Времена... Имена... Судьбы / 100-летие Московского академического театра им. Вл.Маяковского

Выпуск №2-252/2022, Дата

Времена... Имена... Судьбы / 100-летие Московского академического театра им. Вл.Маяковского

Московский академический театр имени Вл. Маяковского отмечает свое 100-летие. Но история его уходит в 80-е годы ХIХ века, когда на сцену театра, называвшегося Новым, выходили едва ли не все, гастролирующие в Москве, европейские знаменитости - Сара Бернар, Элеонора Дузе, Муне-Сюли, старший и младший Коклены. Спустя несколько лет театр получил название Интернационального, затем Теревсат (Театр революционной сатиры), а 26 июня 1922 года Моссоветом принято было решение создать на базе расформированного Теревсата Театр Революции под руководством Вс.Э. Мейерхольда.

Так началась славная и поистине великая история Театра имени Вл. Маяковского, подробно изложенная в предисловии Энциклопедии «Театр Революции - Театр имени Вл. Маяковского. Спектакли. 80 лет» автором проекта и главным ее редактором Виктором Яковлевичем Дубровским, профессионалом, что называется, «высшей пробы», на протяжении десятилетий возглавлявшим литературную часть театра, и его верной помощницей Тамарой Иосифовной Браславской. Это издание и предшествующий ему столь же солидный том, увидевший свет к 75-летию и посвященный тем, кто так или иначе был с театром связан, - важный и необходимый учебник и справочник, потому что в двух томах не только увлекательно изложена история театра, но описаны все без исключения спектакли, содержатся персоналии не только артистов, но и драматургов, сценографов, композиторов, связанных с Театром Революции - Театром Маяковского. Книги строго и с большим вкусом оформлены художником Василием Валериусом, а документы и фотоматериал кропотливо собрала и подготовила Нина Алексеевна Стариченко.

В этих поистине уникальных изданиях история предстает с первых дней существования театра до первых лет ХХI столетия в документальных свидетельствах и иллюстрациях. Спектакли Всеволода Мейерхольда, Алексея Дикого, Алексея Грипича, Алексея Попова, Николая Петрова, Леонида Волкова, Андрея Лобанова (его спектакль «Таня» по пьесе А. Арбузова с Марией Бабановой в главной роли стал легендарным на многие десятилетия), Юрия Завадского, Николая Охлопкова, возглавившего в 1943 году Театр Революции. И можно смело утверждать, что именно с него начался тот триумфальный путь, который продолжается по сей день.

С именем Николая Охлопкова связаны значительные события, первым из которых можно считать его инсценировку и постановку романа А. Фадеева «Молодая гвардия» в 1947 году. О спектакле позже писал Андрей Александрович Гончаров, возглавивший Театр имени Вл. Маяковского после ухода из жизни Охлопкова в 1967 году: «...В первые послевоенные годы я весьма критично относился к главным спектаклям театра... Но такой превосходный спектакль как «Молодая гвардия» не мог не захватить своей искренностью, патетикой. По-новому проявились в «Молодой гвардии» таланты Б. Толмазова, Т. Карповой, Е. Самойлова».

Следующим - не событием даже, а потрясением стал «Гамлет», поставленный в 1954 году. Михаил Козаков, второй после Евгения Самойлова исполнитель главной роли, вспоминал в своей книге: «Для начала 50-х спектакль Охлопкова «Гамлет» был событием, которое трудно переоценить. Безусловно, это был спектакль романтический, и Е.В. Самойлов, актер, замешанный на дрожжах Александринки и эстетики Ю.М. Юрьева, органично вписался в рамки условия игры, заданные Охлопковым и Рындиным... Нельзя забывать, что шел только 1954-й. Всего год назад умер Сталин, а при нем было принудительное «омхачивание» всех и вся. Любой поиск, не укладывавшийся в рамки метода Станиславского и Немировича-Данченко, подвергался обструкции и предавался анафеме. Метод же этот надо было понимать и принимать непременно по Кедрову, Горчакову и прочим бесчисленным «евангелистам», каждый из которых полагал себя истинным и единственным последователем и учеником ни в чем не виноватого К.С., вся жизнь которого была гениально смелым экспериментом в искусстве, чуждым какой бы то ни было догмы. И вот Охлопков, человек, на которого еще недавно вешали разные ярлыки и бирки, едва лишь появилась отдушина, щель, едва мы получили возможность вдохнуть глоток свободы, позволяющий «не отступиться от лица», - именно он ставит... «Гамлета» с Самойловым... Помню, что на занятиях по мастерству мой педагог - актер МХАТа П.В. Массальский недоумевал:

