Иркутск. Легенды седого Байкала

Выпуск №3-253/2022, В России

Иркутск. Легенды седого Байкала

В Иркутском областном ТЮЗе им. А. Вампилова, вступившем в свой юбилейный 95-й сезон, сегодня огромный репертуар из шестидесяти названий. На четырех его сценах - основной, камерной, малой и «Сцене для всех» - идут тридцать вечерних и тридцать детских спектаклей. Есть еще литературный клуб «Элегия» - театральный проект для самых маленьких. И еще в театре работают три детские студии - драматическая студия «АлександриЯ», студия пластики и танца «Мотылек» и вокальная студия «Жаворонки»: здесь дети делают первые шаги в мир искусства и готовятся к участию в спектаклях театра.

К юбилейному сезону театр подготовил целую серию премьер, учитывая все зрительские предпочтения - тут и классика, и современная драматургия, и спектакли для малышей.

«Ромео и Джульетта» У. Шекспира - истинный подарок для молодежи - поставлен Виктором Токаревым (он же директор театра) как спектакль большого стиля, с поистине оперным размахом, с участием всей труппы, играющей на сцене великолепную жизнь старинной Италии, с густой насыщенностью событий, роскошными костюмами, балами и отчаянными фехтовальными сражениями. Дыхание традиции сочетается с энергией современных ритмов, мчащих действие вперед с головокружительной быстротой.

Вот Ромео (Павел Матушевич) со своей юной бандой проникает на бал Капулетти - и уже ослепляет любовь, и уже роковой первый поцелуй, и сумасшедшая сцена у балкона Джульетты (Людмила Ревтович), и уже назначено венчание, и гибнут в бою Тибальт с Меркуцио, и два гроба опускают в землю Вероны, и первая (и последняя) брачная ночь наших героев, поставленная как неистовый любовный танец, и их гибель на горе всей родне, и поминальный вой матерей над телами своих детей. И отцы-старейшины бросают на землю шпаги в знак перемирия, наступившего слишком поздно.

И, конечно, наши юные влюбленные покорили весь Иркутск. На них толпами идут зрители, чтобы обжечься огнем сцен и увидеть, как опьяневший от чувств Ромео, подобно воздушному гимнасту, парит в воздухе, шалея от счастья, как взлетает на балкон к Джульетте, как сходит с ума от любви и с гибельным восторгом несется навстречу смерти, ощущая любовь и смерть как единую роковую неизбежность.

Да, ТЮЗ - а кто же еще - должен говорить о любви, и потому пушкинская «Барышня-крестьянка» замечательно вписалась в местный репертуар.

Спектакль по-пушкински изящен и прост, являя собой романтическую сказку, поставленную Виктором Токаревым. Юная пара, после некоторых недоразумений неминуемо пришедшая к браку, хороша своей молодой наивностью: сын помещика Берестова, красавец Алексей (Максим Максименков) и дочь помещика Муромского, похожая на прелестную куколку, Лиза (Людмила Ревтович). Переодевшись крестьянкой, Лиза проявляет чудеса артистизма, чтобы очаровать молодого помещика, и делает это с легкостью, поскольку Алексей и сам очаровываться рад. Тем временем и их враждующие отцы, Берестов (Николай Кабаков) и Муромский (Владимир Привалов), неизбежно мирятся, забыв свой многолетний и пустой конфликт. А отцы и их дети так похожи и так милы в своей похожести, что общая симметрия характеров и лиц безусловно складывается в ликующий финал торжества благоразумия и любви над ссорами и распрями.

А еще в этой лукавой сказке истинно сказочный антураж - этническая жизнь патриархальной деревни пушкинских времен. Крепостные Муромских и Берестовых, крестьяне и крестьянки, ловят рыбу в реке, трудятся, косят и жнут, устраивают игрища в ночь на Ивана Купалу, плетут венки, зажигают свечи, влюбляются и резвятся - и этот прелестный этнический мир предков не может не волновать зрителя, напоминая о какой-то былой, исчезнувшей, как Атлантида, жизни.

На гоголевского «Ревизора», поставленного Антоном Свитом, в городе билетов не достать, они раскупаются на несколько месяцев вперед, спектакль имеет невероятный успех среди молодежи. Потому что никакой привычной «хрестоматийности» тут нет и следа, а действие буквально перенесено в наше время, время компьютеров и мобильников. Но текст Гоголя играется точно, обнажая полный беспредел нынешних городских управ и сегодняшнего чиновничества.

Спектакль подобен фантастическому параду аттракционов, и каждый из них производит эффект вспышки, освещающей пороки жизнеустройства. Все городские чиновники, как и положено, в черных костюмах, и рядом с ними разбитные секретарши, печатающие на ноутбуках деловые письма и закапывающие в землю опасные документы. С провинившимся купцом Абдулиным расправляются просто - заставляя рыть себе лопатой могилу. И на каждом шагу бугаи-охранники, блюдущие покой Городничего. Городничий же (Сергей Павлов), интеллигент и тонкая душа, заложник должности своей, с глубоким драматизмом переживает налет Ревизора, заставляя нас искренне сочувствовать себе: ведь ему так нелегко! К тому же, вместо одной, у него оказалось целых пять дочек, впятеро умножающих неистребимую мечту наших дев о выгодном замужестве. И на каждой из них Хлестаков (Павел Матушевич) обещает жениться, соблазняя каждую своей неотразимой харизмой.

Харизма же у него редкая, обаяние бешеное, и вся его роль - это некое актерское безумие и полный беспредел. При одном его появлении на сцене публика впадает в экстаз, ведь Хлестаков мгновенно плавит наши сердца. Магия личности! У него сумасшедшая пластика, юмор и кураж человека, которому позволено все. Он - истинный дьявол в обличье щуплого верткого вруна, не знающего границ и пределов и рушащего все устои-барьеры. Он просит у публики еду, клянчит деньги - и ему с восторгом несут, словно фокуснику, гипнотизирующему население. Он лениво намекает на взятки - и чиновники, впадая в ужас и транс, заваливают его купюрами... А потом Городничий закатывает пышный банкет для городской знати в честь грядущего взлета своей семьи, обнадеженной будущей женитьбой Хлестакова. На какой именно из пяти дочек - неважно. Важны небывалые перемены, обещанные Иваном Александровичем!

Трагедия «Молодая Гвардия», поставленная Виктором Токаревым, - это грандиозная военная эпопея и серьезный гражданский поступок всего ТЮЗа, вернувшего на сцену роман Александра Фадеева во всем его объеме. Пожалуй, это даже больше, чем спектакль - это важнейшая общественная акция для всего города. И ТЮЗ, призванный воспитывать юных - лучшая территория для такой акции. Может быть, кто-то из школьников книгу так и не прочтет, зато увидит героев на сцене; кстати, сейчас уже решено вернуть «Молодую Гвардию» в обязательную школьную программу по литературе.

В спектакле занята вся труппа театра плюс дети-студийцы, всего около девяноста человек. Мы видим народную эпопею, всю военную жизнь Краснодона, в которой участвуют взрослые и старики, подростки и дети. Тут молодогвардейцы и их матери, горожане, солдаты Красной армии, раненые, беженцы, депортируемые в Германию, провожающие, арестованные, торгующие на рынке, освобожденные военнопленные, дети из детского дома, немецкие солдаты и офицеры. Сцену по диагонали разрезает дорога, уходящая вдаль - дорога жизни, смерти, вечности. По ней отправляются на фронт солдаты, наступают на город немцы, по ней тянутся беженцы с узлами, по ней угоняют в Германию русских, по ней идут плачущие матери и в финале - белые ангелы-дети со свечами вечной памяти.

Есть чудесные мирные, пока еще не военные сцены, где чернокосая Ульяна Громова (Виктория Криницкая) у пруда в окружении подруг (и мы вспоминаем чернокосую Нонну Мордюкову в знаменитом фильме). Но начинаются бомбежки, город оккупируют немцы, и мирная жизнь мгновенно заканчивается. На наших глазах расстреливают людей, происходят первые жестокие столкновения с немцами - и вот мы уже слышим священную клятву юных подпольщиков во главе с Олегом Кошевым (Александр Стерелюгин). Сергея Тюленина играет Павел Матушевич, Любовь Шевцову - Людмила Ревтович, Ивана Земнухова - Максим Максименков, Ивана Туркенича - Сергей Павлов, Валерию Бортс - Любовь Гунькова... в спектакле их восемнадцать, чудесных молодых людей с красивыми лицами, и их чувство ансамбля и чувство локтя не может не покорять нас. Вот они казнят полицая Фомина (Николай Кулебякин), вот отчаянный Сережа Тюленин бросает в окно немцам бутылки с горючей смесью, вот народ уже читает листовки наших подпольщиков, вот знаменитый праздничный концерт для немцев, во время которого подпольщики устраивают пожар, а вот и сами они отмечают 7 ноября, слушая по радио сводки с фронтов, разливая по кружкам раздобытый спирт - красивые, влюбленные, отважные... Но постепенно начинаются аресты, и сцена превращается в застенок с решетками и виселицами. Пытают и бьют не только ребят, но и их матерей. Жестокие сцены избиений и расправ поставлены бесстрашно и честно, вызывая шоковый эффект у зрителей. Кошевого арестовали последним. И его слова перед казнью: «Вам не уйти от суда истории!» - звучат сегодня пророчески.

Советская классика явила себя еще и «вечной» вампиловской пьесой «Прошлым летом в Чулимске», поставленной Антоном Свитом. Но в отличие от «Ревизора», режиссер блеснул здесь не новаторством идеи и формы, а мастерством исследования русской души. Его герои, вслед за множеством своих предшественников, просто жили, любили, спорили, уповали на счастье, надеялись и несли свои моральные потери где-то в далекой Сибири, в окружении вековой тайги, куда был заброшен их крошечный Чулимск. Однако страсти кипели тут нешуточные.

Почти все здесь были охвачены любовью как экзистенциальной силой, управляющей их жизнью и судьбой. И все существовали на грани нервного срыва, поскольку любовь не воплощалась и не сбывалась, обманывая и разбивая сердца. Анна Васильевна Хороших (Елена Ивочкина), полная жизненных соков и яростной любви, разрывается между мужем и сыном, которого она родила, не дождавшись мужа с войны. Муж ее, Афанасий (Павел Савин), так и не простивший жену, сгорает в огне непроходящей обиды и черной ревности к «крапивнику» Пашке, превращая их отношения в вечные схватки с тяжелыми драками. Пашка же (Павел Матушевич), оказавшийся чужим в родном доме, гонимый родной матерью и отвергнутый Валентиной, терзается в собственных муках, превращая свое бытие в некий агрессивный блатной рэп, в котором гремучей смесью кипят обида, злоба, жажда мести и угроза. И красавицу Зинаиду Кашкину (Виктория Криницкая), отчаянную и отчаявшуюся, уставшую от пустых ожиданий и обманутой любви к Шаманову, нам тоже очень, очень жаль. Жаль и Валентину (Любовь Гунькова) с ее безнадежной любовью к Шаманову, которой он не разглядел.

Но есть тут неожиданный персонаж, придуманный режиссером во имя установления хоть какого-то равновесия в буре обид и попранных чувств. Это деревенская дурочка (Анна Конончук) - одинокое немое неприкаянное существо, которое вечно обитает в гуще местных событий, молча участвуя в общих делах и драмах - жестами, молчанием и мольбами пытаясь установить некую мировую справедливость. Поскольку кто-то же должен этим заняться...

«Приключения Тома Сойера» (пьеса Т. Мэйсона по повести Марка Твена) - это прелестный спектакль Дмитрия Иванова, который с восторгом смотрят и дети, и взрослые. Он живой и веселый, придуман остроумно и забавно. Сам Марк Твен (Владимир Привалов) в торжественном белом костюме благородно и обстоятельно ведет сюжет, уравновешивая своей серьезностью общее легкомыслие. Жизнь же на сцене несется так авантюрно, что мы не поспеваем за происходящим. Нас обдают водой из протекающей по сцене реки, в которой плещутся Том (Павел Матушевич) и Гек (Александр Карпенко), а эти двое, под активное одобрение зала, живут своей неутомимой жизнью, полной тайн, тревог и опасностей. Маленький плут Том все время в чем-то виноват, и его то и дело порют. Но он, как вечный мотор, всегда в движении, всегда неудержим, стремясь извлечь из жизни максимум бонусов. С огромной выгодой для себя он красит ненавистный ему забор, ночью на кладбище путем адского заговора избавляется от бородавок - но тут попадает в историю убийства индейцем Джо (Сергей Павлов) доктора Робинсона (Владимир Безродных), сбегает с Геком из дома и уплывает по той самой реке, а потом на суде помогает раскрыть убийство; а позже, в пещере, расправляется и с самим убийцей, в итоге получив заслуженное вознаграждение и мгновенно разбогатев... Ну и, конечно, любовь с Бекки (Любовь Гунькова), их невинные и страстные поцелуи, в ответ на которые зал радостно гудит, поскольку истинные чувства не разделить невозможно.

В юбилейный год непременно должны идти спектакли, являющие собой легенду театра и его «визитную карточку» - те, без которых невозможно представить его репертуар. И в этот раз мне повезло их увидеть. Во-первых, это музыкальная сказка «Конёк-Горбунок» П. Ершова и П. Маляревского, поставленная Виктором Токаревым с размахом, свойственным его режиссуре: когда на сцене играет вся его чудесная и разновозрастная труппа, когда спектакль блистает синтезом жанров - драма, музыка, пластика, - когда сюжет ослепляет роскошью декораций и костюмов, и когда действие, замешанное густо, шумит и бурлит с истинно русской щедростью.

И, конечно, «Легенды седого Байкала» - театральная фантазия по мотивам сибирского фольклора (сценарий написан Л. Иоффе и В. Токаревым). Этот грандиозный спектакль известен в России, он побывал на самых разных фестивалях, получив там престижные награды. И такой спектакль, безусловно, должен жить в репертуаре Иркутского ТЮЗа вечно, ведь местный, байкальский эпос - основа здешней культуры и традиций. Виктор Токарев, как всегда, поставил вещь необычайно масштабную, впечатляющую своим эпохальным размахом. На сцене неописуемая красота, а действующие лица сами по себе составляют диковинный и уникальный перечень: Байкал, хозяин священного моря; Ангара, лучезарная дочь Байкала; Ольхон, друг и советник хозяина моря; реки Енисей и Иркут; Хэтэн, хозяйка баргузинской тайги; Туяна, Заря-заряница; ветры Баргузин, Култук и Сарма; Озёрная чайка, Полярная чайка, Маленькие речки, Огонь, Свита Байкала, Свита Енисея... и это еще не все. Спектакль этот надо обязательно увидеть, а увидеть его можно только здесь, в Иркутском ТЮЗе.

Фотогалерея