Под прицелом пулемета / «Саша, привет!» в Театре Наций

Выпуск №2-252/2022, Премьеры Москвы

Под прицелом пулемета / «Саша, привет!» в Театре Наций

Спектакль в Театре Наций «Саша, привет!» по одноименному роману Дмитрия Данилова в постановке Марата Гацалова открыто заявляет об уничтожении человеческого достоинства, да и самого человека в период диктаторского режима гуманизации общества при участии искусственного интеллекта с введением смертной казни. Так как сострадание исключено из виртуальной программы, жизнь индивидуума ничего не значит, а зло предстает в виде добра, приносящего пользу государству, очищенному от безнравственных элементов.

Сама по себе ситуация абсурдная и не такая уж фантастическая. Исторический пример 1937 года, когда чистка неблагонадежных граждан грозила высшей мерой, превращая страну в лагерь за колючей проволокой, продолжает жить в генетической памяти и рождает ассоциации у современных драматургов. Неслучайно пулемет по имени Саша в спектакле Марата Гацалова выполняет функции карательного органа во время прогулки пациентов секретного учреждения, как это было в подвалах Лубянки.

Тем не менее, ожидание казни безнравственных граждан проходит в комфортных условиях. Но это ничто по сравнению с тем страшным испытанием, когда в течение недель, месяцев они должны внутренне готовиться к неизбежному концу, чувствуя себя живыми мертвецами, уже похороненными родными. В конце концов, человек смиряется с неизбежностью, его воля сломлена. Судя по ряду обуви на первом плане малой сцены, напоминающей тир с движущимися мишенями (художник Николай Симонов), таких жертв «гуманного» учреждения было много, и все они канули в вечность.

Начинается спектакль с того, что спиной к зрительному залу стоят мужчина и женщина. Он, профессор университета Сергей Петрович (Игорь Гордин), обвиненный в порочной связи со студенткой, должен с минуты на минуту ступить на смертельную территорию и предстать пред судом искусственного интеллекта. Она, Света, редактор издательства (Наталья Вдовина), официальная жена «преступника», до конца еще не осознает случившуюся трагедию, похожую на страшный сон.

Теперь между мужем и женой пролегла черта, отделяющая жизнь от смерти. Ни упреков, ни сочувствия, ни даже жалости в их последнем свидании нет. Несказанные слова любви поглотила пустота, сравнимая с невесомостью в космосе, когда не за что зацепиться, обрести точку опоры. Не помогает и выпитая на прощание бутылка вина. Она кажется им лишней, разве только «на помин души».

Надо сказать, что сдержанная, интеллигентная манера игры - отличительная черта мастерства Игоря Гордина, умеющего передать внутреннее напряжение, не выплескивая эмоции наружу. Разве только заторможенная пластика, сгорбленная спина, глубоко спрятанный от посторонних взгляд выдают в нем экстраверта. При первой встрече осужденного с жизнерадостным начальником комбината смертников (Артем Тульчинский) возникает ощущение двух абсолютно разных людей, живущих в параллельных мирах. И если Сергей Петрович, будучи потомственным интеллигентом, пытается понять, как без суда и следствия его обвиняют в нравственном разложении молоденькой студентки, то у начальника секретного комбината интеллект заменяют бодрость духа и накачанные мышцы. Этот временщик ни на минуту не сомневается, что выполняет нужное дело, охраняя общество от опасных извращенцев. Твердо печатая шаг и высоко поднимая колени, как при смене военного караула, он готов уничтожить любого лазутчика с вражеской стороны, включая жену Сергея Свету, решившую подать конституционную жалобу в защиту несправедливо обвиненного мужа. Теперь они оба будут идти на прогулку под дулом автомата...

Спектакль Гацалова состоит из множества эпизодов, скрепленных идеей страшной несправедливости, порождающей страх и покорность. Так пластическая метафора с хрупкой Илоной (Вера Макаренко), пытающейся доказать, что любовная связь с Сергеем Петровичем была обоюдной, напоминает балетную партию умирающего лебедя. А на другом полюсе беспредела возникает знакомая фигура вымуштрованного системой волонтера, советующего с улыбкой до ушей «не скучать в ожидании смерти». Звучит это, по меньшей мере, дико.

В антиутопии понятиями добра начинают жонглировать как разноцветными мячиками в цирке, поскольку высокие духовные ценности требуют серьезной работы ума и сердца. Различить грани светлого и черного в запутанной жизни предстоит зрителям с помощью вокалистов ансамбля N'CAGED, которые поют о простых человеческих радостях и родном доме; о том вечном, что всегда живет в народе вопреки диким законам временщиков.

 

Фото Иры ПОЛЯРНОЙ предоставлены театром

Фотогалерея