Чистое творчество / "Актерский дом". Театральная лаборатория п/р Аркадия Каца

Выпуск №2-252/2022, Портрет театра

Чистое творчество / "Актерский дом". Театральная лаборатория п/р Аркадия Каца

Искрометным «Предложением» А.П. Чехова театральная лаборатория «Актерский дом» под руководством Аркадия Каца в конце июня завершила очередной сезон. Так совпало, что в 2022 году он тоже стал 22-м. Все эти годы «место прописки» лаборатории - Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной, спектакли здесь всегда играют при полных залах, и тот вечер не стал исключением.

В остром чеховском юморе нередко звучит мотив одиночества, неприкаянности. Эту интонацию в пьесе-шутке «Предложение», поставленной Аркадием Кацем, чутко улавливают актеры Валерий Шалавин, Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк, заставляя зрителя смеяться и грустить. Степан Степанович Чубуков Валерия Шалавина спасается от унылой повседневности с помощью рюмочки-другой, но свое пристрастие скрывает неумело. Чувствуется, что прежде его жизнь была значительнее и ярче, а теперь один день похож на другой. Появление Ивана Васильевича Ломова он воспринимает как событие, даже если тот пришел попросить взаймы, а когда узнает об истинной причине визита соседа, не сумеет скрыть искренней радости.

Облаченный в парадный фрак герой Михаила Васькова от волнения вытянут в струну, и сразу ясно, что в делах амурных он не силен. Просит руки дочери Чубукова, волнуется как мальчишка, и в этой сцене столько чистоты и благоговения по отношению к избраннице, к таинству брака. И сердце вдруг щемит, когда Чубуков тихонько напевает «На речке, на речке, на том бережочке», а Ломов подхватывает. Эти двое так сильно нуждаются в душевном тепле. Зазвучит незатейливая народная песенка и в минуты объяснения Ломова с Натальей Степановной, когда спор вокруг Воловьих Лужков вот-вот вспыхнет пожаром, и в тот же миг она утихомирит страсти, станет чем-то важным, объединяющим.

Наталья Степановна давно перешагнула девичью пору, а вместе с этим и надежды на личное счастье. Героиня Ольги Гаврилюк, кажется, всю свою энергию направила на повседневные заботы, и даже беседуя с Ломовым, продолжает лущить горох. За этой деловитостью скрывается печаль женщины, которая умело справляется с хозяйством, но так и не свила собственное гнездо. Сватовство Ивана Васильевича для нее единственный и, быть может, последний шанс, но даже при таком раскладе для засидевшейся в девках дочери Чубукова истина дороже. И все же, наблюдая за уморительными и бессмысленными перепалками Натальи Степановны и Ломова, понимаешь, что общего у них гораздо больше, и требуется лишь немного терпимости, понимания. Потому и веришь, что эти двое непременно договорятся и с той минуты заживут счастливо.

Кроме «Предложения» в репертуаре театральной лаборатории «Актерский дом» еще две чеховские пьесы, и этот триптих объединен под общим названием «Тара-ра-бумбия» в сценографической версии Татьяны Сельвинской. Сюжет «Медведя» блистательно разыгрывают Ольга Гаврилюк и Михаил Васьков, проводя своих персонажей от полного отрицания до почти электрических разрядов вспыхнувшей любви. В «Юбилее» одной из самых притягательных фигур становится Кузьма Николаевич Хирин Михаила Васькова, и здесь с особой силой проявляется комедийный дар актера. Эксцентричная Татьяна Алексеевна Ольги Гаврилюк подобна разрушительной стихии, несмолкающей трескотней она доведет до безумия не только и без того нервного Хирина, но и степенного, умеющего сдерживать эмоции Андрея Андреевича Шипучина. Для решения его образа Игорь Старосельцев подобрал трагифарсовый ключ.

До недавнего времени одну из своих самых заметных ролей - Мерчуткину - в этом спектакле исполняла Райна Праудина, наделявшая героиню беззащитностью и почти детской доверчивостью. При всей назойливости и нежелании осознать нелепость обращения в Банк взаимного кредита, ее Настасья Федоровна всегда вызывала искреннее сочувствие, потому что в этой маленькой женщине соединялись судьбы таких же ненужных, обездоленных, выброшенных за борт нормальной жизни, вынужденных унижаться и просить о помощи первого встречного.

Собственно говоря, появление «Актерского дома» связано с Райной Борисовной. Как и многие замечательные идеи, театральная лаборатория родилась на кухне, в доме Праудиной и Каца. Вот как вспоминает об этом сам Аркадий Фридрихович: «Мы переехали в Москву из Риги, и в то время Райна служила в Театре Вахтангова, где сыграла много интересных ролей. Однажды вечером она сказала мне, что работается ей очень хорошо, но не хватает воздуха, сумасшествия Рижского театра. И я ответил, что тоже об этом думаю, и мне бы хотелось собрать группу артистов из разных театров, желающих работать в лабораторных условиях. Главное - в ней все должны быть равны. С моей стороны могу гарантировать только высокую литературу. Она спросила: «А где ты возьмешь деньги?» Я удивился: весь фокус в том, что это театральная лаборатория, в ней никто денег не получает. В том числе и я. Райна ответила: «В Москве ты не найдешь ни одного актера, который согласится работать без денег». Я расстроился и прекратил разговор. Утром Райна подошла ко мне, обняла и сказала: «Первая артистка у тебя уже есть!» Как всегда, рассмеялась и ушла».

