Праздник премьер / Первый региональный театральный фестиваль «Интонация» (Белгород)

Выпуск №1-251/2022, Фестивали

Праздник премьер / Первый региональный театральный фестиваль «Интонация» (Белгород)

Белгород - фестивальный город. Здесь, на родине реформатора отечественной сцены, собираются участники Всероссийского театрального форума «Актеры России - Михаилу Щепкину», Международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава». А нынешним летом прошел первый в истории региона фестиваль «Интонация».

Инициатором праздника стало Белгородское отделение СТД РФ во главе с заслуженным деятелем искусств РФ Виктором Слободчуком. «Многие годы я мечтал о том, чтобы и в нашем регионе проводился ежегодный форум местных театров, - говорит Виктор Иванович. - Наш фестиваль дает уникальную возможность продемонстрировать своеобразие и неповторимость творческого лица каждого участника, познакомить зрителей с театрами региона, показать белгородцам, какие прекрасные спектакли рождаются на этой земле».

Грант, выигранный в областном конкурсе, позволил осуществить задуманное. Фестиваль получил название «Интонация» не случайно. Для непосвященных приоткроем завесу: это любимое слово Виктора Слободчука, художественного руководителя Белгородского академического драматического театра имени М.С. Щепкина. В фестивальную афишу вошли лучшие театральные премьеры сезона 2021-2022. Экспертный совет возглавила Ольга Сенаторова.

Красочная, искрящаяся весельем церемония открытия «Интонации» на сцене Белгородского института искусств и культуры задала тон празднику. Студенты 3 курса кафедры актерского искусства БГИИК показали спектакль «Скажи мне что-нибудь на твоем языке». Грустно-ироничную прозу Виктории Токаревой инсценировала и поставила мастер курса народная артистка РФ Марина Русакова. Литературный материал, надо заметить, выбран непростой. Девять историй о любви - калейдоскоп характеров, ситуаций, настроений. Но молодой задор и увлеченность помогли исполнителям, делающим первые шаги, справиться с трудностями (диплом фестиваля «За верность традициям русской школы актерского искусства»).

Любительский театр-студия «Новая сцена» представил спектакль-перформанс «Vinsent. Начало» по роману Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». Перед зрителем проходят детство, юность и молодость «гения с горящим сердцем» Винсента ван Гога. Режиссер Ольга Михайлова, старший преподаватель БГИИК, использует элементы пластического театра, видеоинсталляции. Экспериментальная постановка молодежного коллектива о поисках своего пути отмечена дипломом «За синтез искусств в решении темы призвания художника».

А вечером зал, казалось, на одном дыхании смотрел спектакль Белгородского академического драматического театра им. М.С. Щепкина «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона. Пронзительную историю слепоглухонемой девочки Хелен Келлер, ставшей впоследствии писательницей, общественным деятелем, лауреатом премии «Оскар», поставил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Премьера спектакля состоялась в юбилейный бенефис заслуженной артистки РФ Оксаны Бгавиной. На фестивальную сцену актриса вышла в роли учительницы Энн Салливан, а ее подопечную Хелен Келлер сыграла Дарья Купавцева. Символично, что и в жизни, и в спектакле исполнительниц связывают отношения наставницы и ученицы. Даша, начинающая актриса, выпускница Белгородского института искусств и культуры, блестяще справилась с невероятно сложной задачей. Трудно поверить, что это ее первая большая роль в Белгородском драматическом. У Оксаны Бгавиной, доцента БГИИК, есть повод гордиться своей воспитанницей.

«Никогда не опускайте голову. Держите ее высоко. Смотрите миру прямо в глаза», - слова Хелен Келлер в финале воспринимаются зрителем как лично ему адресованное послание. Спектакль стал настоящим гимном силе духа человека, преодолевающего самые немыслимые препятствия на пути к цели. Экспертный совет вручил щепкинцам диплом «За страстный призыв к восхождению человеческой души к свету». Награжден и замечательный дуэт Оксаны Бгавиной и Дарьи Купавцевой. Как заметила на обсуждении Ольга Сенаторова, «Сотворившая чудо» - это образец спектакля, отвечающего всем ожиданиям белгородской публики.

Второй день фестиваля открыл Белгородский театр кукол. Малышам показали русскую народную сказку «Гуси-лебеди, или Привередница». Спектакль-долгожитель, поставленный Яковом Мером в содружестве с художником Ольгой Сидоренко, идет уже 14 сезонов. В этом камерном представлении все одиннадцать ролей исполняет одна актриса. В 2021 году не стало заслуженной артистки РФ Татьяны Литвиновой, но спектакль сохранили в репертуаре. Постановка получила диплом «За яркое сценическое воплощение русского фольклора и благородное отношение к памяти ушедших коллег», а Светлана Щебенькова отмечена за роль Сказительницы.

