СТАРЫЙ ОСКОЛ. И родился спектакль

Выпуск №5-255/2023, В России

СТАРЫЙ ОСКОЛ. И родился спектакль

Середина декабря 2022 года. В Старом Осколе, в Театре для детей и молодежи им. Бориса Равенских премьера - подростковая история по мотивам повести Сергея Телевного «Я - не заморыш!». Инсценировка и постановка художественного руководителя театра Семена Лосева. Из-за него и поехала, оставив заснеженную Москву, на Белгородскую землю - малую родину моего отца.

В Старооскольском театре идет много талантливых спектаклей и для детей, и для взрослых, но впервые этот любимый мной творческий коллектив, заглянув в XXI век, решился говорить, может быть, о самом трудном - о подростке. О перипетиях жизни нынешних четырнадцатилетних, живущих в провинциальном захолустье «в луже безденежья».

Члену Союза журналистов и Союза писателей России Сергею Телевному, который связывает свои творческие успехи с городом Моздоком, помог узнать и почувствовать все оттенки и нюансы мировосприятия подростка его внук Денис Логинов. Его имя указано рядом с автором в театральной программке. Повесть была опубликована во многих городах России и отмечена наградами международных литературных конкурсов, но впервые обрела сценическое воплощение в Старом Осколе.

Лаконизм и графичность оформления (художник Татьяна Сопина) сосредотачивают на главном, на мыслях и чувствах героев, и заставляют поверить, что папа, мама, сын - семья «из неоднозначного региона», соседствующего с бывшей горячей точкой, - живут не в мегаполисе, а в лесостепном поселке городского типа, где и речки-то нет. Живут бедно, трудятся в меру сил и возможностей и никого не винят в своей судьбе. Таких в России много. Ох, много! Когда устают и нет сил, да и некому высказать свои горести и печали, они поют. Хоть кроме канала имени какого-то революционера в Лесостепном и вправду ничего нет, а мать (Марина Федорищева) высоким, прозрачным как родниковая вода голосом выводит:

Ты река ли моя, чиста реченька,

Серебром ключевым ты питаешься,

От истоков струишься отеческих,

Меж камней-валунов извиваешься...

И кажется, что эта поющая женщина знает какой-то секрет про нашу жизнь, не позволяющий безропотно и смиренно принять приговор - «имеете что имеете!». Героиня Федорищевой понимает, какой может и должна быть жизнь, чтобы материнскому и женскому сердцу было бы радостно и спокойно, и что для этого нужно делать ежедневно вопреки и наперекор судьбе.

По словам Кирилла, ее сына-подростка (Виктор Игнатов), «судьба с когтистым перстом (этот образ в спектакле становится не мистическим, а вполне реальным в исполнении Юлии Арсеновой) делала житуху его родителей несладкой». Они и разбежались. Отец уехал на Урал, в Пермский край, - там хорошо платят. Мать же, «сильно мягкосердечная», на алименты не подала, верила, что родной человек сына не оставит, а когда узнала, что бывший муж попал в аварию и лежит в реанимации весь загипсованный, поехала с сыном через всю страну его выхаживать. «Бывает же!» - говорили люди.

Героя повести с детства дразнили заморышем, потому что запутался при родах в пуповине, родился хилым, у матери от переживаний пропало молоко, да и по отцовской линии на здоровье не было никакой надежды. Тощий, «не очень удачливый» умелец автослесарь, отец мальчика, пропитанный выхлопными газами. Очень точная строгая актерская работа Алексея Морева.

Для Кирилла, от лица которого и узнает зритель подробности подростковой жизни, все мысли и чувства юного, но уже израненного совсем недетскими переживаниями человека, кажется, главной остается его тайная боль - расставшиеся родители. Он привязан к обоим, путается и не может освободиться от пуповины своей душевной связи с ними. И чем чаще слышит от разных встречных про «необрезанную пуповину», тем больше нервничает и протестует, пытаясь осознать, что происходит. Но именно любовь к матери, оказавшейся женщиной огромной силы воли, по-народному мудрой, отчаянной в своем стремлении обрести гармонию семьи, вернуть самых дорогих людей к истокам, единению, делает заморыша всё более взрослым и стойким. И он, как может, борется за то, чтобы отец вновь встал на ноги и обрел себя. И именно в этой неперерезанной пуповине родных душ и есть сила и надежда.

Предельно бережно относясь к языку повести, Семен Лосев решает спектакль как рождающуюся в снах и обращенную прямо в зрительный зал исповедь подростка, произносимую актером Виктором Игнатовым то задушевно мягко и щемяще грустно, то яростно и гневно. Исповедь глаза в глаза тем, кто сегодня пришел в театр и готов слушать и сопереживать. И почему-то всё время казалось, что это исповедь и самого режиссера, многоопытная мудрая душа которого откликнулась на боль подростка и слилась с ней воедино. И родился спектакль! В нем история взросления человека предстала объемно и образно, обретя сценическую жизнь.

Я спросила Семена Михайловича Лосева: «Как вы решились на это?» Вот что он ответил: «Автор прислал повесть. Я размышлял над ней несколько лет. Может ли она быть инсценирована? Набрал актерский курс. Два года занимались, репетировали. Потом в работу вступили и артисты. Придумывали, как соединить эпизоды. Каждый вносил свою лепту. Решили сделать сны героя как прием. Получилась фантазия на тему повести с задачей максимально сохранить язык автора. Сергей Телевной нас поддерживал с доверием и благодарностью, передав нам свое детище. Я считаю осуществление этого замысла своей миссией, потому что театр для детей и молодежи должен соприкасаться с проблемой переходного возраста и ставить вопросы. Каково влияние детей на родителей и каково их влияние на ребенка? Каково это - пытаться соединить семью, когда твои родители в разводе? Каково это - быть заморышем в нашей жизни и... побеждать вопреки обстоятельствам? Этот спектакль должен быть семейным, чтобы в зале было 50 процентов детей и 50 процентов взрослых».

«Я - не заморыш!» - крупно пишет в финале герой спектакля, вслух повторяя каждый слог. И искренне соглашаясь с ним, зрители премьеры старооскольского театра тоже могли бы произнести: «Он не заморыш. Он настоящий борец, сердце которого знает о любви что-то самое главное, чего и словами-то не выскажешь!»

Зал, как всегда в Старом Осколе, стоя аплодировал создателям спектакля. А в память врезались реплики расходившихся после премьеры зрителей: «спектакль о нашей жизни», «так живут многие, сохраняя достоинство при безденежье», «история об удивительно добрых людях с огромной силой воли, как повезло артистам с режиссером, а ему - с таким молодым коллективом, способным про это сыграть», «браво! вот это и есть возвращение к истокам».

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея