"Сцены деревенской жизни" / "Дядя Жорж" в Московском театре Сатиры

Выпуск №1-251/2022, Премьеры Москвы

"Сцены деревенской жизни" / "Дядя Жорж" в Московском театре Сатиры

Спектакль «Дядя Жорж» в постановке Сергея Газарова на сцене Московского театра Сатиры основан на двух пьесах А.П. Чехова - «Леший» и «Дядя Ваня».

Для Сергея Газарова, ставшего художественным руководителем Театра Сатиры после объединения с театром «Прогресс», это своего рода дебют - первая постановка на сцене объединенного театра, в которой заняты актеры двух трупп, и первое обращение режиссера к чеховской драматургии.

Драматургия Чехова нечастый гость на сцене Театра Сатиры. В 1983 году Валентин Плучек поставил на малой сцене театра камерный и проникновенный спектакль «Вишневый сад» с тогдашними корифеями театра - Анатолием Папановым, Андреем Мироновым, Георгием Менглетом, Борисом Плотниковым. Хотелось, чтобы таких серьезных, «классических» спектаклей в Театре Сатиры было больше и поэтому на возвращение чеховской драматургии в эти стены, конечно, возлагаются определенные надежды.

В чеховском спектакле Сергея Газарова соединены две версии одного сюжета. Пьеса «Леший» была написана Чеховым в 1889 году для бенефиса актера Александринского театра Павла Свободина. В имение, где после смерти жены живет Войницкий (в этой пьесе его зовут Егор), приезжает профессор Серебряков, бывший муж его умершей сестры с дочерью Соней и молодой женой Еленой Андреевной. Рядом, в деревне живет помещик Михаил Хрущов по прозвищу Леший, в которого влюбляется Соня. Серебряков предлагает продать имение, в которое вложены деньги Войницкого, и лес, который так любит Хрущов. Возникает конфликт, и Войницкий кончает с собой. После премьеры спектакля критики обвиняли Чехова в том, что он вывел в пьесе семью Алексея Суворина, у которого тоже была молодая жена и непростые семейные отношения. «Леший» в свое время на театральной сцене успеха не имел.

В 1897 году была опубликована пьеса «Дядя Ваня», в которой главный герой - Войницкий (теперь уже Иван). Помещик Хрущов становится доктором Астровым, Соня живет вместе с дядей и безнадежно влюблена в Астрова. Финальный монолог Сони «Мы отдохнем...» - одна из вершин чеховской драматургии, и каких только интерпретаций его исполнения не существует в современном театре.

В 1899 году «Дядю Ваню» поставили в Московском Художественном театре. Войницкого играл Александр Вишневский, Серебрякова - Василий Лужский, Астрова - Константин Станиславский. Пьеса «Дядя Ваня» по праву считается одной из вершин чеховской драматургии.

Не изменив у Чехова ни слова, режиссер Сергей Газаров большую часть текста берет из «Лешего», сохраняет всех персонажей этой пьесы, хотя меняет помещика Хрущова на доктора Астрова, приводит главного героя Войницкого к трагическому финалу, но часть важных смысловых акцентов переносит из «Дяди Вани».

«Парадоксы» чеховской драматургии - после самоубийства главного героя зрителей ждет еще целый акт, а жанр обозначается как «комедия». Свой спектакль Газаров называет «сценами из деревенской жизни», но и от определения «комедия» не отказывается, представляя вполне «классический» чеховский спектакль, в котором герои просто «едят, пьют, а в это время складываются и разбиваются их жизни».

Пространство сцены разделено на две части легкими прозрачными занавесами, создающими атмосферу летнего дачного дня или вечера (художник Александр Боровский). Здесь на первом плане будут проходить все главные события спектакля. В глубине - живой оркестр. Там, на глазах у зрителей персонажи после самоубийства Войницкого будут переодеваться в черные одежды. Герои облачаются в показной внешний траур, но ничто не меняется в их внутренней жизни.

Режиссерский стиль Газарова часто тяготеет к гротеску, буффонаде. Не обошлось без трюков и музыкальных вставных номеров и в чеховском спектакле. Здесь и страстный танец на столе Елены Андреевны, жгучее танго дяди Жоржа, его же розыгрыш задремавшего Серебрякова, когда он в маскарадном костюме в образе смерти приставляет тому к горлу бутафорскую косу, испугав не на шутку, и многое другое.

Такая «карнавальность», «обнажение» театральных приемов в некоторых местах сбивает «полусонное течение деревенской жизни», но иногда кажется неорганичным «вставным номером». Нельзя назвать удачным введение шумного цыганского табора, вваливающегося на сцену в самом начале. Возможно, это безудержное веселье, вольная стихия призвана на сцену, чтобы подчеркнуть контраст спокойному болотному существованию в доме Войницких. Но чересчур уж размашисто, в стиле лубка и почти китча выстроена эта сцена, слишком в лоб бьют некоторые режиссерские приемы. Достоинства и сильные стороны спектакля все-таки не в этом.

Спектакль интересен своими актерскими работами. Режиссер занимает в спектакле ведущих артистов Театра Сатиры. Вместе с цыганами на сцене появляется бесшабашный Федор Орловский (Игорь Лагутин). Взрывной темперамент и харизматический талант актера создают персонаж необыкновенной силы, но его энергия растрачена на безудержный разгул и пьянство. Он не старается притвориться положительным героем, в отличие от окружающих, старательно изображающих хороших людей, но слабоволие невольно толкает их на неблаговидные поступки. Именно Федор, напропалую идущий к своим целям, противостоит остальным чеховским персонажам, создает то избыточное напряжение, когда выстрел Войницкого уже кажется неизбежным.

Марья Войницкая - маменька «дяди Жоржа» - Нина Корниенко, актриса, обладающая и лирическим, и ярким комедийным талантом. Она семенит, суетится, пытается вмешиваться в события, но вся эта суета впустую. Небольшая роль, но очень значительная и в биографии самой актрисы. Это ее первая встреча с Чеховым, как и у актера Юрия Васильева, играющего профессора Серебрякова.

Серебряков - самый отрицательный персонаж в этом спектакле. Актер подчеркивает чудовищный эгоизм своего героя, доходящий до комизма и даже карикатуры. «Статуя командора», преисполненная собственного ложного величия. Но и «статуя» бывает способна на вспышки гнева и непредсказуемые эмоции, когда себялюбие и самолюбование не находят должного почитания.

И, конечно же, мы не увидим здесь «классического» доброго, душевного Войницкого. Дядя Жорж Федора Лаврова - неудачник и неврастеник, грубый и резкий, обострение душевного кризиса он переживает остро, непримиримо к окружающим, загоняя себя в угол, из которого нет выхода.

Однозначно беспринципным циником выглядит здесь Астров - он же Леший - Сергей Шнырев. Обязанности доктора он исполняет не слишком ревностно, но и проблемой сохранения лесов, кажется, тоже не очень озабочен. Он влюблен в Елену Андреевну, но готов ответить и на чувства Сони.

В ансамбле спектакля убедительно смотрятся и недавние выпускники театральных вузов Ангелина Стречина (Соня) и Артемий Соколов-Савостьянов (Желтухин). Чувственная красавица Елена Андреевна (Александра Мареева) - сумасбродная красавица, в которую влюблены трое мужчин. Птица из клетки, готовая вырваться на свободу, уже почти сбежит на волю, но добежит только до границы соседнего леса.

Финал спектакля режиссер берет из «Лешего». После самоубийства дяди Жоржа - почти водевильное ожидание двух ближайших свадеб. Федор Орловский согласен на брак с влюбленной в него Юлей Желтухиной; Астров, наконец, обратил внимание на Соню.

Финальная реплика Астрова «Пусть меня не любят, я полюблю другую!», обращенная и к Елене Андреевне, и к Соне окончательно возвращает сюжет к первому варианту чеховской комедии. А деревенская жизнь продолжается катиться по накатанному руслу...


Фото Александры АВДЕЕВОЙ


Фотогалерея