Король не сдается / Государственный театр юного зрителя Республики Саха

Выпуск №10-250/2022, Гости Москвы

Король не сдается / Государственный театр юного зрителя Республики Саха

Якутские театры нечасто посещают Москву, поэтому каждый их приезд, конечно, событие. В этом году Государственный театр юного зрителя Республики Саха (Якутия) отмечает свой 30-летний юбилей, который совпал со 100-летием образования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. В рамках культурных мероприятий, посвященных этой дате, ТЮЗ, гастролируя в Москве, показал в театральном центре «Вишневый сад» свой спектакль «Король Беранже» в постановке Карла Сергучёва. Главную роль в нем сыграл всеми любимый и именитый актер, народный артист Республики Саха, лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Федора Волкова Алексей Павлов. А его партнерами по сцене были актеры ТЮЗа, выпускники пятой якутской национальной студии Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. В зале же, вместе с московскими зрителями, сидели нынешние студенты якутской национальной студии Щепкинского Училища - так что состоялась незабываемая «встреча поколений», где старшее давало свой мастер-класс младшему. А еще был показан фильм о Якутском ТЮЗе и его славном пути.

Абсурдистская драма Эжена Ионеско «Король Беранже» - об ужасе собственного умирания, с которым столкнется каждый из людей. Пьеса-размышление о смерти, о круговороте жизни и смерти во вселенной. О боязни отпустить жизнь и признать себя смертным. Тем более, что главный герой - Король, правивший множество лет и не подозревавший, что смертный час может наступить мгновенно, не дав времени на подготовку.

Жанр трагифарса продиктовал саркастическую подачу событий, когда на сцене играют улыбка, ирония и легкость. Забавные «северные люди» в зимних якутских костюмах приносят и уносят декорации. Да и сам спектакль идет на якутском языке. Забавный Король Беранже Первый хохочет, подпрыгивает и дурачится. Алексей Павлов - ярчайшая личность Якутии, главный юморист республики и признанный король смеха, основавший когда-то Театр юмора и сатиры. Потому эта трагическая роль в его исполнении особенно интригует.

Первая жена Короля, Маргарита (Марина Корнилова), непреклонно и глумливо объявляет ему о последних часах его жизни («Ты доживешь ровно до конца спектакля!»). Вторая жена, Мария (Любовь Макарова), сверкая шубой из белоснежного соболя, неустанно напоминает Королю о своей любви. Циничные доктора (Федот Львов и Илья Яковлев) непрерывно хохмят, приплясывая и вынимая из своей аптечки какие-то бессмысленные инструменты и прикладывая их к телу Короля. Служанка Джульетта (Анна Флегонтова) хватается то за щетку, то за веник в фальшивых порывах трудолюбия. Все вокруг в курсе насчет неминуемой смерти правителя, все к ней уже готовы и все ее торопят - только сам он никак не может вникнуть в этот факт.

Правителем он был жестоким, несправедливым и нерадивым. И жить собирался вечно. Так откуда и зачем взялась вдруг смерть? И почему надо умирать? Эти вопросы не дают ему покоя. Тем временем вместе с ним умирает и его королевство: земля, подданные, погубленные эпидемиями и войнами; замок превращается в руины, государство парализовано, и даже слова теряют смысл - но Король вцепился во власть, которая давно ускользает из его рук. Нет, Король не обязан верить в свою смерть! Сначала он смеется над всеми нами, колобродит и дерзит, поигрывая своим скипетром и щуря узкие смеющиеся глаза. Как он весел, как забавен, как хорош! Но вдруг силы его покидают, и он прямо на наших глазах падает. Потом вдруг падает вновь. Но поднимается и опять бодрится. И неожиданно становится нелеп и жалок со своим скипетром и короной на голове... И мы видим, что он действительно слаб, бессилен, ничтожен. Тем временем развязные доктора уже гримируют его, готовя к небытию, уже раздевают, оставляя в нижнем белье, уже сажают в инвалидное кресло, где он сидит перед нами, обнаженный и беспомощный. И глаза уже не смеются, а плачут, моля о пощаде. Ведь он не готов к смерти! Он в панике, он трясется, дрожит и, покрывшись потом, рыдает! Он мечется в страхе, пытаясь спастись! Ужас небытия заставляет его изо всех сил цепляться за жизнь, и он в возмещение требует гибели всего мира: пусть все исчезнет, лишь бы я остался жить! Да, он отрицает мир, в котором его нет! Зачем нужен мир, в котором его нет?

Тем временем окружающие, смеясь и угождая ему напоследок, заявляют, что именно он был создателем и хозяином вселенной. И сам он кричит в истерике: «Я - всё, весь мир!» Потерянный и жалкий, он на мгновение действительно умирает, являя нам свое умирание как психологический и физиологический акт. Но тут же возрождается вновь, продолжая свой отчаянный бунт, и вновь мечется в поисках спасения. И даже умерев, так и не смиряется до конца.

Да, он неправедно жил, в богатстве и праздности, губя на войнах и в мирной жизни множество своих подданных, но страх смерти присущ любому - и праведнику, и грешнику. Ведь жизнь каждого человека, как некоего микрокосма, индивидуальной вселенной, умирающей вместе с ним, бесценна?

Фотогалерея