САМАРА. Судьба пассионария

Выпуск №1-251/2022, В России

САМАРА. Судьба пассионария

В Самарском муниципальном театре драмы «Камерная сцена» состоялись премьерные показы спектакля Софьи Рубиной по пьесе Александра Игнашова «Алабин. Паралич сердца». Уже второй месяц на каждом спектакле в зрительном зале - аншлаг и тишина, отражающая сосредоточенность публики на произнесенном со сцены слове, психологических нюансах. Театр создал историческое повествование о жизни выдающегося российского государственного деятеля второй половины XIX века, ставшее современным, актуальным спектаклем, вскрывающим болевые точки нашей действительности. Присущее премьере актерское волнение улеглось, и то, что поначалу прочитывалось вскользь, как подтекст, теперь звучит ярче и весомее.

Участник четырех войн, создатель Самарского знамени, под которым от турецкого ига была освобождена Болгария, Петр Алабин как гласный городской Думы, управляющий Губернской палатой государственного имущества, а затем и как городской Голова, способствовал строительству в городе чугунолитейного и кирпичного заводов, театра, типографии, кондитерской фабрики, Пастеровской, метеорологической и телефонной станций, водопровода. Приложил все усилия для того, чтобы через Самару была проложена железная дорога из Москвы на Урал и в Сибирь. Его имя увековечено в городе в названиях областного историко-краеведческого музея, одной из станций метро. На волжской набережной Алабину установлен памятник. И, кстати сказать, театр «Камерная сцена» находится в здании, построенном внуком Алабина, архитектором Петром Щербачевым. При этом о государственной деятельности и личной жизни Алабина самарцы знают не так много. Лишь однажды, больше тридцати лет назад небольшим тиражом издали сборник исторических документов, но получить к нему доступ можно только в областной научной библиотеке. Ни художественных фильмов, ни спектаклей о Петре Алабине до этого момента не было.

В отличие от многих театров, развлекающих публику незатейливыми комедиями, созданный Софьей Рубиной театр драмы «Камерная сцена» уже не первое десятилетие формирует репертуар из сценических версий лучших произведений русской и мировой классики, обладающих и художественным, и воспитательным потенциалом. У творческого коллектива есть своя публика, с каждым годом все больше фестивальных и конкурсных наград.

Рассказывая о судьбе Петра Алабина, прозванного современниками самарским Дон Кихотом, спектакль Софьи Рубиной, в первую очередь, о том, ради чего живет и должен жить русский человек - о нашем самосознании, о вере в человека и в Бога, о самопожертвовании, о борьбе с гнилью чиновничьего бюрократизма. Столкновение взглядов обывателей, гласных Думы, чиновников, военачальников с морально-этической позицией Алабина обжигает прямыми параллелями с реалиями наших дней, а семейные беседы Алабиных вызывают воспоминания о собственном детстве. Пьеса и спектакль не случайно названы «Паралич сердца». Алабин знает, что этим диагнозом обречен на смерть, в отличие от массы чиновников, живущих и процветающих с нравственным параличом в сердце.

Размышляя об этом спектакле, вспоминаешь патриотическое звучание пьес Константина Симонова, Леонида Леонова, «Вечно живых» Виктора Розова, «Рядовых» Алексея Дударева... Самарский драматург Александр Игнашов пишет не только о наших современниках. Едва ли не каждая вторая его пьеса основана на документальном материале, будь то исторические хроники «Нюрнберг. Скамья подсудимых», «Молчун», «Страсти по самозванцу», или метафорические притчи «Стояние Зои», «Сказание о звере мамонте».

Алабин прожил 71 год, из них почти 40 лет - в Самаре и, видимо, поэтому режиссер взяла за основу местные сюжетные линии, выстроив из них художественный образ «самарского Алабина». В исторических документах, в пьесе и в спектакле это человек импульсивный, с непростым характером, имеющий больше недоброжелателей, чем единомышленников и друзей. Смертельно больной, находящийся под домашним арестом, он не сломлен духовно. Интересен обыгрываемый драматургом исторический парадокс: по подписанному императором манифесту, Алабин, признав вину, подлежит оправданию, если же он будет настаивать на своей невиновности - следствие над ним будет продолжено. Голод в Поволжье, смерть жителей губернии от испеченного из гнилой муки хлеба, растянувшееся на несколько лет следствие по так называемому «хлебному делу» подталкивают Алабина к переосмыслению прожитого, обрекают на муки совести: так в его доме появляется видение Беса, так вновь и вновь всплывают в памяти воспоминания...

Пьеса начинается с резкого диссонанса: звон разбитого стекла разрезает ночную тишину дома, в котором чувствуется скорый приход смерти Алабина. Озлобленные горожане так выражают свое отношение к бывшему градоначальнику. Называя горожан обывателями, драматург и режиссер расширяют конкретную социальную ситуацию противопоставления героя и толпы до философской оппозиции пассионарий - филистер. Театр интересует философская дилемма: чем грех отличается от ошибки и какова цена искупления? Спектакль дает возможность увидеть в Алабине трагическую личность шекспировского масштаба - и государственника, и патриота, и человека.

Такое внимание к пьесе «Алабин. Паралич сердца» неслучайно. Я знакома с двумя ее вариантами. Первый, написанный в 2017 году, - камерный, в нем действуют Петр Алабин, его жена Варвара, их дочь Александра и Чиновник, временами принимающий облик Беса. В феврале-марте 2021 года в Самарском художественном театре состоялись несколько эскизных показов, в которых главную роль исполнял заслуженный артист России Олег Белов. Уже тогда было известно, что актер вскоре покинет Самару, а эскиз не станет спектаклем. К тому же, пьесой заинтересовалась Софья Рубина. По ее просьбе драматург написал второй вариант пьесы, в котором интимная драма душевных терзаний Алабина перемежается массовыми интермеццо: картинами городской жизни настоящего и эпизодами прошлых лет, всплывающими в сознании героя воспоминаниями и видениями.

Изобретательно зонирует, расширяет небольшое сценическое пространство лаконичная и образная сценография Георгия Пашина, благодаря чему режиссер выстраивает мизансцены одновременно в нескольких временных плоскостях. Наиболее эффектной, гармоничной, берущей за душу стала сцена воспоминания о праздновании Рождества в семейном кругу. Алабин здесь - любящий и любимый отец, глава и центр притяжения большого дружного семейства. Живописности сцене у рождественской елки добавили воссозданные по открыткам того времени красочные карнавальные костюмы (художник Ольга Никифорова). Запоминается своей эмоциональностью и образностью танец, символизирующий освобождение болгарского народа от многовекового турецкого гнета (балетмейстер Наталья Холопова).

В роли Петра Алабина - заслуженный работник культуры Российской Федерации Алексей Якиманский. Актера можно поздравить с настоящей творческой удачей. Перед нами больше, чем бенефисная роль! Психологически точный, многогранный образ Алабина развивается, набирая глубину, свойственную высокой трагедии. Отдадим должное режиссеру: Софья Рубина не идет по пути придания актеру портретного сходства с героем, важнее здесь - попадание в характер. Алабин морально унижен, но не сломлен: он, как и прежде, силен духом, крепок верой. Таким его видят авторы спектакля, таким его играет артист. Алабин не просит о снисхождении, он требует справедливости, и этим вызывает уважение.

Не всегда гармоничен творческий тандем супружеской пары Алабиных. Оксане Мироновой-Крыловой в роли Варвары Алабиной недостает психологической убедительности - актриса слишком увлекается мелкими жестами и, лишь начиная петь, обретает естественность и выразительность. Андрей Бирюков в роли Беса пластичен, вкрадчив, ехиден, но временами слишком предсказуем. Предельно достоверна и чистосердечна дочь Алабина Александра в исполнении Маргариты Полуниной.

Многие актеры, перевоплощаясь в два-три образа, в считанные мгновенья создают психологически убедительные характеры. Так, например, весьма интересны Молодой Алабин и Молодой чиновник (Кирилл Барахта), Мастеровой, Гласный Думы и Ваня (Дмитрий Борисов). Особо хочется отметить Ирину Черепанову в контрастных ролях Торговки, Монахини и мадемуазель Ленон.

Песня «Ах, Самара-городок» становится лейтмотивом спектакля, но из-за многократного повторения - лейтмотивом слишком монотонным. История Алабина гораздо шире, чем самарская, она интересна не только жителям этого города, и спектакль на это не просто претендует, он этим живет.


Фото предоставлены театром «Камерная сцена» 

Фотогалерея