И случилась у них любовь / Татьяна Чупикова (Саратов)

Выпуск №2-252/2022, Лица

И случилась у них любовь / Татьяна Чупикова (Саратов)

Народ в Саратове ходит «на Таню Чупикову». Ведущую актрису двух театров - ТЮЗа им. Ю.П. Киселева и театра драмы для детей и молодежи «Версия».

Наша Таня. Никаких званий. Народная артистка Японии, как шутили друзья-актеры на ее бенефисе. Годы летят, и уже готов капустник к новому чупиковскому юбилею. «Девушка с японскими глазами, / Как вас занесло в такие дали? / Не сидеть бы вам под образами, / А у Фудзи жить, надев сандали», - пишут восхищенные поэты. Татьяна любит японскую культуру давней любовью. Создала в Восточно-Европейском лицее детский театр «Асахи», ставший лауреатом международного конкурса, сыграв на японском языке «Сказку о рыбаке и рыбке», на русском - японские сказки. Одних кимоно нашила тогда Татьяна Павловна штук пятьдесят. Когда она ушла из лицея, закончился и театр.

Чупикова - превосходный педагог. Много лет вместе с Виктором Сергиенко вела актерский курс в пединституте. Некоторые выпускники теперь играют с ней в «Версии». Есть ее ученики и в ТЮЗе Киселева, и в Москве. Учила драматическому искусству в школе современной хореографии «Антре». Получив диплом искусствоведа, поставила спектакль по «Сказкам чайного домика» - японским, разумеется. А бесконечные театральные проекты Чупиковой с детьми с проблемами развития, поддержанные СТД РФ?..

Но прежде всего Чупикова - Актриса. Ученица самого Юрия Петровича Киселева, Ошеров был педагогом ее курса. Закончила театральное училище 44 года назад и пришла в детский театр. Навсегда. На сцене она всесильна. Может насмешить глупой и чванливой Ревизоршей, растрогать исповедью одинокой души чеховской Шарлотты, вызвать восхищение изобретательностью Москалевой. Кто еще так часто меняет носы и маски, не боясь выглядеть нескладной и толстой? Переиграла всех «бабаёжек» в родном ТЮЗе и у Виктора Сергиенко - художественного руководителя театра «Версия» и мужа.

- Море бабьев и всякой «нечисти». Муж дает мне все время эти роли, наверное, я «недораскрылась» в них. Но попадаются и приличные женщины, - смеется Татьяна.

Ворчливая Голубка («У Ковчега, в восемь» Ульриха Хуба) - одна из любимых ролей. Комично-суровый страж порядка в желтом плаще с рупором наперевес. Она же - усталое существо в капоре и пеньюаре, трогательное в финале: всех спасла, забыв о своей паре. Чупикова комедийная актриса и мастер психологического рисунка. В спектакле по пьесе Н. Птушкиной «Браво, Лауренсия!» комизм актрисы притушен. И столько в ее героине материнской нежности к чужому ребенку в лабораторном эскизе «Бесконечный апрель» Я. Пулинович, в котором Чупикова показала женщину, замученную болезнью отца. Не глядя, она красит губы, замазывая пол-лица, и в этом угадывается трагический подтекст.

Для актрисы важна тема Великой Отечественной войны. Каждое 9 мая - музыкально-поэтические композиции с партнером Владимиром Кабановым. Честный спектакль о войне по лейтенантской прозе В. Кондратьева поставила и сыграла там сама Татьяна.

Ее талант самобытный, природный, ограненный киселевской школой и бесценным театральным опытом. «Здесь мой дом, мои люди, с которыми я люблю выходить на сцену, люблю ругаться, люблю мириться. И с которыми люблю жить», - говорит Татьяна и рассказывает о своих истоках. Так, что лучше послушать ее.


Как начиналось

«В Агафоновке рядом с нами были интернаты: для престарелых, для инвалидов и для детей. И я думала: как же хорошо, что я не старуха, руки-ноги целы, родители есть... Тут отец нас бросает, мне 10 лет, я на нервной почве теряю в год по единичке зрения. К 16-ти минус шесть было...

С соседской Олей мы придумывали истории про Бабу Ягу и Водяного. У дома росло дерево с вытянутой веткой. Повесили скатерть, пригорок - сцена. Это мой первый театр. А в пятом классе поставили пьеску про мальчика-грязнулю. Потом устроили суд над клопом. Я поставила «Золушку» и играла Принца. Прихожу за костюмами в ТЮЗ и пантомимы им разные показываю: свидание под фонарем, пьяный домой идет.

Занимала первые места в чтецких конкурсах, по радио выступала. Но знаменитая Наталья Сухостав в свою студию меня не брала. Тут открылась студия на другом конце города. Зал не отапливается. Руководитель велит мне: «Кричи, взбираясь на лестницу!» Как не закричать от холода?! Через год поступила к Сухостав. Она давала мне характерные роли в «Снежной королеве», «Двенадцати месяцах». Очень я ее боялась. Один раз опоздала и вру, как сволочь, что бабушка упала. Наталья Осиповна не перебивает, слушает. Может, думает, «вранье» в профессии мне и пригодится.

«Не говори, что сухоставская», учили меня, когда поступала в училище. Там любят начинать с «чистого листа». Подобрала отрывок из «Не стреляйте в белых лебедей». Своими словами пересказывала, но с каким упоением! Киселев все кивал, кивал. А потом говорит: «Деточка, текст все же подучить надо». Перед экзаменом по вокалу мама полночи меня учила, как барыню с платочком петь-плясать... Начинаю петь, а Киселев говорит: «Хватит, не надо» - «Как не надо, меня мама всю ночь учила!» Все «ха-ха-ха», я и выдала им. Рыдая, звоню Сухостав: «Наталья Осиповна, знаете...» - «Деточка, успокойся, на следующий год...» - Я, подвывая: «Меня приняли-и!..»

Мы были первым киселевским набором. Занимались в училище, мастерством актера и сценречью - в театре. 16 человек потом взяли в труппу. На курсе я сыграла Ольгу в «Трех сестрах», две характерные роли в «Акулине» (по «Барышне-крестьянке»). А первая моя роль в театре - в «Женитьбе Бальзаминова». Там были сестрички перезрелые, Анфиса и Раиса. Ошеров поставил «Маленькую Бабу Ягу» Пройслера, легендарный спектакль. Я до сих пор там злая колдунья Румпумпель. Так, говорю, меня и положите потом, с носом и гримом...

Но приходилось и доказывать право на роли. У Юрия Петровича были «свои» актеры. В «Чайке» меня распределили на Горничную. А я хотела Машу. Володя Рябов подал заявку на Медведенко. Начинаем репетировать, показываем Киселеву. «Ну что ж, деточки, поработайте еще». Год работаем, «сдаем» каждые три месяца... Если б не заболела исполнительница, до сих пор показывали бы. В «Кабанчике» Розова я тоже подавала заявку. Сдала отрывок, Киселев сразу сказал: «Шей костюм». У Шекспира в «Как вам это понравится» моя роль была бессловесная - любовница Оселка, но такая смешная: мы с Сережей Сосновским вволю похулиганили. Я все свои роли люблю, до последней.


Явление героини

Как-то Николай Горобец (актер и режиссер «Версии», тогда - Учебного театра при театральном факультете) попросил «покидать» с ним текст за Экономку в «Скандальном происшествии с мистером Кэттлом и миссис Мун». Потом говорит: пробуй главную героиню. Прихожу в «Версию», у меня очки индийские, модные. Коля спрашивает Сергиенко: «Ну как?» Сергиенко говорит: «Очки подходят...» Я осерчала: «Вы меня просите сыграть что-то серобурмалиновосиреневое с оттенками!» Еще раз пробуем. «Ну, как раз и получилось серобурмалиновое с оттенками». И вот я играю в спектакле миссис Мун, дезабилье. Белье «модное» своими руками шила. Постановку записало местное ТВ. И вся Агафоновка увидела мое дезабилье. Мама кричала, что я ее опозорила.

Тут и Киселев заинтересовался: «Что это за «Версия»?» Я понимаю, что уже «уволена». На стороне нельзя было работать. Взяла его за пуговицу и говорю: «Юрий Петрович, вы такая мощная личность! И я хочу не замыкаться на одном». Говорю, говорю... Он думает: «Сейчас оторвет пуговицу, зараза!» А у меня слезы градом: конец!.. Но прошел день, второй...

«Чудную бабу» Садур в «Версии» мы репетировали по четыре часа четыре фразы. Ни один спектакль потом не повторился. Там такой «воздух» был... На курсе народной артистки России Риммы Беляковой сыграла Вассу Горького. За шесть репетиций ввелась, просто жила тогда в театре.

Владимир Рецептер, известный актер и пушкинист, хотел делать «Русалку» вместе с Сергиенко. Мы ждали его, ждали... «Это же женский материал!», - в итоге решил Сергиенко и поставил со мной. Финал у Пушкина открытый. Я не утягиваю Князя на дно, как в опере, а убиваю хлыстом - за дочь. Мы нашли метафору: подвижный круг света на черной сцене.

Повезли спектакль на Пушкинский театральный фестиваль. Связали мне костюм из черной мочалки. Большей трагедии в моей жизни не было. Надеваю костюм и теряю голос. Аллергия. Думаю, простуда, хлебаю коньяк. Играю без голоса, песни фольклорные - целых пять! - не пою. Приехать и так опозориться... Виктору вручают приз за режиссуру - огромный самовар. Прихожу на вручение и пою песню Русалки. Подходит мужчина: «Господи, я дал бы вам первый приз...»

С пушкинской героиней приключений было много. Как-то в Учебном театре настоящий снег пошел. На крыше люк не закрыли. Играю в одной рубашке - в итоге двустороннее воспаление легких. Или отправляют на конкурс актерской песни в Нижний. Попадаем в ливень и холод, я в босоножках, сразу ужасный кашель. В Саратове фестиваль фольклористов с тем же репертуаром. Умудрилась на сцене не закашляться - тут же свалилась, как курица с отрубленной головой. Снова воспаление. А надо с «Русалкой» в Волгоград ехать. Ходила к осине, молила забрать всю хворь, у березы и дуба сил просила. Выступила!


И сейчас в жизни Татьяны Чупиковой два театра, две недавние премьеры в «Версии» (Полина Андреевна в «Чайке» А.П. Чехова и Сваха в «Женитьбе» Н.В. Гоголя) и множество характерных ролей в эскизах современных пьес в ТЮЗе. Получила медаль Пушкина «за создание высокохудожественных образов».

Отличная пара мужу, знатному рыбаку. Нафаршировала на наших глазах огромного леща, сняв с него кожу, как перчатку - легко и артистично. Когда Виктор Владимирович ловил крошечных рыбешек, Татьяна жарила их на электроплитке в островном домике и зазывала всех на «сухарики». Любит с внуками (четверо!) похулиганить. «Удивительное ощущение, что мы не пожилые», - говорит она. Или 65 лет не возраст для perpetuum mobile по имени Таня?

На бенефисе актриса пела совершенно японским высоким голосом, а в финале все сбежались к широкой Таниной груди, где всегда можно поплакаться в жилетку и посмеяться от души. Тут явился режиссер, у которого Татьяна сыграла в ночной «бродилке» пародию на всех платиновых блондинок. Она двинулась к нему с порывом огнедышащим. Прямо «Двенадцать стульев», в инсценировке которых Чупикова великолепна.

 

Фото из архива Татьяны ЧУПИКОВОЙ

Фотогалерея