Легко ли построить театр / Владимир Витько (Омск)

Выпуск №3-253/2022, Лица

Легко ли построить театр / Владимир Витько (Омск)

Художественный руководитель самобытного сибирского театра – омской «Галёрки», режиссер отмеченных наградами спектаклей, актер, председатель Омского отделения СТД РФ... Все эти «роли» совмещает заслуженный деятель искусств, заслуженный артист России Владимир Витько, отмечающий в этом году 75-летие. А начинался этот богатый на проявления путь с мечты - построить свой театр. О том, что она сбудется, он знал еще в юности, когда в армии бегал в самоволки, чтобы играть в спектаклях. Когда порвал с перспективной должностью в структуре райкома комсомола, чтобы быть артистом. Когда получил возможность поработать режиссером в Москве, но уехал в провинцию создавать театр.

И создал. Два года назад Омский драматический театр «Галёрка» отпраздновал 30-летие. Коллектив известен тем, что у него своя четкая эстетическая и культурная позиция, свой стиль, о котором знают и в родной стране, и за рубежом.

- Наша «Галёрка» открылась в 1990 году, но ее бы точно не было, если бы не одно обстоятельство в далеком 1964-м, - рассказывает Владимир Федорович. - Я учился в 11 классе в Алма-Ате и попал в театральную студию с таким названием, созданную выпускником школы-студии МХАТ Анатолием Тарасовым. Это были годы, когда весь воздух был соткан из поэзии, во всем звучала высокая общественная мысль. Один из наших спектаклей мы сыграли в Москве и на обсуждении нас даже сравнивали с «Таганкой». Но в 1969 году Анатолий Степанович уехал, и я понял, что именно мне нужно продолжить этот путь. Можно сказать, уже тогда в моем подсознании начала зреть мысль о своей «Галёрке».

- Но ведь в вашей жизни было немало других возможностей построить и общественную, и творческую карьеру.

- Были, но важным делом я всегда считал театр. Как ни крути, идея создать свой коллектив доминировала. Хотя и служил в прекрасных театрах - в Норильске у режиссера Станислава Илюхина, в Омском ТЮЗе... В Майкопе работал у невероятно талантливого Нальбия Тхакумашева, выпускника последнего совместного набора М. Кнебель и А. Попова. Он растил, воспитывал актеров: полтруппы отправил учиться в ГИТИС на заочный курс П.О. Хомского. Павел Осипович предлагал мне остаться на двухгодичную режиссерскую стажировку в Театре Моссовета после обучения. Ребята с режиссерского факультета уже передали мне ключи от дворницкой комнаты (утром поработаешь, зато жилье бесплатное). Но я все-таки решил: нет, надо идти к своей цели.

- «Галёрка» была образована в начале 90-х, когда многие общественные институты рушились, условия жизни были не лучшие. Как вы решились на этот шаг?

- После возвращения в Омск у меня появилась возможность создать театрально-культурный центр при строительном кооперативе «Березка». Звучит смешно, но мы работали всерьез: в лютый мороз возили по району свои первые спектакли, и вскоре получили статус муниципального театра. Параллельно я стал директором ДК «Юность» производственного объединения «Полет» и выселил оттуда и игровой бизнес, и дискотеку, где втайне обосновались дилеры. Получал угрозы, но вел себя очень упрямо - интуитивно расчищая место для театра. Мы приглашали режиссеров на постановку, о наших спектаклях заговорили в городе. А когда мы начали ездить на фестивали и гастроли (в Питер, Иркутск, Магнитогорск, Москву), уже и критики отметили и актерский состав высокого уровня, и особый репертуар. В 1994 году Станислав Илюхин поставил «Фрола Скабеева» - это нестареющая легенда. Спектакль записан в золотой фонд «Радио России», побывал на множестве фестивалей и даже взял семь наград на «Русской комедии» в Ростове в 2019 году. «Дядя Ваня», «Король Лир», «Лето Господне», «Во всю ивановскую», «Прошлым летом в Чулимске» - у молодой «Галерки» было немало достойных спектаклей.

- В то время, как в страну хлынула волна западного масскульта, вы, формируя репертуар, сосредоточились на русской литературе, на классической драматургии. Почему так, а не иначе?

- Когда в 60-х годах только рухнул железный занавес, я с огромным интересом обратился к чтению западноевропейской литературы, изучал, обсуждал с друзьями... А потом брал в руки произведения Шукшина, Распутина, Белова, Вампилова и понимал, что именно это - мои корни. Это словно хлеб для жизни, главное, необходимое. Александр Вампилов - это же глыба! На нашей сцене пять спектаклей по его пьесам шли практически одновременно, и мы сделали фестиваль «Пять вечеров с Вампиловым». Потом провели такой же, «авторский» фестиваль по пьесам Степана Лобозерова. Помню, как с большим чувством зрители встречали «Деньги для Марии» пятнадцать лет назад... Сам Валентин Григорьевич Распутин принял участие в создании спектакля (там звучал его голос в записи), дважды смотрел его и отзывался тепло о нашей работе. Сегодня в репертуаре театра три спектакля по пьесам Виктора Розова - удивительно, как они трогают современного зрителя, особенно молодого.

Я всегда думал: как можно, находясь в сердце России, не заниматься русской пьесой, ведь она дает такие возможности достучаться до души человека. И в «Галёрке» мы сформулировали свою позицию так: «Надо жить на своей земле, питаться от своих корней, познавать жизнь человеческого духа».

- Мечта юности сбылась - театр создан, а каково было удержаться на плаву в течение долгих лет?

- Трудностей было много, но когда ты делаешь свое дело, обстоятельства сами помогают. Помню, в 2004 году долги по зарплате копились девять месяцев, ситуация была кромешная. В кабинет заглянул человек и сказал: «Вы разве не знаете, что наши ребята поют в переходе, чтобы заработать?» Был шок. Я написал письмо губернатору, чтобы нам дали статус областного театра, но сколько пришлось пройти, чтобы это согласовать! А еще наше здание требовало капитального ремонта - мы буквально остались без сцены. Этот период бездомья продлился тринадцать лет.

- Интересно, что актеры сегодня вспоминают об этом периоде «кочевой» жизни с теплотой...

- Нам было важно не опустить творческую планку, и мы стали много гастролировать, объездили всю Россию. Получали награды «Театрального Олимпа», «Русского Витязя» и множества других фестивалей. Участвовали в Российской национальной выставке в Париже, выступали в Италии, съездили на гастроли в киевский Национальный театр Ивана Франко. И все это держало нас в тонусе, ведь стыдно приезжать в другой город с плохой работой. Дашь слабину - и найдутся люди, которые скажут: а кому мы строим театр?

Конечно, многие не верили, что здание будет построено. Когда я видел, что у артистов потухли глаза, устраивал экскурсии на стройку. Рассказывал: здесь будет цех, здесь гримерная... И в 2018 году, в мой день рождения, новое здание театра открыло свои двери. Я всегда говорю: везет гениям и дилетантам. Я был дилетантом. Если бы я хоть на секунду представил себе, через что мне придется пройти, вряд ли бы решился. Близкие нам по духу писатели, друзья «Галёрки» Валентин Распутин и Владимир Крупин обещали мне, что приедут на открытие нового здания. Жаль, Валентин Григорьевич не дожил...

- Ваш театр транслирует свою твердую эстетическую позицию. Что недопустимо в омской «Галёрке»?

- Я верю, что театр - живая субстанция. Он рано или поздно воздает человеку за его дела в творчестве, все расставляет по своим местам. У нас старый русский театр - на сцене матом не ругаются, не заголяются почем зря. Это даже не обсуждается. Театр должен быть интеллигентным, в нем недопустимо зло. Если зло, интрига прописались в театре, эту опухоль надо вырезать. Также важна система приоритетов: сначала идея, потом деньги. Если ты честно и плодотворно работаешь, они приходят сами.

- Есть ли в вашем театре место для эксперимента?

- Всегда говорю, что я за эксперимент с душой, за то, чтобы не самовыражаться за счет автора, а сотрудничать с ним. Мне как режиссеру важно найти точки соприкосновения с литературным материалом и вложить в спектакль смыслы, эмоции высокого толка... Сегодня мы даем возможность для постановки молодым режиссерам, работающим с классикой в современной стилистике. Неожиданно для меня театральную стезю выбрали мой сын Кирилл и внук Егор, который сейчас учится в мастерской А. Галибина в ГИТИСе. Их режиссерский опыт в «Галёрке» - интересный, индивидуальный.

- Вы актер, режиссер, руководитель театра, председатель регионального отделения СТД. Что из этого для вас более ценно сегодня?

- Анатолий Смелянский рассказывал, как однажды спросил Олега Ефремова, кто он больше, режиссер или актер. Олег Николаевич ответил: «Я и не актер, и не режиссер, я деятель. Я театр делаю».

Мне неважно, что делать: играть роль, ставить спектакль, составлять смету... Это все грани одного и того же. Речь идет о создании театрального пространства. Гоголь говорил, что театр - это кафедра, с которой можно много сказать миру добра. И если ты понимаешь, для чего ты здесь работаешь, то ради этого можно горы свернуть. И тогда твоя жизнь в театре - счастье, иногда это трудный путь, но бросить его нельзя.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея