"Искусство ревниво..." / XVII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск–2022» имени Екатерины Максимовой

Выпуск №10-250/2022, Мир музыки

"Искусство ревниво..." / XVII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск–2022» имени Екатерины Максимовой

В Перми состоялся XVII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск-2022» имени Екатерины Максимовой.

Знаменитый «Арабеск», проводимый с 1988 года, а с 1994-го - под патронатом ЮНЕСКО, время испытывает на прочность. В предыдущий раз сложности пришли с пандемией коронавируса, ныне негативную роль сыграла геополитика. Отсутствие авиарейсов не позволило прибыть в Пермь многим из тех, кто прислал творческие заявки на участие. Правда, нашлись и такие, кто, преодолев неимоверные тяготы путешествия, к началу конкурса все-таки добрались. Например, стойкий француз Клеман Гийом - апологет русского балета. Он так стремился на берега Камы, что не отступил даже когда его не пропустили в Нарве через российскую границу. Не спал четверо суток, стыкуя рейсы из Стамбула, Эмиратов и Москвы, но на конкурсную сцену вышел. Как оказалось - не зря: завоевал серебряную медаль.

«Арабеск», учрежденный Министерством культуры Российской Федерации, Союзом театральных деятелей России, Министерством культуры Пермского края проводится на базе Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского и носит имя великой балерины Екатерины Максимовой. Соревнование имеет статус «открытого», что позволяет участвовать в нем гражданам не только России. В географии «Арабеска-2022» оказались широко представленными, казалось бы, самые «не балетные» города России. Наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, Казанью и Уфой, Челябинском и Пермью, Улан-Удэ и Якутском, Воронежем и Нижним Новгородом, Новосибирском и Чебоксарами, Саратовом и Екатеринбургом на конкурсную площадку чуть ли не впервые ступили представители Тулы, Астрахани, Красногорска, Магнитогорска, Барнаула, Тюмени, Краснодара, Калининграда... Иностранцы - из Беларуси, Великобритании, Греции, Турции, Японии и уже названной Франции.

Для оценки 20 конкурсантов младшей группы и 36 - старшей собрали, как всегда, представительное жюри во главе с бессменным художественным руководителем «Арабеска» Владимиром Васильевым. В судейской коллегии прима-балерины Марианна Рыжкина, Татьяна Предеина, художественный руководитель Пермского хореографического училища Владимир Толстухин, заведующий кафедрой балетмейстерского образования Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Юрий Петухов, балетмейстеры и исполнители современной хореографии Александр Могилёв и Алексей Расторгуев. В традиционное для «Арабеска» жюри прессы под председательством Сергея Коробкова вошли критики и балетоведы Лариса Барыкина, Наталья Левкоева, Виолета Майниеце, Ольга Розанова, Елена Федоренко и автор данной статьи.

По устоявшимся правилам конкурс, включающий в программу творческое состязание балетмейстеров, открыли экспериментальными постановками молодых, но уже ярко заявивших о себе (в том числе и на прошлых биеннале в Перми) хореографов. Свои одноактные балеты, предваряемые вступительным словом Владимира Васильева, показали Юлия Бачева (Санкт-Петербург), Александр Могилёв (Москва), Юлия Репицина (Челябинск) и Алексей Расторгуев (Пермь). Поскольку «Арабеск-2022» посвятили 150-летию со дня рождения знаменитого пермяка - всемирно известного импресарио Сергея Дягилева, предложенные сочинения были так или иначе связаны с дягилевскими «Русскими сезонами». В декоративные «Сады Аранхуэса» на музыку Мориса Равеля увлекла публику Бачева, своеобразное философское содержание Могилёв вложил в «Кикимору» на музыку Анатолия Лядова. «Игры» Клода Дебюсси вдохновили Репицину, Расторгуев отважился на оригинальную реплику «Павильона Армиды» Николая Черепнина, в начале прошлого века поразившего парижан в постановке Михаила Фокина. Различные по своим эстетическим устремлениям и сюжетам мини-спектакли мудрая режиссерская рука Васильева объединила выразительным прологом. Вокруг рояля в центре сцены расположились артисты. Вслушиваясь в звуки «Лунного света» Дебюсси, они вместе со зрителями рассматривали на экране арьера сцены семейные фотографии, запечатлевшие Дягилева в разные периоды жизни.

По условиям конкурса на первом туре солисты (в двух вариациях) и дуэты (в pas de deux) должны показать, прежде всего, академическую выучку на материале классических балетов, требующих, как известно, технического совершенства, музыкальности и актерского мастерства. Увы, совокупностью таких качеств смогли похвастать далеко не все. Право первыми выйти на сцену традиционно предоставили конкурсантам младшей возрастной категории, а те оказались поглощены стремлением продемонстрировать свои физические данные (большой шаг, прыжок, вращение) и школьные навыки.

Конкурс открыла москвичка Ульяна Васильченко, несколько манерно исполнившая вариации Авроры («Спящая красавица») и Одиллии («Лебединое озеро», редакция Юрия Григоровича). Несколько лучше показались улыбчивая Мария Попова из Красногорска, исполнившая соло Лизы («Тщетная предосторожность»), и Дарья Платонова, представшая задорной Нунэ из «Гаянэ» Арама Хачатуряна (хореография Нины Анисимовой). Две пермские конкурсантки вызвали к себе пристальный интерес. Софья Туманова, правда, не избежала ошибки в финале вариации из балета «Павильон Армиды», но уверенно исполнила танец Царицы вод из «Конька-Горбунка». Яркую лирическую индивидуальность проявила Валерия Кузнецова, чья Жизель была бесплотной и полетной. Pirouettes en dedans - en dehors в вариации из pas d`esclave «Корсара» блеснула петербурженка Ангелина Карамышева.

Конечно, основная борьба за взятие художественных вершин развернулась среди конкурсантов старшей группы. В вариациях из «Спящей красавицы» и «Пахиты» запомнилась японка Рино Фукуока, артистично и живо исполнила вариацию Лизы Александра Богданова (Улан-Удэ). Запаса прочности не хватило пермяку Генриху Райнику. Юноша артистичен, танцует с настроением, но выворотности на plie ему явно не достает, да и кисти в вариации Меркуцио («Ромео и Джульетта» в хореографии Кеннета Макмиллана) чересчур зажаты. На передовые позиции выдвинулись изящная и обаятельная Михиро Мории, продемонстрировавшая все возможные варианты fouettes в pas de deux «Арлекинады», темпераментный пермяк Георгий Еналдиев, сверкнувший мощным прыжком в вариациях Конрада Корсар») и Базиля («Дон Кихот»), а также Георгий Болсуновский из Красноярска. Опытный конкурсный боец, он исполнил вариации из «Арлекинады» и «Корсара». Неплохо выступили Варвара Терешина (Москва), Анастасия Каплина (Уфа), Софья Антонова (Саратов). А вот Анфиса Леготина (Санкт-Петербург) танцевала неровно. Лучше у нее вышла вариация Царицы вод из «Конька-Горбунка», хуже - Аспиччия из «Дочери фараона». Вторым выходом снизила впечатление и Дарья Ладыко из Челябинска, исполнившая вариацию Нирити из «Талисмана» вслед за Танцем с колокольчиками («Бахчисарайский фонтан»).

Ко второму туру жюри допустило 18 конкурсантов младшей группы и 27 - старшей. Теперь им предстояло исполнить не только фрагмент классического спектакля, но и номер современной хореографии. Понятие «современная хореография» довольно размыто, поэтому многие сочинения все же не слишком ушли от канонической эстетики. Лексика хореографии в «современном» искусстве может быть различной, включающей modern-dance, джаз-танец, даже street-dance и рэп. Главное, чтобы произведение, уложенное в три минуты, имело законченную структуру и четко выраженную мысль. Такой драматургией обладали дуэты, повествующие о противоречивых гендерных отношениях: «Сказка» (здесь были убедительны Алисия Пак и Иван Одинцов), «Мой Данте... Моя Беатриче» (в исполнении Марии Банниковой и Льва Швирида), «Я тебя не люблю» (Вероника Стерхова и Артемий Макаров), «Ангелы Вероны» (Ульяна Фатьянова и Денис Гайноченко). Превосходно исполненные Георгием Болсуновским и Георгием Еналдиевым соответственно «Повесть» и «Попутчик» оказались наиболее близкими эстетике современного танца. Это пластические монологи с заложенным внутренним конфликтом, и в них соискателям наград «Арабеска» удалось захватить внимание зрителя и держать его до финальных аккордов. К подобным номерам отнесем «Маску» Варвары Терешиной, «Умереть и не встать» Ульяны Синетар, «Нет его и не было» Разили Мурзаковой, «Пианиста» Сергея Угрюмова, «Libertango» Клемана Гийома. Генрих Райник должен быть признателен автору хореографии «Септаккорда»: содержательный по смыслу и яркий по форме номер, поставленный Алексеем Расторгуевым, позволил танцовщику раскрыться как вдумчивому и эмоционально напряженному артисту.

Примечательно, что программа «Арабеска» вмещает в себя «конкурс в конкурсе». Помимо того, что исполнители предстают в двух ипостасях - академизма и модерна, за призами и отличиями (для балетмейстеров они учреждены Союзом театральных деятелей России) съезжаются и хореографы. На «Арабеске-2022» их оказалось 49 человек. Дипломантами, отмеченными СТД РФ (ВТО), стали Алиса Куликова (Москва), отмеченная за воплощение образности чувств в номере «Пока не пойдет дождь», а также Михаил Присекин (Барнаул) - за синтез актерской выразительности, технического мастерства и культуры танца в номере Дарьи Вергизовой «Трудно быть птицей». Решением жюри прессы дипломами награждены Никита Повалихин (Ростов-на-Дону) за исполнение номера Виты Мулюкиной «Чужой», Егор Березиков (Барнаул) за исполнение номера Александра Могилёва «Пока, месье!» и Генрих Райник - за «Септаккорд».

К третьему туру количество участников сократилось до 32. Снова в свои права вступила классика. Выиграли те, кто тщательно продумал репертуарную стратегию. Дарья Платонова порадовала раритетом - вариацией из «Тирольского pas de deux» Россини-Бурнонвиля, Алисия Пак сверкнула вариацией из «Маркитантки». Валерия Кузнецова, напротив, привлекла кантиленой дуэта Одетты и Зигфрида («Лебединое озеро»). Уверенно продвигался к цели Еналдиев, избравший для третьего тура вариации Фрондосо («Лауренсия») и Солора («Баядерка»). Не отставал от него и Болсуновский с динамичным Богом ветраТалисман») и неукротимым Филиппом («Пламя Парижа»). От тура к туру набирал очки Клеман Гийом, взявший для заключительного этапа разнохарактерные соло Конрада и Альберта («Жизель). Успешно показался пермяк Максим Морозов (Граф Вишенка из «Чиполлино» и Колен из «Тщетной предосторожности»). В целом команда пермяков оказалась не только самой многочисленной, но и, пожалуй, самой эффектной.

Гран-при имени Екатерины Максимовой не присудили, зато все медали, за исключением золотой у юношей по младшей группе, нашли своих достойных обладателей. Тем же, для кого «Арабеск-2022» вышел лишь пробой пера, не лишне напомнить слова великого Микеланджело Буанаротти: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело». И добавить - многое впереди!

 

Фото Никиты и Антона ЧУНТОМОВЫХ

Фотогалерея