Фестивальный переполох / Фестиваль «В честь великой русской балерины Г.С. Улановой» (Йошкар-Ола) и XXVI международный балетный фестиваль в Чебоксарах

Выпуск №1-251/2022, Мир музыки

Фестивальный переполох / Фестиваль «В честь великой русской балерины Г.С. Улановой» (Йошкар-Ола) и XXVI международный балетный фестиваль в Чебоксарах

Лето 2022 года оказалось урожайным на балетные фестивали. Плотная череда танцевальных форумов пропетляла через Йошкар-ОлуВ честь Галины Улановой»), Казань (Нуриевский фестиваль), Саратов (Собиновский фестиваль), Ростов-на-Дону (фестиваль имени Ольги Спесивцевой), в Челябинск (традиционное посвящение Екатерине Максимовой)...

Практически в одни и те же дни масштабные праздники танца состоялись в Марийском государственном театре имени Эрика Сапаева и Чувашском государственном театре оперы и балета. Как побывать на них без раздвоения личности? Благо, географически Йошкар-Ола и Чебоксары довольно близки, и при желании возможно изловчиться, чтобы не пропустить главные события обеих программ.

Фестиваль «В честь великой русской балерины Г.С. Улановой» - таково официальное название творческой встречи в столице Республики Марий Эл - неожиданным образом перемежался с впервые проходившим здесь Всероссийским конкурсом артистов балета. Конкурс проходил по номинации «Исполнители современного танца» и поэтому не только насытил публику жанровыми впечатлениями, но и растянул фестивальный марафон более, чем на две недели. Начали громкой премьерой балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет». Производственные мастерские театра самостоятельно освоили сложные постановочные задачи столь же блестяще, сколь сделали это и артисты. Екатерина Байбаева предложила убедительную трактовку образа Екатерины II, выпестованную драматическим воображением артистки и ее пониманием характера российской императрицы. Поначалу жертва, она превратилась в жестокосердную властительницу, для которой корона и альковные увлечения стали способом личностной самореализации и страстными фетишами жизни. В соответствие с чистокровной драмой терзаний сына императрицы привел сценическое бытование своего Павла эмоциональный Артем Васильев. Зрители увидели не просто условных исторических персонажей. Благодаря вдохновенному искусству Кристины Михайловой (Жена наследника) и Итару Надо (Фаворит императрицы) зажили, заиграли актерскими гранями любовники, тираны, расчетливые злодеи российской истории.

В Йошкар-Олу слетелись звезды первой величины. В «Лебедином озере» премьеры Большого и Мариинского театров. В партии Одетты-Одиллии известная петербургская балерина Оксана Скорик. Партнером стал столичный танцовщик Денис Родькин. Главные женские образы балета вполне закономерно признаны творческой победой Скорик. В ее исполнении полярные лики отчетливо собираются в единое целое двумя художественно равноценными составляющими. Принцесса, отбросившая колдовское белое оперенье, повествует свою грустную новеллу посредством безупречной пластической кантилены, Одиллия, напротив, обжигает страстным взглядом, энергичным порывом, лишающим элегического Зигфрида-Родькина чувства реальности и сомнений. Его встрече с мечтой всячески препятствовал Ротбарт в выразительном исполнении марийского солиста Кирилла Паршина. Обогащая палитру фестиваля эмоциональными перепадами, после романтического «Лебединого озера» представили праздничный «Дон Кихот». Это царство замечательной балерины Московского театра «Кремлевский балет» Екатерины Первушиной и «свободного художника», как он сам себя величает - Ивана Васильева. Артист неистощимой сценической энергии способен шокировать публику шквалом эмоций и не щадит ее каскадом каких-то запредельных трюков и эскапад Базиля. Оставаясь в классической традиции и с хорошим вкусом ведет свою актерскую линию Первушина-Китри. В ее игре и манере поведения нет и намека на желание эпатировать зрителя. Балерина верна стилистике роли, а блистательная техника и впрямь способна ослепить.

Кто возьмет на себя смелость утверждать, что такой chef d'œuvre, как «Баядерка» Мариуса Петипа не способен проникнуть в самые сокровенные тайники души современного зрителя? Ведущие мастера Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко отбросили любые схемы, чтобы лучами своих талантов осветить живые образы трагической храмовой танцовщицы Никии и ее возлюбленного Солора. Оксане Кардаш не нужно доказывать залу, что она абсолютно владеет «школой» и техникой классического танца. Ее героиня предстает на сцене как личность, переполненная внутренней силой. В облике служительницы религиозного культа это самоуглубленная и гордая девственница, но в страстных объятиях любимого мужчины Никия раскрывается нежным и чувственным созданием. В споре с соперницей Гамзатти (Кристина Михайлова) Никия-Кардаш безоглядно решительна и смела. Трагические краски засверкали в экстатическом Танце с корзинкой с его сменой настроений. В инфернальном акте «Теней» красота музыки и хореографии устремила ввысь линии незамутненного рисунка танца Кардаш. Мастерству балерины достойно вторил Иван Михалёв-Солор. Он распластывался в высоком прыжке и убеждал уверенной партерной техникой танца.

В «Жизели» актерский ансамбль составили премьеры Большого театра Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов и солистка Татарского театра имени Мусы Джалиля Алина Штейнберг (Мирта). Крысанова раскрыла тему счастливой и трагической любви Жизели. Лантратов уравновесил искреннюю актерскую игру и чистую форму классического танца Альберта.

Если в Йошкар-Оле продюсированием фестиваля успешно занимался Айдар Шайдуллин, то XXVI международный балетный фестиваль в Чебоксарах провели своими силами. Впервые фестивалем руководил Андрей Попов, недавно занявший пост директора Чувашского государственного театра оперы и балета. Новый руководитель, за чьими плечами профессиональное балетное образование и хороший опыт менеджмента, с энтузиазмом взялся за дело. Директор осуществлял общее руководство фестивалем, а его художественный силуэт обрисовал руководитель балетной труппы Данил Салимбаев. Эффективное партнерство двух лидеров позволило успешно преодолеть не только организационные сложности, обычно сопровождающие столь масштабные форумы искусства, но и справиться с дополнительными вызовами времени. Даже «международность» фестиваля сохранили за счет иностранцев, работающих в России. Например, бразильянки Аманды Гомес, солистки Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, или Стефании Гаштарска из Македонии, ныне балерины Пермского театра.

Глава Чувашской Республики Олег Николаев подчеркнул: «Нынешний фестиваль особенный. Он проходит в Год культурного наследия народов России и в Год выдающихся земляков в Чувашии». В этой связи знаменательным и трогательным был концерт учеников Пермского хореографического училища, посвященный Надежде Павловой. Всемирно известная чувашская балерина в свое время окончила это учебное заведение. Олег Алексеевич приветствием не ограничился, вместе с министром культуры Республики Светланой Каликовой был частым зрителем фестивальных спектаклей, всякий раз посылая на сцену артистам огромную корзину цветов.

Помимо событий сценических, программу составили лекция петербургского балетоведа Ольги Розановой, посвященная другой выдающейся чувашской балерине - Светлане Ефремовой. Интерес вызвали мастер-классы, в частности, Ольги Серегиной (по классике) и Алексея Рюмина (по современному танцу). В атриуме театра с большой любовью создали мемориальную выставку, посвященную чувашским танцовщикам: Галине Васильевой, Юрию Свинцову, Ольге Серегиной, Татьяне Андреевой, Татьяне Альпидовской, принесшим первую славу этому театру и национальному хореографическому искусству в целом.

«Современная» программа фестиваля оказалась столь обширной, что разговор о каждом событии потребовал бы специальной рецензии. Премьеры спектаклей - в традиции чувашского фестиваля. На cей раз их приготовили столичные хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский. Они презентовали два одноактных балета: «Титан`и я» на музыку Густава Малера и «Болеро» Мориса Равеля в исполнении чувашских танцовщиков. В версии Гайдуковой шекспировский сюжет «Сна в летнюю ночь», сохранив имена персонажей, утратил четкость сюжета. По словам балетмейстера, «наш романтический герой сбегает от конфликта с собственной реальностью и попадает в точку переплетения двух миров - Уильяма Шекспира и Густава Малера. Герой - кто он? Ткач Основа, полюбившийся Титании, или персонаж Гравюры «Похороны охотника»? Герой чувствует неоднозначность восприятия и пытается выстроить отношения с окружающим миром, но что же делать с прошлой ценностью собственного «я»? В каком виде тебе позволят существовать в новой жизни?» Этот своеобразный замысел воплотили Елена Коцюбира (Титания), Алексей Рюмин (Охотник), Анастасия Матвеева (Пак). А партия Героя стала большой удачей Фарходжона Камолова. Интересное оформление - условно-обобщенное и таинственно сказочное - придумал Валентин Федоров.

Матулевский в «Болеро» тоже склонен к философским рассуждениям: «Каждый день человек делает выбор... Быть или не быть? Пройти мимо или остаться? Любить или не любить? Любить ...» Тема ходьбы по сцене стала художественным приемом построения спектакля. Шаги, бег, скупые жесты роботоподобных существ... Лишь в самом финале, когда остинатная мелодия взорвалась завершающим аккордом, Он и Она замкнули кольцо объятий.

По традиции на фестиваль пригласили даже целые балетные компании. Пермский Театр «Балет Евгения Панфилова» привез одноактный балет «Libertad/Cвобода». Спектакль Алексея Расторгуева на музыку Чавелы Варгас посвящен жизни и трагедии Фриды Кало. Во втором отделении - «Головокружение/Vertige» Клода Брюмашона и Бенжамена Ламарша.

Воронежский театр был представлен балетом «Арлекинада. New», поставленным Гайдуковой на музыку А. Айги. Название не должно ввести в заблуждение. Балетмейстер задумала историю о переживаниях героев, чьи отношения меняются от игривой безмятежности love-story до напряженности love-hate (исполнители: Марта Луцко, Иван Негробов, Екатерина Любых, Максим Данилов).

В «Симфонических танцах» Сергея Рахманинова (они шли в сопровождении оркестра Чувашской государственной академической симфонической капеллы, дирижер - Морис Яклашкин ) балетмейстер Салимбаев углубился в «духовные искания», используя неоклассическую пуантовую технику. Поставленные им задачи эмоционально воплотили Алексей Рюмин (Юноша), Анна Серегина (Первая Девушка), Анастасия Абрамова (Вторая Девушка), Равиль Камалиев, Фарходжон Камолов, Константин Дунаев (Вестники).

Какое бы эстетское любопытство не вызывали поиски здравствующих хореографов, неизменный энтузиазм публики остается за классикой. В концерте в честь Надежды Павловой пермяки показали раритеты - pas de deux из балетов «Пери» и «Сильфида», а начали с дуэта из «Тщетной предосторожности», прославившего Павлову на Московском международном конкурсе.

«Жизель» - в Чебоксарах спектакль знаковый, с него начался профессиональный чувашский балет. В этот раз в главных партиях премьеры Большого театра Анна Никулина и Александр Волчков. Войдя в сферу больших обобщений, Никулина-Жизель воплотила нравственную чистоту и цельность, а Волчков точно акцентировал психологическую глубину внутреннего конфликта Альберта.

В веселом «Дон Кихоте» привольно чувствовали себя екатеринбургская балерина Елена Кабанова и Андрей Сорокин (Санкт-Петербургский Театр имени Леонида Якобсона). А венчал фестиваль большой гала-концерт. Особенно любопытно было познакомиться с балетмейстерскими работами Алексея Рюмина («MUSE» на музыку Чарльза Айвза, партнерша М. Ишуткина) и Евгения Жукова. Свою миниатюру «Позволь мне любить тебя» на музыку Нильса Фрама солист Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко исполнил с Еленой Соломянко.

Эффектно прозвучал «Поцелуй», поставленный Александром Могилевым на музыку В. Мартынова и исполненный Амандой Гомес и Михаилом Тимаевым (Казань).

Концерт щедро насытили классическими жемчужинами - дуэтами из «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Дон Кихота», «Корсара», «Жизели», «Талисмана» в исполнении гостей и чувашских танцовщиков. Бравурная «бисовка» (режиссер-постановщик Д. Салимбаев) салютовала таланту, подарив публике фейерверк трюков.

Фотогалерея