Преодоленный рубеж/ Десять лет фестивалю «Радуга»

Выпуск №1-121/2009, Фестивали

Преодоленный рубеж/ Десять лет фестивалю «Радуга»

 

Прошедший в Санкт-Петербурге Международный театральный фестиваль «Радуга» в этот раз отмечал свой первый серьезный юбилей – 10 лет. За эти годы город на Неве познакомился благодаря фестивалю с очень разным театром не только России, ближнего, но и очень дальнего зарубежья. Формат фестиваля, задуманного как форум детских спектаклей, поставленных в ТЮЗах нашей Родины, с каждым годом менялся и корректировался. Со временем «Радуга» стала представлять просто самые интересные спектакли прошедшего сезона не только СНГ, но и других стран.

Отметила свой десятый день рождения «Радуга» наоборот: не ей дарили подарки, а она раздавала памятные дипломы всем участникам. Обошлось без строгого жюри: участие в этот раз в «Радуге» приняли те театры, чьи спектакли в разные годы занимали на этом фестивале первые места. Они не соревновались, это был своего рода парад-алле. В заголовке фестиваля значилось «Театральная педагогика». Логика этого названия очень проста: дети – наше будущее. Чтобы получить результат, вкладываться нужно уже сегодня. Пусть это звучит немного цинично, но это правда. Поэтому-то организаторами юбилейной «Радуги» были устроены круглый стол «Сегодняшний день театра – для молодых» и конференция «Проблемы театральной педагогики», которые провел художественный руководитель проектов ТЮЗа им. А.Брянцева Адольф Шапиро. А еще - проведены несколько мастер-классов: Юрия Альшица (Германия) и Вассилиса Лаггоса (Греция), а также открытая репетиция дипломного спектакля курса В.М.Фильштинского «Гамлет. Начало».

Посвящена десятая «Радуга» была памяти любимейшего Учителя многих поколений выпускников бывшего ЛГИТМиКа – ныне Театральной Академии – доктора искусствоведения Льва Иосифовича Гительмана, который все годы существования был бессменным председателем «радужного» жюри.

Вся обширная программа фестиваля была реализована, за исключением спектакля-головоломки от Андрея Могучего «Садоводы», который был поставлен совместными усилиями Александринского театра и театра «АХЕ» (см. «СБ, 10 № 5-115). «Садоводы» в репертуаре Александринки появились не так давно. Максим Исаев из «АХЕ» долго писал эту свою третью пьесу, затем долго ее переписывал и вот, когда спектакль был уже выпущен и половиной представителей театральной критики Петербурга назван профанацией, он исчез из репертуара. Однако к осени нового сезона вроде как обещан вновь.

Открылась «Радуга» «Коровой» Школы драматического искусства, спектаклем, поставленным постоянным участником фестиваля Дмитрием Крымовым. Московская пресса после рождения этой постановки назвала «Корову» историей о первой любви. Крымов и его актеры взяли за основу своей театральной фантазии рассказ Андрея Платонова. Однако в какой-то момент сюжет вышел из-под контроля авторского слова и разросся до автономной истории, связанной с первоисточником если не опосредовано, то с соблюдением значительной дистанции.

Спектакль Московского ТЮЗа и режиссера Камы Гинкаса «Пушкин. Дуэль. Смерть», спектакль - расследование жизни и смерти поэта, единственный из всей программы играли дважды. Потому как несмотря на то, что Кама Гинкас – постоянный гость «Радуги», зрителей на этот его спектакль собралось столько, что пространство малой сцены ТЮЗа не смогло вместить всех желающих его увидеть.

Добрый друг фестиваля - театр «Глобус» из Новосибирска - показал спектакль Алексея Крикливого «Старосветская любовь». Трогательный, нежный и одновременно немного даже саркастический ремейк «Старосветских помещиков» Н.В.Гоголя написал один из знаменательных драматургов современности, режиссер и просто театральный хулиган Николай Коляда. В его тексте аппетитными гроздьями висят рецепты всевозможных снадобий, описания лекарственных трав и их генеральных свойств. Родиола розовая, папоротник мужской, белена черная, баранец, горец змеиный, наперстянка… Все эти названия смешно перебирает главная героиня, толстенькая пышечка-тетушка, что крутится вокруг своего толстячка-мужа со склянками, банками, розетками варенья и кастрюльками каши. Из нагромождения достоверных как фотография бытовых деталей – мебели, картин, корзин, пучков травы, сервизов, платков, ложек, плошек… неожиданно вырисовывается пусть и наивная, но честная история о настоящей любви. Кто-то назовет ее мещанской. А она на самом деле просто очень человечная и очень понятная. Ведь именно из заботы друг о друге, из смешного хлопотания жены и ворчания мужа вырастают счастливые браки.

Режиссер Александр Михайлов орловского театра «Свободное пространство» привез на «Радугу» постановку «Мой легионер» - лирический этюд о жизни великой французской певицы Эдит Пиаф, о ее любви, о ее трагически погибшем возлюбленном и, главное, о беспредельном обожании ее поклонниками по всему миру.

Постановка «Клоуны» коллектива со сложносочиненным названием «АРТиШОК» из Казахстана – жестокая в своей правде история о жизни двух несчастных бродячих клоунов. Это на первый взгляд. На самом деле проблематика этого игрового, насквозь театрального, в кубе театрального действа много глубже. Тут речь идет о человеке играющем. Выходя на манеж организованного в провинциальном городе цирка, клоуны забывают о голоде и холоде, о неурядицах, не замечают рождения детей и смертей людей… Они живут только здесь и сейчас. Но их мир, их цирк – это не только прекрасная страна, в которой они прячутся. Она, эта шуршащая радостно, как фантик от шоколадной конфеты, оболочка, имеет изнанку. Грубую, страшную. Весельчаки-клоуны пьют от горя, случайно могут убить, сподличать, соврать, струсить… Только в их мире искусственных слез все кажется немного ненастоящим. Убили и забыли. Эти клоуны – лакмусовая бумажка для современного общества, которое кровь на экране стало воспринимать как клюквенный сок. Не больше. Современные взрослые жестоки как дети, которые могут оторвать без зазрения совести крылья у бабочки. Взрослые читают сводки новостей о зверствах, насилии и катастрофах как детские страшилки. Так, немного «побоялись» и тут же забыли. Занялись своей работой.

Спектакль Петербургского ТЮЗа «Подросток» режиссера Славы Тыщука – очень неровный. Раз на раз не приходится. Однако именно фестивальный показ прошел замечательно, продемонстрировав зрителям виртуозную игру актера Максима Фомина, перевоплотившегося в закомплексованного безусого юнца, мечтающего о состоянии Ротшильда и последующей славе, власти и любви всех женщин мира. Если в «Отцах и детях» того же ТЮЗа Фомин, играющий нигилиста Базарова, явно пережимает удаль и задиристость своего персонажа, а после – любовь и тоску по его неожиданной возлюбленной, то в «Подростке» актер предельно внимателен к интонации, к подаче реплик, к жесту. Каждый такт этого спектакля – прицельное актерское попадание.

На «сладкое» все ждали «Чайку» Римаса Туминаса, поставленную литовцем в вильнюсском Малом театре. Увы, этот спектакль, если бы участвовал в каком-нибудь Awards, получил бы награду в номинации «Самое большое разочарование фестиваля». Смотреть интерпретацию чеховской пьесы, приготовленной по-литовски, было занятно, однако ничего нового Туминас на этот раз не сказал и не показал. Пропала «фирменная» геометричность мизансцен. Откровенно провисающее действие мастер «ускорил» щепоткой «перца», добавив пару пикантных сцен. В сцене Аркадиной с Тригориным перед отъездом в город великая артистка заваливает любовника на лопатки. Костя Треплев с матерью и вовсе сливаются воедино, катаясь по полу. Все эти «странности» и «штучки» не привносят в классический текст ничего нового и неожиданного. Напротив, вместе с целомудренностью лишают его той самой тонкости, которой отличаются все чеховские произведения – как драма, так и проза.

Однако, если сравнивать этот спектакль с недавней ленкомовской премьерой «Вишневого сада» или скучными «Тремя сестрами» Малого театра – этот туминосовский сценический эксперимент можно считать любопытным. Он, по крайней мере, не пресный, не бессмысленный и все-таки не опошленный. Получилась небольшая и не очень шумная провокация. Что ж, порой это способствует активной работе мозга и движению в застоявшихся в своих театральных впечатлениях зрительских массах.

Юбилейная десятая «Радуга» завершилась. Участники получили памятные дипломы, а зрители и гости Петербурга – огромное количество очень разных впечатлений. А отсутствие соревновательного духа было как нельзя кстати. Юбилей праздновался в спокойной и дружелюбной атмосфере.

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля «Радуга»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.