А на следующий день Аркадий Фридрихович поделился этой идеей с Михаилом Неронским, в то время первым секретарем СТД РФ, и он тоже ее горячо поддержал. Вместе они отправились в Центральный Дом актера, изложили суть дела Маргарите Александровне Эскиной, и она сразу же выделила место для репетиций, показала площадки, где предстояло играть. Ее благословение и покровительство трудно переоценить. Через неделю за круглым столом на седьмом этаже намоленного театрального дома собралось пятнадцать артистов из разных московских театров, и они были счастливы заняться новым делом, окунуться в чистое творчество.

Аркадий Кац неслучайно называет свою лабораторию «театром для души». Репетиции в «Актерском доме» становятся не только глубоким погружением в драматургический материал, но, прежде всего, встречей друзей и единомышленников. Здесь нет раз и навсегда обозначенных рамок, что делает спектакли застывшими. Лабораторная работа подразумевает эксперименты, анализ образов и характеров. Вот почему режиссер и актеры всегда собираются после спектакля все за тем же круглым столом, чтобы поговорить о сыгранном и прожитом на сцене в данный конкретный вечер. Это еще одна важная традиция «Актерского дома».

Первой театральной работой, с которой участники лаборатории вышли к зрителю, стала «Анна Снегина», созданная Аркадием Кацем по автобиографической поэме Сергея Есенина. Поэзия сплеталась с живыми голосами скрипки, гитары, фортепиано, звучали написанные Владимиром Патрушевым песни и романсы на стихи поэта. В постановке были заняты Татьяна Поппе, Олег Цветанович, Владимир Патрушев, Игорь Старосельцев, Валерий Шалавин, Нина Марушина... Событием стал моноспектакль «Записки юного врача» по Михаилу Булгакову с неподражаемым Борисом Левинсоном. Как и «Провинциалка» И.С. Тургенева, поставленная Аркадием Кацем вместе с художником Екатериной Кострикиной, где играли Нина Марушина (она же выступила в качестве режиссера), Галина Виноградова, Валентин Буров, Валерий Шалавин. Как и «Актерский табор» (художник спектакля - Екатерина Кострикина), в основу которого Аркадий Кац положил рассказ Нины Берберовой «Актеры», написанный в 1939 году. Метафорический сюжет о «беззаботном, легковерном, птичьем народе» - служителях Мельпомены, оставшихся в опустевшем из-за войны городе без средств к существованию, лишенных подмостков и зрителей, но признавшихся однажды друг другу, «что не играть не могут». В спектакле-посвящении русским актерам, для которых театр всегда остается главным смыслом жизни, был замечательный состав исполнителей - Ирэна Морозова, Людмила Арановская, Светлана Данилова, Оксана Киселева, Геннадий Абрамов, Михаил Васьков, Нина Марушина, Валентин Буров, Юлия Лобанова. И таким же посвящением актерскому братству стала еще одна работа театральной лаборатории - «О русском актере замолвите слово». Вместе с Аркадием Кацем над ней работали художники Татьяна Сельвинская, Татьяна Швец, Екатерина Кострикина, композитор Виктор Семенов, артисты Райна Праудина, Нина Марушина, Наталья Кочетова...

Помимо Центрального Дома актера им. А.А. Яблочкиной, спектакли театральной лаборатории играют и на других площадках - в Доме-музее М.Н. Ермоловой в Москве, на фестивалях в Долгопрудном, Тамбове, Самаре, Брянске, Новосибирске, и в этом немалая заслуга заместителя художественного руководителя театра по работе со зрителем Ирины Москаленко. Какие-то постановки постепенно сходят со сцены, у других складывается долгая счастливая жизнь. Это и «Анна Снегина», и чеховские пьесы, и «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби с талантливым дуэтом Олега Цветановича и Валерия Шалавина. Не так давно в репертуаре появилась новая работа - «Так кто же он, Дон Жуан» по произведениям А.С. Пушкина, Ж.-Б. Мольера и Б. Брехта. В ней Аркадий Кац и участники его лаборатории размышляют о феномене этого литературного образа. Для актеров Театра «У Никитских ворот» Юрия Голубцова, Антона Бельского, Екатерины Васильевой, Натальи Троицкой, ленкомовца Игоря Коняхина участие в спектакле стало вхождением в «Актерский дом».

В 22-м сезоне сыграли обновленный вариант «В Париже» по одноименному рассказу Ивана Бунина, где звучат романсы на музыку Владимира Патрушева, которые он исполняет вместе с замечательной актрисой, ученицей Райны Борисовны Праудиной Надеждой Беловой. Несколько лет назад главные роли в бунинской постановке были у Галины Виноградовой и Евгения Карельских. Сегодня в этих образах на сцену входят Татьяна Поппе и Олег Цветанович. В их тонкой, без единой фальшивой ноты игре приоткрывается таинство провидения, подарившего на чужбине двум одиноким людям последнюю и, быть может, самую главную встречу.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея