Неуходящая натура / II Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-253/2022, Фестивали

Неуходящая натура / II Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» (Санкт-Петербург)

На театр для детей профессиональное сообщество все равно смотрит взрослыми глазами. Пытается пройти коридором, на стенах которого можно уловить тени будущего поколения. Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик», конечно, развернут к юной аудитории, но при этом дает возможность за несколько дней познакомиться с богатой на жанры и приемы панорамой спектаклей. «Театр у Нарвских ворот» и его художественный руководитель Валентина Лутц засветили этот фонарик во второй раз, несмотря на все очевидные трудности и сомнения.

Безусловная удача фестивальной афиши 2022 года в том, что удалось объединить в едином пространстве и модные тренды, и нестареющие основы театрального искусства. Проверить их сегодняшним днем, выстроив в случайно-неслучайные параллели. Постановщиками спектаклей от Витебска и Донецка до Вологды и Казани стали признанные мастера и молодые режиссеры, с воодушевлением берущиеся за современный материал.

Бэби-театр уже давно перестал быть чем-то экзотическим, но все еще вызывает споры и определяется с эстетическими критериями состоятельности. Его познавательная миссия, с одной стороны, ставит задачи, далекие от искусства. С другой, провоцирует именно театральных практиков на формирование инструментария, способного примириться с досугом. Юрий Устюгов сделал на площадке «БэбиЧарлиКлуба» в Вологде убедительную и тонкую работу, избежавшую натянутостей. «Первый снег» для малышни - это коробочка с театральными аллюзиями на темы зимы. Художник Ольга Устюгова помещает в белый павильон много замыслов, позаимствованных из театра кукол. Есть здесь и тени, и перчаточная белка, и фигурное катание, изображенное кистями рук, и трюки с предметами. Все элементы появляются как бы невзначай, через диалог двух молодых героев, которые подтрунивают друг над другом и блестяще взаимодействуют с аудиторией. Постановщики сразу же заявляют игровую условность, даже не пытаясь имитировать реальность. Поиграть с песком-снегом, собрать и нарядить текстильного снеговика, покидать бутафорские снежки в валенок - это не задания-суррогаты, не понарошку, а четко сформулированные и реализованные эстетические задачи на проявление творческих способностей. «Первый снег» обладает индивидуальной атмосферой, балансом юмора и лирики, созданным с помощью технологий волшебством и ясным пониманием развлекательно-развивающих задач, для которых подобраны соответствующие театральные техники. Работа оставляет чувство спокойствия за бэби-театр в регионах. Там есть свои профессионалы.

Спектакль Екатерины Гороховской «Мой счастливый день» в Казанском татарском государственном театре юного зрителя им. Габдуллы Кариева тоже обращается к мифологическим представлениям о мире, в котором живет человек. Здесь немаловажную роль играет «уходящая натура» - деревенское лето детства, проведенное в играх, труде, познании природы. Маленькие эпизоды, сочиненные в очень камерном пространстве, сменяют друг друга, зашифровывая в сценических метафорах простые и радостные явления. Фагиля Сельская создала для персонажей лоскутные халаты и орнаментированную обувь, что настраивает на восприятие определенного национального кода. Сценограф Игорь Капитанов поддержал мягкую, уютную лоскутность в ширмах-стенках, которыми окружено игровое пространство. Здесь и деревянная мебель, и столярный верстак, подчеркивающие подлинность домашней обстановки. В центре композиции игровой стол с домиком, он же превращается в зеленое поле, где, как в сказке, гуляет пестрый конь. Не обошлось без интерактивности. Она выстроена на приемах сказительства, но используется довольно очевидным способом.

Об актерском ансамбле стоит говорить отдельно. Лилия Низамиева - сама Земля, матриархальные истоки, сотворение мира. Другой творец, ремесленник - Муса Камалов, он строит дом. Его молодость компенсируется небольшим острохарактерным эпизодом разозленной Соседки, сыгранным и смешно, и уважительно к старшему поколению. Подвижные, озорные, наполненные радостью жизни дети Булат Гатауллин и Альбина Гайзуллина. Кстати, уже имеющая звание, Альбина Гайзуллина ни на секунду не пользуется штампами травести. Свежесть и искренность интонации, пластического языка составляют органичную пару юному Булату Гатауллину. Актерский ансамбль спектакля получил награду фестиваля.

Другой актуальный способ взаимодействия с публикой продемонстрировала работа Елены Гориной и Александра Горелова «Достоевский. Сторителлинг», выросшая из лаборатории Государственного Театра Наций. Это передвижной спектакль на двух актеров, которые со свойственной жанру сторителлинга иронией пытаются размышлять в «прямом эфире», был ли русский классик мрачным писателем, или ему удалось сохранить «внутреннего ребенка» с присущим тому светом. Сумбурная вербальная композиция состоит из нескольких ключевых фактов биографии писателя, пересказа фрагментов его произведений, логически вытекающих из исторических событий. Если закрыть глаза на неточности, умышленные или прозвучавшие от воодушевления и экспрессии, то авторам спектакля удалось как минимум дать понять, через какие серьезные испытания проходит человек, объявленный потомками гением. Такие величины непременно в массовом сознании скрепляются ассоциациями-клише, что и демонстрирует интерактивная игра со зрителем. Но выбранный способ рассказа, при всей попытке быть обаятельными, несерьезными, увлеченными, не помогает решить проблему. Разве только готовит малышей к звучанию имени Достоевского, к тому, что и в жизни сурового философа были дети, которых он любил.

На фестивальных показах взаимоотношения детей и взрослых можно было проследить не только на историческом материале. Уже ставший заметным явлением театра для детей спектакль «Цацики идет в школу» Юлии Каландаришвили на сцене петербургской «Субботы» - искрометный дуэт Софьи Андреевой и Станислава Демина-Левиймана (что отметило жюри фестиваля). Стремительный пересказ незатейливых событий книги Мони Нильсон-Бренстрем ставит перед актерами сложные технические задачи, и они с ними справляются. Эксцентрика, пародийность в изображении десятка персонажей, наблюдательность за взрослыми и детьми переводят историю о первокласснике, который живет с вульгарной Мамашей-рокершей, сталкивается с моббингом, первой любовью и щепетильными вопросами о семье, в плоскость легкомысленности, развязного шутовства. Собственно, этот спектакль, как и выбранный литературный материал, определяет целую культурную среду, претендующую на новую откровенность с детской аудиторией. Пересмотр нормативной парадигмы, заострение табуированных тем, признание девиаций как естественной реакции на социальную несправедливость в театре решается более поверхностно.

Современная книжная культура вдохновляет театральных творцов и на создание инклюзивных постановок. Режиссер Арина Юдинцева и художник Ольга Петровская взяли за основу книжку-картинку Анны Анисимовой «Музыка моего дятла». Поставленные в театре «ТриЧетыре» короткие истории о незрячей девочке, которой родные помогают увидеть окружающий мир, решены как спектакль театра кукол с тифлокомментированием. Медиатехнологиии значительно расширяют изобразительные возможности на сцене, но не исключают и традиционного кукловождения. Героиня - живая, подробная партерная кукла, переходя от исполнителя к исполнителю, воплощает в себе само детство. Наоборот, своих взрослых - маму, дедушку, папу, незнакомую женщину на улице - актеры наделяют характерными, порой утрированными чертами. Хотя весь спектакль построен почти без конфликтов (в их бытовом понимании), он настроен на чуткое отношение людей друг к другу. Да, здесь немало деликатных моментов, но автор книги сама задает характер девочки таким, что она ничем не отличается от других людей: капризничает, не хочет учиться, теряется на улице, проявляет спонтанную заботу о родных. Получается спектакль не о различиях, а совпадениях. Хотя, безусловно, есть в нем и просветительский момент, направленный на адекватное восприятие элементов доступной среды.

Технически зрелищный, изобретательный спектакль (премия фестиваля за сценографию Марии Клочьевой) «Фабрика слов» - демонстрация неуклонного и перспективного проникновения театра кукол на территорию драматического. В «Театре у Нарвских ворот» книжечку Аньес де Лестрад поставили Диана Разживайкина и Алексей Шульгач, превратив романтичную притчу в довольно жесткую антиутопию. Они нафантазировали закон общественного благоденствия, который на деле оказывается еще одной формой несвободы, лжи и угнетения. Слова, которые в минуты эмоциональной нестабильности приводят к конфликтам, изъяты из обращения. Теперь их можно только купить. Но социальное расслоение никуда не делось, и авторы инсценировки погружаются в саркастический абсурд, чем-то напоминающий Джорджа Оруэлла.

Бодрая пропаганда режима, оболванивающие телевизионные шоу, обязательная операция в младенчестве и отсутствие выбора. Беспросветную атмосферу художник Мария Клочьева создает торчащими трубами, мусорными баками, сильно поношенной и бесцветной одеждой. Регулярные технические сбои своеобразного эквивалента «телеэкрана» с вещающей мультяшной головой (медиаарт здесь выполнен на высочайшем уровне эстетики и драматургии) усиливают тревожность, иногда добавляют иронии, но в целом говорят об упадке и фальши. Эффект подавленности и отказа от естественного порядка вещей усиливается использованием масок. Скульптурная грубость черт сочетается с живописными, до мурашек подлинными глазами, где видны и характер, и эмоции, застывшие в неизменной усталости и страдании. Это семья главного героя. И жуткие плоские маски для эпизодических персонажей, отсылающие то к стимпанку, то к киберпанку. Многое из этого уже давно стало частью массовой культуры, но замечательно приведено к единому стилистическому знаменателю.

Повествование ведется от имени повзрослевшего Филеаса, это его история. Глубокий, подробный Антон Хатеев, несущий на себе весь груз несправедливо устроенного мира, эксцентрично и выразительно работает в эпизодах. Второе воплощение героя - Роман Сидоренко - молодой, азартный, с детской невинностью во взгляде. Развязный хулиган Оскар и чудаковатый дедушка - Павел Москалев. Мало контраста между женскими персонажами Марины Петромаевой, но это не видится проблемой. По-девчачьи вздорная Сибелла вполне может стать такой же хлопотливой мамой, когда подрастет. «Фабрика слов» - спектакль, созданный молодыми людьми для взрослых. Во всяком случае, зрелый комментарий для маленького зрителя требуется. Но, в первую очередь, он знакомит не столько с усложненными смыслами и идеями, сколько с современным театром, его формами и языком, ритмами и эстетикой.

Вне времени и направлений оказались два фестивальных спектакля. Мюзикл «Приключения Федоры» в театре «Легенда» решен режиссером Натальей Сергеевой как сотни других ярких, озорных и необязательных постановок для детского досуга. Здесь есть объемные костюмы, сценические трюки (художник Ирина Акилова), обаяние и заразительность молодых актеров, непременная интерактивность. Главную проблему составляет невыверенная инсценировка из монтажа классических текстов и этюдных сочинений, как и в спектакле «С приветом, Винни-Пух!» Сергея Федорова в клоун-мим-театре «Мимигранты». Это набор сцен, разыгранных как бы невзначай, с какой-то утренней усталостью. Порой находка, а порой - небрежная условность. Разве только цепляет внимание шкаф, придуманный художником Ольгой Клоповой. Он же домик всех героев - подвижный, трансформирующийся, организующий пространство.

Фаворитами же фестиваля стали две в определенной степени традиционные постановки. И это тоже показатель того, что нередко погоня за модой, изобретениями, желанием эпатировать откровенностью в театре для детей приводят исключительно к профессиональным проблемам, на исправление которых во время сочинения спектакля просто не хватает внимания молодых творцов.

Однако «Лучший спектакль» фестиваля «Жил-был Заяц» театра «Лялька» из Витебска тоже содержит современные мультимедийные технологии. Взаимодействием с экраном, конечно, никого не удивишь, но режиссер Виктор Климчук делает это аккуратно, незатейливо, сосредотачивая внимание на качестве той формы, с которой работает. Пьеса Николая Шувалова построена как диалог двух исполнителей - актера и клоуна, которые в своем противостоянии успевают рассказать русскую народную сказку об избушках ледяной и лубяной.

Актеры Евгений Гусев, Ольга Лазебная и Валерий Зимницкий открывают артистическую кухню, не сбиваясь с дыхания и не теряя концентрации на острых, лукавых, скоростных взаимоотношениях. Их работу отличает высокая культура общения со зрителями, где интерактива ровно настолько, чтобы не свалиться в заигрывание, а увлеченность партнером по сцене не оставляет публику за пределами круга внимания.

Куклы Ганны Сидоровой вполне традиционны и функциональны. От планшетных скульптур-игрушек, уморительно трепещущих в актерских руках, до пластичных и выразительных перчаточных. Это своеобразный парад фантазии художника. Грустный заяц с моргающими голубыми глазами пожимает отсутствующими плечами так непосредственно, что хочется его тут же обнять. А наглая перчаточная лиса с большим красным ртом вовсе не условная. Это практически точное повторение животной пластики. Тщательно продумана смена времен года самыми простыми, но точными приемами. Шапками покрываются зимние деревья (такой овеществленный эпитет), а заяц меняет цвет шкурки.

Спектакль показывает, как и чем живет театр. Сколько в нем бывает разных элементов, как устроено театральное представление, что такое характер артиста. Пусть этот пласт более взрослый и даже, можно сказать, цеховой, трудно представить, что такие легкость и заразительность не удается считать широкой аудитории.

А Гран-при достался Донецкому республиканскому академическому молодежному театру. Чем может удивить очередная версия «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба? Просто честной, выверенной театральной органикой. Режиссер Арутюн Киракосян не стремится удивить, обмануть, протащить какой-то иной подтекст, кроме того, что лежит на поверхности. Перед нами драматическая клоунада, поддержанная соответствующим гримом, пластикой, эксцентричными оценками. Видеопроекции, наивные отсылки к массовой культуре в оформлении как бы должны добавить иронии и остроты древней библейской истории о потопе, сделать ее более пародийной. Но внутренний драматизм переживания веры в справедливость Бога, размышления о грехе и наказании остается чистым и честным. Актеры успевают распределиться и на сумасшедший комедийный темп, и на философско-лиричные паузы. Помогает им в этом Ведущий. Музыкант - тоже вполне привычное, но всегда подкупающее явление на сцене, и Владимир Грачев больше понимает про актерское мастерство, хотя достойно владеет разнообразными музыкальными инструментами. И та демиургическая власть, которая с помощью реплик, звуков и песен двигала историю, принесла исполнителю приз за «Лучшую работу актера». А вот лучшей актрисой стала Оксана Плюха, исполнившая роль Голубки - эмоциональный мотор постановки.

«Волшебный фонарик» показывает живой театральный процесс, в котором случаются неудачи и крупные победы. Пространство театра для детей должно быть самым строгим и бескомпромиссным, чтобы его адресаты потом могли воспринимать все разнообразие искусства с новым уровнем тем и форматов. И на этом фестивале строгость проявить получается.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея