Вперед, время! / "Последний поезд" в Ленкоме Марка Захарова

Выпуск №2-252/2022, Премьеры Москвы

Вперед, время! / "Последний поезд" в Ленкоме Марка Захарова

Первая ленкомовская премьера сезона, в котором прославленному московскому театру исполнится 95 лет, спектакль Антона Яковлева «Последний поезд» - сценическая версия Сергея Плотова романа американской писательницы Джозефины Лоуренс «Долгие годы», ставшего основой пьесы Хелен и Ноа Лири «Уступи место завтрашнему дню», ее же, в свою очередь, переработала под сценарий к фильму с одноименным названием Вина Дельмар. Сложная кино-театральная эстафета получила в нашей стране свой золотой финиш - легендарный спектакль (впоследствии записанный телевидением) Театра им. Моссовета «Дальше - тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, сыгравших чету Куперов. Казалось бы, он установил какой-то предел в интерпретациях извечной темы отношений пожилых родителей и их детей. Но Антону Яковлеву удалось найти новые глубинные пласты и полифоничность.

В его постановке нет ностальгии по ушедшей эпохе и ее ретроспективным образам, это современное и оригинальное режиссерское высказывание, вектор которого остроумно заявлен в первой же мизансцене: через весь зал проходит почти что феллиниевский оркестр (труба, саксофон, банджо, баян, туба, барабан), и вспорхнувший на авансцену конферансье в зеленом фраке (Павел Капитонов, Алексей Скуратов) начинает петь припев из советского шлягера 80-х «Родительский дом», тот, что про «надежный причал» и «добрый свет». Сентиментальный и, одновременно, ироничный посыл призван «растопить» зрительские сердца и настроить их на восприятие действия спектакля - оно происходит в Америке 30-х годов, а, на самом деле, могло бы где и когда угодно. Стилизация для режиссера - только прием, отражающий свободный выбор предполагаемых обстоятельств, в которых развивается, по сути, притчевая история. Ведущий представляет артистов-исполнителей главных ролей и подсказывает сидящим в зале критикам, что образ вокзала следует трактовать как символ одиночества в толпе.

Ленкомовская сцена, действительно, превратилась в зал ожидания со сводчатыми перекрытиями из металла, звуками несущегося на всех порах поезда. Мебель в квартирах героев решена художником Гарри Гуммелем как маскирующиеся под нее чемоданы, готовые к отъезду, будь то стулья, диван или барная стойка. Убегают вперед и стрелки часов во время сценических перестановок. До начала спектакля на занавесе отображается проекция спешащих куда-то поездов из кинохроники первой половины XX века. Возникает щемящее чувство, что все мы - всего лишь пассажиры в большом мире встреч и расставаний, и только накопленный за долгие годы багаж, у каждого свой, мешает нам запрыгнуть в вагон уходящего поезда. Но он идет по своему расписанию. Вот и пять детей Куперов «и жить торопятся, и чувствовать спешат». Средняя дочь Нелли (Александра Волкова, Анна Зайкова) в пылу спора, кто же возьмет опеку над родителями, скажет: «Сейчас наше время жить». Это им, детям, пристало сидеть в комфортабельном вагоне, наблюдая пролетающие картины чьей-то жизни за его окном. Жестоко, эгоистично - да, но и у нее есть свое горе - мечта о собственном ребенке год от года становится все более иллюзорной.

Время здесь - бинокль, приближающий к нам историю истинной любви, которую Люси (Олеся Железняк, Анна Якунина) и Барклей (Виктор Раков) Куперы пронесли сквозь годы, при этом оставаясь большими детьми, белыми воронами, наивными чудаками в мире рациональности и расчета. Они уверены, что счастье дается всем поровну, но кто-то спускает его не глядя, а им удалось растянуть на всю жизнь. Для них дом - там, где сердце. И пусть история двух людей, которые на склоне лет теряют свое жилище, неосмотрительно заложенное, а взрослые дети слишком заняты своей собственной жизнью и проблемами, чтобы услышать мольбу родителей не разлучать их (как пронзительно звучат слова Барклея-Ракова: мы вдвоем воспитали вас пятерых, а вы впятером не можете...) кажется немного архаичной, даже простой, для снятия мелодраматического и слезного налета режиссер придумал единственно верный принцип: трагифарсовый, рассказ о трагическом сквозь смех, о прошлом - через призму дня сегодняшнего, что позволяет приподняться над известным сюжетом. Он вплетает в драматургическую канву небольшой оркестр (изящную и игривую музыкальную тему в духе довоенного Бродвея написал Иван Замотаев), использует цирковые трюки. В результате, в этой, казалось бы, незатейливой и грустной теме появились юмор, парадоксальность, объем. Неприспособленность к жизни Куперов-старших - это их ответ на суетливый бег времени. Они сумели отстоять свою правду и не изменить себе.

Очень точно ведет партию каждый занятый в спектакле артист, находя свои краски в этом материале. С присущей Яковлеву концептуальной четкостью и основательностью выстроены мизансцены, да и вообще есть ощущение, что спектакль идет уже давно. Участвует два состава блистательных ленкомовских артистов. И только Виктор Раков играет Барклея один: не стариком, а поседевшим мальчишкой, смешным, немного рассеянным, излучающим доброту и непосредственность. Его милые шутки раздражают детей, но так дороги любимой Люси. Но и он совершал ошибки: дочь Кора (Анастасия Марчук, Алиса Сапегина), у которой он теперь живет, вскрывает гнойник затаенных детских обид. Семейные отношения - вещь тонкая и сложная. В конце концов, как сказал подкованный в философии и острословии аптекарь Левицкий (Андрей Леонов, Владимир Еремин): «Веселый человек всегда прав».

Миссис Купер в исполнении Олеси Железняк и Анны Якуниной получилась разной. Первая - трогательная, незащищенная, романтичная. Она верит сама и вселяет надежду на то, что расставание не навсегда, за ним непременно случится новая, счастливая встреча. Люси слишком открыта миру и не замечает, что бывает навязчивой и нетактичной (комическая сцена с игрой в покер - пример мастерства режиссера и ансамбля артистов), но даже скупой на сантименты начальник ее старшего сына Джорджа (Владимир Юматов, Станислав Житарев) кажется немного влюбленным и помолодевшим после беседы с ней. В яркой игре Якуниной - предчувствие надвигающейся беды, которую она прячет от окружающих за спокойной улыбкой матери, понимающей, что стала обузой в доме своего первенца, любимчика Джорджа (Сергей Пиотровский, Дмитрий Гизбрехт). Несмотря на то, что каждая сцена, вызывающая волнение у зала, сменяется музыкальным мажором, в спектакле есть переломный момент: разговор матери с сыном, в котором она опережает его и сама принимает решение отправиться в дом престарелых. Обеим заслуженным примам «Ленкома» удалось добраться до трагической высоты роли. С какой заботой Люси завязывает сыну шнурки, и в этом, на первый взгляд, простом действии заключен невыраженный крик - я хочу быть вам нужной! В сцене на вокзале она завяжет шнурки мужу, чтобы оттянуть момент расставания, сдержать накатившее отчаяние. А потом - поймать луч его сердца, предназначенный для нее одной.

Пара сбегает от своих детей и всех домашних забот на последнее свидание. Она - в почти что подвенечном кружевном платье, он - в наутюженном светлом костюме и широкополой шляпе. Пусть дети хотя бы раз поволнуются. Бармен (Павел Капитонов, Алексей Скуратов), жонглирующий изысканными напитками, не преминет пошутить про пятикратное счастье. Влюбленные танцуют, смеются, разыгрывают сцены из их долгой и счастливой супружеской жизни. В спектакле нет акцента на возрасте, гораздо важнее - чувства персонажей. Они понятны и близки каждому. Начинается посадка на экспресс «Нью-Йорк - Сан-Франциско», он умчит Барклея к младшей дочери Аде, которая, к слову, на сцене так и не появится. Калифорния «очень далеко», она представляется подобием Эдема, в который так сложно попасть и невозможно покинуть.

Артисты выступают и в качестве стендаперов, когда на какое-то время отходят от своих образов и говорят от себя. На сцене происходит раздвоение, рождается театр в театре. Они рассказывают свои сокровенные истории у микрофона: о смерти домашнего питомца, рубец от которой не зажил до сих пор, а уход из жизни дедушки быстро забылся; или как с годами в тебе проявляются родительские черты и интонации, что когда-то жутко раздражали; чем отозвалась бестактность незнакомой тети: «Кого ты больше любишь - папу или маму?» Выбор становится лейтмотивом взрослой жизни. Вечный шалопай, младшенький Роберт (Андрей Гарист, Андрей Миронов), с которым не смог бы ужиться даже хомяк, исполнит пронзительное стихотворение Бориса Рыжего, и сердце невольно сожмется от неповторимости сна, от невозможности вселенской гармонии. Красавица Анита (Анна Большова, Алла Юганова) манко споет популярную песню Петра Лещенко: «Все, что было, все, что ныло, все давным-давно уплыло» в зажигательной джазовой аранжировке. Ее дочь-подросток Рода (Алёна Митрошина, Сафия Яруллина), стремящаяся заполучить свободу и право устраивать свою личную жизнь как ей хочется, закружится в танце. Для нее молодые родители уже перешли в разряд «предков».

Постановка динамична и многосложна, как, впрочем, и отношения между людьми. Режиссер никого не осуждает и не ставит диагнозы. Он приглашает к диалогу на важную для каждого тему «отцов и детей»: «молодым везде у нас дорога», «эй, прошлое, отвали», или «родительский дом - начало начал»? Одно очевидно, вчерашние дети станут родителями, дети вырастут, создадут свои семьи, а значит, история неизбежно повторится. И вот уже проехал мимо разгоняющийся, вероятно, последний поезд, вас задело дуновение ветра, охватила необъяснимая тревога... Но выбор остаться на перроне или запрыгнуть на подножку каждый делает для себя сам.

Фотогалерея