Посвящение королю времени / Первый Международный фестиваль-форум «Театральная дельта» (Астрахань)

Выпуск №3-253/2022, Фестивали

Посвящение королю времени / Первый Международный фестиваль-форум «Театральная дельта» (Астрахань)

В театральном пространстве России существует множество фестивалей различных форматов и направлений, поэтому найти свою нишу нелегко. И все же Астраханский драматический театр попробовал создать нестандартный формат, включающий самые различные проявления театрального искусства. Так в сентябре нынешнего года началась история Международного театрального фестиваля-форума «Театральная дельта». Его название продиктовано многообразием театральных форм и жанров, которые, подобно руслам большой реки, в дельте расходятся на рукава и отдельные потоки, а потом соединяются в безграничном море театра. Это и спектакли, и эксперименты творческих лабораторий, и театральные научные конференции, и креативные форматы, и творческие встречи со звездами театра, а также семинары, мастер-классы.

Это первый подобный опыт работы театра - многофункциональный, мультижанровый, масштабный. Фестиваль проводился в рамках национального проекта «Культура» и при поддерке губернатора Астраханской области Игоря Юрьевича Бабушкина, Правительства и Министерства культуры и туризма Астраханской области. На различных площадках, в том числе в креативных молодежных кафе и барах, состоялось 26 мероприятий, на которых побывало более пяти с половиной тысяч человек. В программу форума вошло шесть спектаклей, пять творческих встреч, шесть мастер-классов. В работе «Театральной дельты» участвовали актер, кинорежиссер, писатель, общественный деятель, народный артист РФ, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» Николай Бурляев, театральный критик, ректор Российского государственного института театрального искусства - ГИТИС, кандидат филологических наук Григорий Заславский, директор проектов Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», театральный критик Наталья Полукарова, театровед, культуролог, кандидат искусствоведения, специалист по истории русского советского театра Полина Богданова, театровед, театральный критик Александр Вислов, исполняющий обязанности руководителя программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Владимир Плехов.

Начался фестиваль с творческой лаборатории. Выбор ее темы - «Звездная лексика. Хлебников. Маяковский» - неслучаен. Велимир Хлебников считается гордостью Астраханского региона, именно на этой земле и зародился российский футуризм как одно из самых загадочных направлений мировой поэзии. В 2022 году исполнилось 100 лет со дня смерти этого выдающегося поэта. Уроженец Астрахани оставил в русской поэзии, прозе и драматургии уникальное литературное наследие, внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Астраханский драматический театр, выполняя исторический долг перед своим земляком, попытался дать новое художественное воплощение творчеству Хлебникова, а вместе с тем и его последователя Владимира Маяковского. К их произведениям театр обращается крайне редко из-за сложности материала, поэтому организаторы фестиваля хотели воплотить творческое наследие двух поэтов через процесс его лабораторного исследования профессиональными артистами и режиссерами.

К слову, во время подготовки фестиваля в Астраханском драматическом неожиданно родился яркий и оригинальный спектакль, созданный его художественным руководителем Александром Огаревым и группой энтузиастов - любителей поэзии футуристов. Премьеру сыграли во внутреннем дворике театра, на открытой сценической площадке «Театр в саду» 28 июня, в день 100-летия со дня смерти Велимира Хлебникова. Показали спектакль и на закрытии «Театральной дельты».

В работе лаборатории «Звездная лексика. Хлебников. Маяковский» участвовали режиссеры Владимир Хрущев и Ярослава Жевнерова, а итогом стал показ эскизов. Творчеству футуристов был посвящен и круглый стол с научными сотрудниками Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, Дома-музея Велимира Хлебникова, специалистами Астраханского государственного университета, приглашенными художниками из Москвы и Элисты, театральными режиссерами и критиками.

На фестивале состоялась премьера моноспектакля «χ=365+/-48» по произведениям В. Хлебникова - дебют артиста Петра Соломонова на астраханской сцене.  Автор создал образ необычного человека, который изобрел звездную азбуку, считал себя королем времени, носил титул «председателя земного шара». Получился спектакль-эксперимент, больше похожий на перформанс. И вообще личность Велимира Хлебникова как бы венчала все события фестиваля.

В числе приглашенных гостей «Театральной дельты» был Российский государственный академический театр драмы имени Ф. Волкова из Ярославля со спектаклем «ВЕСЫ» Е. Гришковца. Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» показал «ЛюБоль» по пьесе Андрея Яхонтова (режиссер Андрей Соколов) и «Tout Payé, или Всё оплачено» Ива Жамиака (режиссер Эльмо Нюганен). В рамках фестиваля проходила работа секции театральных художников под руководством Андрея Климова (Москва). Он провел мастер-класс по теме «"Гамлет" и "Маскарад" - эскизы костюмов основных персонажей», прочитал лекцию «Художник по костюмам в современном театре». Будучи удивительным рассказчиком и невероятно обаятельным человеком, Андрей Климов увлек не только студентов-художников, но и опытных мастеров.

Работу секции драматургов возглавила Анастасия Букреева (Соколова). Это был трехдневный интенсив для всех желающих. Его участники знакомились с разными методами поиска материала для истории, узнавали об основных инструментах создания пьес, драматической структуре, создании и раскрытии героев. Обучение проходило в форме теоретических и практических занятий.

Еще один важный аспект форума - инклюзивная работа. Астраханский театр постоянно ищет новые формы взаимодействия со всеми категориями зрителя, в том числе и социально-незащищенного, ведет активную социально-культурную деятельность, реализуя проект «Тифлокомментирование», поддержанный программой «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». На фестивале представили премьеру спектакля «Чайка» А.П. Чехова в постановке Александра Огарёва с тифлокомментарием для незрячих и слабовидящих зрителей.

Итоговая программа «Театральной дельты» сложилась в том числе из событий незапланированных, но они украсили ее, сделали разнообразной, рассчитанной на самую широкую аудиторию. Например, особую ноту внес вечер прозы и поэзии с актерами Астраханского драматического театра в формате перформанса, импровизации и открытого микрофона. Спонтанно произошла творческая встреча учащихся колледжа культуры и искусств с Григорием Заславским. Состоялся семинар по пластике, медитативной практике, технике раскрепощения и раскрытия творческого потенциала. Его провели хореограф спектакля «Чайка» Ирина Рогозова и артистка балета, инструктор хатха-йоги Лада Пантюхина.

Очень надеемся, что «Театральная дельта» станет значимым событием в культурной жизни Астраханского региона и всей театральной России, поможет театру выработать стратегию дальнейшего творческого пути, будет определять горизонты его духовного, культурного и социального развития. А главное, станет роскошью живого общения близких по духу людей.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея