Мечта об антигероине / Валентина Прокопенко (Абакан)

Выпуск №1-251/2022, Лица

Мечта об антигероине / Валентина Прокопенко (Абакан)

В июне отметила юбилей Валентина Прокопенко - одна из самых ярких актрис Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.

Она пришла в абаканский Русский театр в 2005 году сразу после окончания Алтайского государственного института культуры и искусств. Индивидуальность и талант молодой артистки здесь сразу же заметили и оценили: уже через год за роль Галки Четвертак в спектакле «А зори здесь тихие...» она получила награду в номинации «Лучший дебют» на Открытом театральном конкурсе актерских работ «Таланты и поклонники». А еще через год ее Купава из спектакля «Дар любви» была признана лучшей женской ролью на Республиканском фестивале профессиональных театров «Волшебные кулисы».

Валентина Прокопенко обладает одной важной чертой, которая сегодня не так часто встречается в профессиональной среде. Ее актерская преданность - редкая в современном театре способность оставаться прежде всего исполнительницей, четко следуя режиссерскому замыслу. Такая иерархия творческого процесса, кажущаяся молодым постановщикам анахроничной, дает артистке внутреннюю свободу для создания одного персонажа, которого она филигранно вписывает в целостное произведение. Этот поиск исключительно внутри себя, анализ собственных чувств и глубокая рефлексия над ролью помогают Валентине Прокопенко создавать образы, которые вряд ли можно было бы повторить при ином подходе. Кажется, какая бы сложная актерская задача не стояла, она исполнит ее легко. Такое понимание профессии восхищает и режиссеров, работающих в традиционном ключе, и тех, кто требует соавторства. На моей памяти немало примеров, когда приглашенные постановщики, отбирая артистов для спектаклей и лабораторий, всякий раз уверенно утверждали на роль неизвестную, но впечатлившую их со сцены артистку.

Оценить пределы актерской амплитуды Валентины Прокопенко невозможно без тщательного анализа сыгранных за семнадцать лет ролей, почти всегда главных. Все ее сценические образы женственны, и женское начало там тоже проявляется по-разному. Бунтарка Антигона Софокла или покорная Василиса из спектакля «Дело святое» Ф. Булякова - ее героини создаются на стыке двух парадоксальных явлений: женской эмансипации и понимания патриархальных устоев мира. Актерские работы Валентины Прокопенко словно возвращают на сцену персонажей с первозданной женской энергией чувственности, сложных, духовно и психологически многослойных, переполненных состраданием и любовью. Это дает в пределах одного образа ощущение «бесстрашной нежности» или «нежной решимости», которая и возвращает на сцену существо сложное, эмоциональное, противоречивое - женщину. Валентина Прокопенко отвоевывает в каждой роли право быть именно такой.

И все же эти героини не давали ей полного профессионального удовлетворения. Валентина - покорная артистка, мечтающая сыграть не просто непокорную героиню, как, например, Антигона, а настоящую антигероиню. Ею стала Наталья Петровна в спектакле «Dj Чехов» по пьесе А.П. Чехова «Три сестры» в постановке Эдуарда Шахова. Прокопенко выделяет единственно доступный для своего персонажа метод манипуляции окружающими - сексуальность и делает это главным средством в достижении целей по узурпации власти в доме Прозоровых. Здесь, как и прежде, она переплетает в одной роли женскую эмансипацию, понимание патриархальных устоев и в итоге полностью порабощает мужскую волю. Словно в компьютерной игре, где нужно устранить главаря. Пусть Андрей Прозоров и слаб духом, но он - мужчина. Путь героини к безграничной власти актриса прокладывает именно через него.

Сыграв свою первую антигероиню, Валентина Прокопенко не только воплотила профессиональную мечту, но и резко повысила профессиональный статус в глазах зрителей и коллег. Мощная, щедро владеющая мастерством актриса вступила в новую эпоху создания зрелых и женственных образов.

Фото Евгения ПАВЛЕНКО, Марии ПЕДОРЕНКО, Екатерины СТАНКЕВИЧ

Фотогалерея