнь. В квартире, набитой дорогими вещами (зять торгует антиквариатом), он чувствует себя ненужной вещью и явно стесняет всех своим присутствием. Зятю приходит в голову простая идея - женить старика, благо по роду своей «предпринимательской деятельности» ему встречается немало одиноких пожилых женщин. Для смотрин приглашаются три подходящие на эту роль кандидатуры, но потенциальные невесты неожиданно приходят одновременно.

Пьеса не привязана к конкретному времени, но режиссер спектакля Василий Фёдоров ностальгически сдвигает действие в недавнее прошлое.

«Издалека долго течет река Волга...» - некогда весьма популярная песня в исполнении Людмилы Зыкиной звучащая «за кадром», - музыкальный пролог, камертон спектакля, создающий ностальгическую задушевную атмосферу.

Слово «ретро» часто используют в ироническом и слегка негативном ключе, образуя от него почти ругательное слово «ретроград» - то есть приверженец всего устаревшего, немодного. Малый театр не боится прослыть немодным и «ретроградным», предлагая зрителям сопереживать героям спектакля, погрузиться в историю человеческих отношений.

Три женские судьбы представляют три актрисы Малого театра. Максимальная психологическая достоверность характеров, почти забытый стиль игры. Игра в стиле «ретро», от которой получаешь зрительское удовольствие.

Нина Ивановна Воронкова (Зинаида Андреева) - медсестра, всю жизнь посвятившая самым беззащитным больным в доме скорби, так и не устроившая свою личную жизнь. Строгая, замкнутая, прячущая свое одиночество под маской холодности и даже чопорности. Бывшая балерина Роза Александровна Песочинская (Татьяна Лебедева) шумная и экстравагантная, не приспособленная к быту, нуждающаяся в надежной опоре и защитнике. Татьяна Лебедева играет эту роль на грани гротеска, но с огромным сочувствием к героине и с точным пониманием характера.

Диана Владимировна Барабанова (Ольга Чуваева). Статная, красивая в своем преклонном возрасте интеллигентная женщина. Необыкновенно отзывчивая и трогательная, она дарит книги, готова одолжить деньги, это тип женщины всегда готовой прийти на помощь и уставшей ждать, когда же, наконец, помогут ей. До преклонных лет Диана Владимировна работает вахтершей, чтобы помочь семье сына, по ее словам, такого же непрагматичного романтика. Ольга Чуваева - одна из старейших актрис Малого театра, одна из носительниц его традиций - предельно реалистичной актерской игры.

Во втором действии случайные маски оказываются сброшенными. Все три женщины одновременно находят повод, чтобы вернуться к Николаю Михайловичу в отсутствии дочери и зятя, хотя понимают, что надежды на удачное замужество уже почти нет.

Николай Михайлович в исполнении Владимира Дубровского обладает непростым характером. И покуражиться может, и обидеться так, что и разговаривать с хорошо относящейся к нему дочерью, а тем более зятем не будет. Людмила (Алена Колесникова) и Леонид (Максим Хрусталев) - в общем-то неплохие люди, но они другие. Они из другого времени и мира - вечно суетящегося, озабоченного материальными проблемами, рационального и прагматичного.

Художник-постановщик Андрей Сергеев воссоздает интерьер городской квартиры, в которой так неуютно чувствует себя старый кровельщик, когда-то имевший дело с созиданием быта, крыши над головой, теплого уютного дома.

В этой декорации с обилием мелких деталей антикварного интерьера, прежде всего привлекают внимание огромные пустые рамы на стене. Картины неразличимы, нам предьявлен сам образ пустоты. Интересное сценографическое решение - во втором действии интерьеры декорации зеркально меняются. Как меняются зеркально и отношения героя и его трех «невест». От стены недоверия и настороженности, к взаимопониманию и душевной открытости. И уже не нужна никому эта сомнительная женитьба, ведь они и так теперь нашли чутких друзей, и они все вместе.

В финале, покрошив голубям в последний раз за окно крошки, Николай Михайлович возвращается в деревню, но приглашает в гости всех своих новых подруг.

Задумчиво отвернется к окну заплаканная дочь и облегченно вздохнет зять.

И эпилогом прозвучит простая мелодия песни про жизнь, которая течет так же вольно и стремительно, как быстрая река Волга. Под эту широко разливающуюся ностальгическую ретро-мелодию актеры и выходят на аплодисменты.


Фото Евгения ЛЮЛЮКИНА

Фотогалерея