В программе фестиваля были не только спектакли, но и выставки, творческие встречи. Во время одной из них Ольга Сенаторова поделилась размышлениями о непростой миссии театра в современных реалиях и его ответственности перед зрителем, о новых подходах, которые требует время. Главный режиссер Губкинского театра для детей и молодежи Ирина Суханова рассказала о том, как рождался спектакль «Хандрить по-русски». Драматургия Николая Некрасова - нечастое явление на российских подмостках. Вдохновившись некрасовским сюжетом, Ирина Суханова поставила деревенскую сцену «Осенняя скука» как трагикомедию о русской тоске, сыграв в ней роль Аграфены-ключницы. Для помещика Ласукова, прозябающего в сельской глуши, время остановилось. Персонаж Артема Окшина ассоциируется с Онегиным, Обломовым. Один ненастный вечер, и перед зрителем проходит вся его бесцельно растраченная жизнь. Приступы меланхолии сменяются отчаянным весельем - с цыганами, народными плясками и песнями, которые готов подхватить зрительный зал. Спектакль губкинцев награжден дипломом «За нескучное решение философских аспектов русской хандры».

Заключительный день фестиваля привел зрителей в Белгородскую детскую школу искусств № 1, где уже более 30 лет существует Детский музыкальный театр. В его репертуаре музыкальные сказки, оперы, балеты, мюзиклы. Труппа - профессиональная, а спектакли идут в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Не только маленьких зрителей, но и их родителей увлекли приключения героев спектакля «Огниво» по мотивам произведения Андерсена. Постановщик, главный режиссер театра Андрей Зотов придумал оригинальные сюжетные ходы, наполнившие старую сказку новым смыслом. Удачно вписана в либретто роль принца Фредерика, несостоявшегося жениха принцессы. Из агрессивного вояки он чудесным образом превращается в миролюбивого садовника. А король Карл и ведьма Клара, разобравшись, наконец, с кораллами и кларнетом из известной всем скороговорки, прощают друг другу давние обиды и примиряются. Счастливый поворот событий, не правда ли? Сказку «Огниво» жюри отметило дипломом «За яркое содружество муз в звучании спектакля».

В рамках проекта «Наше. Всё» состоялась встреча с приехавшим на фестиваль из Москвы выпускником ГИТИСа Максимом Меламедовым. Серьезный разговор шел о призвании, правде в жизни и в искусстве. «Современная режиссура - это не аттракцион... Удивить можно современной интонацией, современными мыслями», - так определил направление своих творческих поисков молодой режиссер. Встреча, вызвавшая большой интерес аудитории, транслировалась онлайн на портале «Культура. РФ». К 400-летнему юбилею Жана-Батиста Мольера Меламедов поставил в Старооскольском театре для детей и молодежи имени Б.И. Равенских «высокую» комедию «Тартюф». По его убеждению, сегодня наступило время Оргонов, людей, позволяющих лицемерам-демагогам обманывать себя.

В завершающий фестивальный вечер старооскольская труппа разыграла на щепкинской сцене мольеровский сюжет в трактовке, отступающей от привычного канона. Авторский спектакль Максима Меламедова захватил зрителей мощной энергетикой. Тема двойников, мрачное зазеркалье, которое отражает реальность искаженно - все это придает постановке философскую глубину. Режиссер отказывается от традиционной счастливой развязки. Зло в лице ханжи в сутане Тартюфа (Петр Бежин) остается ненаказанным. Впрочем, и сам Мольер, чья статуя молчаливо наблюдает за происходящим на сцене, был вынужден прибегнуть в комедии к приему «deus ex machina» - справедливость торжествует только после вмешательства короля. Оценивая новую постановку Старооскольского театра для детей и молодежи имени Б.И. Равенских, члены жюри подчеркнули, что это новый театральный язык, отметив его дипломом с шекспировской формулировкой: «За смелость "держать зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное - низости, и каждому веку истории - его неприкрашенный облик"». Награжден также исполнитель роли Оргона Андрей Костиков.

Пролетели три незабываемых дня фестиваля, наполненные радостью общения и творческих открытий. «Интонацию» решили проводить ежегодно, а значит, будущим летом таланты и поклонники вновь встретятся на празднике театральных премьер.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея