Мытищи. Белая гвардия. Ковчег

Выпуск №3-253/2022, В России

Мытищи. Белая гвардия. Ковчег

Театр необходим в любое время: трагедии, драмы, комедии. Но нужно быть Капитаном Очевидностью, чтобы говорить о поразительной своевременности конкретной пьесы «Дни Турбиных» М.А. Булгакова сегодня. Почти сто лет прошло? Век прошел? Несколько поколений сменилось. Столько всего произошло и в мире, и в стране, и в искусстве. Наступили и теперь времена, которые, как известно, не выбирают. Представитель молодого поколения режиссер Максим Ладо (отлично запоминается имя), поразительно остро чувствуя время, создает ощущение сна, похожего на жизнь - определение жанра - в подмосковном Театре драмы и комедии «ФЭСТ» (Мытищи). Бывают такие вещие сны, которые не забываются поутру, а помнятся долго во всех подробностях. Во сне герой «Театрального романа» увидел волшебную коробку с персонажами «Горячего снега» и уже не спал, пока не создал пьесу.

До появления первого персонажа все на большой темной сцене напоминает сон. Парящий в левом верхнем углу белый рояль - лестница, ведущая к нему, почти не видна. Даже не белые, а белесые предметы по краям сцены: стол, стулья, шкафчик, детская лошадка-качалка. А по центру, как последний островок разрушающегося привычного милого мира, заключенная в бетонный подвижный куб с неровно очерченными стенами - даже не комната, а лишь часть гостиной «огромной квартиры» Турбиных. Здесь еще есть и абажур, и кремовые шторы, буфет с красивой посудой, и гитара, и ковер на полу. Но как сдвинулось, скукожилось пространство безопасности! Как даже на шаг не решается выйти оттуда прекрасная Елена (Анастасия Юдина) - удивительно спокойная, негромкая, но именно ясная. Ведь это уже не дом-милый дом, а убежище, бункер, маленький Ноев ковчег. (Те, кому посчастливилось бывать в Киеве в Музее Булгакова, что на Андреевском спуске, сразу узнают эту атмосферу, расслышат этот мотив, которые мастерски сотворил художник Олег Мазуренко.)

А вот и наши персонажи, наши герои. Ах, что за чудо-пьеса! Что за роли! Их всех надо взять на Ноев ковчег от потопа. Даже Тальберга (Сергей Хапров), даже Гетмана (Алексей Аптовцев) - такие они живые и яркие. А уж «наша» команда просто невероятно слажена. С таким ансамблем нигде не пропадешь. Про Елену и так понятно, что она ясная. Будучи единственной женщиной на корабле-ковчеге, она обязана сберечь все свои генетические свойства. Анастасия Юдина, не используя роскошных ярких красок, играет сдержанно и аристократически изыскано. Являя одновременно и сдерживающую силу, и сестринскую заботу, и невероятно обаятельную женственность, и материнскую надежность. Только раз вырвется возглас несправедливого упрека от отчаянной боли потери старшего брата. И тем пронзительней этот возглас, что позволен единственный раз.

Младший Турбин Николка (Михаил Пятикопов) ироничен, юношески порывист, голенаст как жеребенок. До ранения. И повзрослевший в финале, уже не ироничный, а саркастичный.

Пылкий, честный служака Студзинский (Александр Конивец) и надежный как скала Мышлаевский (Валерий Бездетко) закономерно приковывают внимание зала мощью и темпераментом. С ними и в бой, и в разведку не страшно, и за столом поднять бокалы весело.

А как хорош Шервинский (Ярослав Зенин)! Про таких говорят «душка» или «шельма». На ковчеге обязательно нужен такой весельчак-балабол. С ним не заскучаешь. Конечно, спектакль-сон не про веселье, совсем не про веселье, но надо держать спину, надо изыскивать повод хотя бы для улыбки, надо не ожесточаться сердцем, чтобы искренне приголубить и полюбить, и ни в коем случае не обижать нелепого кузена Лариосика (Николай Буланов). Возможно, актер слегка «пережимает» своей нелепостью, уходя почти в клоунаду, но это можно списать на премьерное волнение.

Еще два важных персонажа, которые не поплывут на ковчеге. Один (Сергей Гришаков) исполняет несколько ролей. Он не из дома и не из команды Турбиных. Он камер-лакей в приемной гетмана, он сторож в гимназии, где разместились юнкера. Он - народ. Усталый, ничему не удивляющийся и ничего уже хорошего от жизни давно не ждущий.

И Алексей Турбин (Павел Конивец). Задумчивый, печальный, такой «невоинский» воин, «некомандирский» командир. Мы же помним по «Белой гвардии», какая у него мирная медицинская профессия. И, может быть, из-за причастности к медицине в нем хочется видеть отчасти автора. Он мучительно пытается найти сам и указать другим хоть какой-нибудь выход к спасению. Не находит и погибает. И по причудливой прихоти режиссера остается еще какое-то время на сцене в качестве то ли призрака, то ли ангела. Надо сказать, что по воле постановщика еще многое происходило вне автора. Но ведь постановщик тоже автор. Тем более, что общего впечатления это нисколько не портило. Хотя... значительно удлиняло действие. И все же: спектакль того стоил. И театр «ФЭСТ», переживший сложный период, можно поздравить с отличной премьерой в начале сезона.

Фотогалерея