- Вот поди ж ты... И не наша школа. Ставит не по Кедрову, а здорово... Видели, какой отклик в зале?

Да, чувство самодовольства, свойственное МХАТу и мхатовцам, было потревожено удачами Охлопкова, этими первыми ласточками надвигавшейся «оттепели» в театральном искусстве... Пышные декорации Рындина, знаменитые ворота, в клетках-отсеках которых иногда происходило действие. Огромные кованые ворота открывались и закрывались, а за ними возникала, скажем, скала, на которой стоял актер, изображавший тень отца Гамлета, и лицо его, шлем с поднятым забралом, меч фосфоресцировали».

Эта длинная цитата оказалась необходимой не только для напоминания о спектакле Николая Охлопкова, но как мостик к последовавшей за ним эпохе, в которой органически соединились «формальное» и «психологическое» направления.

Эпоха Андрея Гончарова - тот период, что навсегда останется в памяти нескольких поколений спектаклями, на которые стремилась не только столица, но и театралы других городов. И его учениками, ставшими известными во всем мире режиссерами, в числе которых были Эймунтас Някрошюс (Литва), Андрей Борисов (Саха-Якутия), Стафис Левафинос (Греция), многие другие. И той поистине коллекционной труппой, костяк которой, сложившись ранее, пополнялся молодыми талантами и артистами из других трупп и городов, а также его студентами ГИТИСа. Андрей Александрович был не только режиссером, но и педагогом от Бога - с кипящим темпераментом, доскональным разбором каждого, самого небольшого эпизода, со своим, вошедшим в историю, криком на репетициях, со своим уникальным даром чувствовать литературу, музыку, характер каждого своего студента и артиста. В его книгах «Поиски выразительности. Мои театральные пристрастия» в двух томах читается судьба режиссера и театра. В сборнике воспоминаний «Неистовый Гончаров», собранном В.Я. Дубровским, искренне, с юмором и любовью, памятью об обидах и прощениях, выступает личность режиссера, педагога, человека. В подробной расшифровке ежедневных репетиций трех спектаклей в книге «Гончаров репетирует» («Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки» Э.Радзинского и «Виктория?.. (Завещание лорда НельсонаТ. Рэттигана), те, кому не довелось видеть эти спектакли, узнают и оценят уникальный талант уникальной личности. Хватило бы любопытства на это в наше время, к узнаванию прошлого не слишком склонное...

Навсегда остались в памяти гончаровские «Дети Ванюшина» С. Найденова, «Трамвай „Желание"» Т. Уильямса, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского, «Бег» М. Булгакова, «Леди Макбет Мценского уезда» по очерку Н.С. Лескова, «Жизнь Клима Самгина» по эпопее М. Горького, «Закат» И. Бабеля, спектакли, репетиционный процесс которых воспроизведен в книге «Гончаров репетирует», и многие другие.

Спектакли Андрея Александровича Гончарова воспринимались и остались в памяти такими же «неистовыми», каким был он сам. И артисты его труппы, действительно, коллекционной, уникальной, представали настолько разными, что можно было только изумляться их мастерством перевоплощения и умения раскрыть «до донышка» образ мысли и чувства своих персонажей. Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Алла Балтер, Татьяна Доронина, Татьяна Карпова, Галина Анисимова, Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Ольга Прокофьева, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян, Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Эммануил Виторган, Игорь Охлупин, Анатолий Лобоцкий, Александр Фатюшин, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Владимир Самойлов - это лишь малая часть созвездия сцены Театра имени Вл. Маяковского, известного широкому кругу зрителей по театру и кинематографу.

При Андрее Александровиче появился на этой сцене спектакль поразительной силы, захвативший не только завзятых театралов, высоко оценивших подлинный образец психологического театра, но и неискушенных зрителей. Это был «Разгром» по роману А. Фадеева в постановке Марка Захарова. Помнится, публика, заполнявшая зал до отказа, расходилась после спектакля в непривычной тишине, словно унося в себе непосильный груз мыслей и переживаний... И столь же необычными и живыми представали знакомые сюжеты и их трактовка в спектаклях М.О. Кнебель и Н.А. Зверевой «Таланты и поклонники» А.Н. Островского и «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому. Петр Фоменко поставил «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого настолько ярко, стильно и смешно, что довольно назидательная пьеса отечественного классика многих удивила нестандартностью интерпретации. И, наверное, заставила несколько иначе взглянуть на творчество писателя. А Борис Морозов поставил «Смотрите, кто пришел!» В. Арро - спектакль, как немногие в ту пору, остросовременный, с предвидением близкого будущего...

В 2001 году Андрей Александрович Гончаров скончался. Театр возглавил Сергей Арцибашев, не оставив при этом свой Театр на Покровке. И хотя первый его спектакль на этих подмостках был, фактически, перенесен со сцены Покровки, в котором блистательно играли приглашенные Игорь Костолевский и Михаил Филиппов, в другом сценическом пространстве он столь яркого впечатления не произвел. Неоднозначно были восприняты трактовки Арцибашева «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Обстоятельства сложились таким образом, что спустя десять лет Сергей Арцибашев свой пост покинул. А спустя короткое время на его место был назначен ученик Петра Наумовича Фоменко Миндаугас Карбаускис, получивший широкую известность и признание своими спектаклями в «Табакерке», РАМТе, МХТ им. А.П. Чехова. И на десятилетие на трех сценах Театра имени Вл. Маяковского началась насыщенная, яркая, счастливая для артистов и зрителей жизнь. Она была разной, потому что при Карбаускисе плодотворно работали не только такие режиссеры, как признанный мастер Леонид Хейфец, много лет сотудничавший с Андреем Гончаровым Юрий Иоффе, но и молодые Никита Кобелев, Анатолий Шульев, Александр Коручеков, Светлана Землякова и другие. Не каждый спектакль становился событием, но руководителем театра было выбрано определенное, интересное направление: классический русский и мировой репертуар умело дополнялся современными пьесами, в которых исторические сюжеты звучали остросовременно, возвращая зрительный зал к серьезным размышлениям о том, что казалось давно известным, а оказывалось непознанным.

За десять лет художественного руководства театром Миндаугас Карбаускис поставил выдающиеся спектакли по пьесам литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса «Кант», «Русский роман» и «Изгнание», «Семейный альбом» по пьесе австрийского драматурга Томаса Бернхарда «На покой». Ставил спектакль памяти своего учителя Петра Наумовича Фоменко «Плоды просвещения», «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Господина Пунтилу и его слугу Матти» Б. Брехта, «Обломова» по роману И.А. Гончарова, «Школу жен» Мольера. Почти каждый был по достоинству оценен и увенчан наградами престижных конкурсов и фестивалей. Вызвали заслуженный интерес работы как признанных мастеров труппы, так и нового ее пополнения.

Свой юбилейный сезон Театр имени Вл.Маяковского встречает с новым художественным руководителем, Егором Перегудовым. Не будем гадать, каким путем пойдет один из любимых театров - будем надеяться на лучшее. С такой труппой, как в Маяковке, иного и быть не может.

С юбилеем, друзья! Начинается второе столетие вашей славной жизни!

 

Фото предоставлены пресс-службой Театра им.Вл. Маяковского

Фотогалерея