С точки зрения критики / IX Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

Выпуск №5-255/2023, Фестивали

С точки зрения критики / IX Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

Традиционный театральный форум «В зеркале сцены» в Липецкой области, который в будущем году отметит первую «круглую» дату, несмотря на свой статус, не является «местечковым» мероприятием. Напротив, фестиваль стал одним из самых ожидаемых событий нынешнего сезона.

Проводимый по инициативе и благодаря неустанным усилиям Липецкого отделения СТД РФ под руководством заслуженного артиста России Виктора Зябкина, он изначально был задуман ради глубокой профессиональной оценки работы театральных коллективов, которых в области в настоящее время четыре. Это Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого, драматический театр «Бенефис» из Ельца, Липецкий драматический театр на Соколе и Липецкий государственный театр кукол.

С того самого момента, когда девять лет назад был проведен первый фестиваль «В зеркале сцены», все представленные для конкурсного показа работы вдумчиво, глубоко и вполне бескомпромиссно разбирались профессиональными критиками. Актеры и режиссеры театров области не раз говорили, что ждут этих встреч с гораздо большим интересом, чем традиционного награждения по итогам конкурса. Именно так было и на сей раз. Жюри, в состав которого вошли театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, эксперт «Золотой Маски» Екатерина Морозова, профессор МГИК, театровед, заслуженная артистка России Людмила Одиянкова, председатель Липецкого областного отделения СТД РФ Виктор Зябкин, под председательством театрального критика, эксперта в области исполнительских искусств Юлии Большаковой, подвергло глубокому анализу все восемь работ, представленных в рамках конкурсного показа. После просмотров состоялись обсуждения спектаклей с труппами, обсуждения крайне живые и интересные. Подобный формат общения критиков с актерами и режиссерами дает возможность не просто обсудить сильные и слабые (с точки зрения экспертов жюри) стороны спектаклей, но и посмотреть на эти постановки шире, в контексте общего театрального процесса.

Так, одна из самых ярких дискуссий состоялась в Липецком государственном театре кукол. Много споров вызвала постановка Ивана Карпова по одноименному рассказу Р. Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые». Все члены жюри отметили великолепную сценографию спектакля. Художнику-постановщику Виктории Горбуновой удалось создать действительно фантастическую, совершенно нездешнюю картину Марса, которая настолько поглощает внимание зрителя, что на ее фоне меркнет действие, отчасти утратившее глубокую философичность повествования Брэдбери. Спектакль «Жить не тужить» Армена Барсегяна по одноименной сказке классика армянской литературы О. Туманяна порадовал музыкальным решением и сценографией, точным соотношением «живого плана» и работы с куклами и, главное, тем, что дает юному зрителю возможность познакомиться с древней культурой Армении. Художник-постановщик спектакля «Были они смуглые и золотоглазые» Виктория Горбунова получила награду фестиваля «За лучшее сценическое решение и создание художественного образа постановки». Спектакль награжден также дипломом «За поиск новых форм в театральном искусстве». Диплом «За единение национальных культур в театральном искусстве» присужден сказке «Жить не тужить».

Интересный разговор о том, как именно нужно ставить классику сегодня, о необходимости баланса между современным прочтением и уважением к оригиналу состоялся в Липецком драматическом театре на Соколе после просмотра спектакля Геннадия Балабаева «Любовь как стихийное бедствие» по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне». Конкурсный показ спектакля Анны Фекета «Здравствуйте, я ваша тетя!» по пьесе Б. Томаса «Тетка Чарлея» вызвал не менее бурное обсуждение. Необходимость иметь в репертуаре кассовые спектакли неизбежно ли должна обернуться зрелищем энергичным, ярким, но при этом не полностью отвечающим требованиям хорошего вкуса? Об этом шла речь на обсуждении. При всей легковесности пьесы, известнейший фильм с Александром Калягиным в главной роли получился не только очень смешным, но и безупречно стильным, и даже глубоким из-за включения в сюжет комедии социального мотива (Баберлей в этом фильме не развеселый студент, а уличный бродяга). Спектакль Липецкого драматического театра, сохранив почему-то название фильма, а не пьесы-первоисточника, от социальных мотивов тем не менее отказывается, как, впрочем, и от любых попыток создать стильную картинку. Но при этом невозможно не отметить прекрасных актеров, работающих в обеих постановках, в том числе, их умение двигаться, петь и танцевать.

В итоге в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» отмечен Владимир Терновых за создание образов Стэфи Спетлайга в спектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!» и Игнатия Ильича Шпигельского в постановке «Любовь как стихийное бедствие». «Лучший дуэт» получили Михаил Труфанов и Александра Мерзлякова за исполнение ролей Фрэнки Баберлея и Эллы Делэй в спектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!». Награда «За лучший эпизод» присуждена Андрею Комарову за роль Аркадия Сергеевича Ислаева в спектакле «Любовь как стихийное бедствие».

Елецкий драматический театр «Бенефис» представил на суд жюри спектакль Владимира Кузнецова «Жить бы, да радоваться» по рассказам В. Шукшина и постановку Дениса Кожевникова «Натали» по одноименному рассказу И. Бунина. Очень глубокая, многоплановая, несмотря на предсказуемость структуры работа «Жить бы, да радоваться» вызвала самый положительный отзыв экспертов. Были отмечены и удивительная гармоничность спектакля, и его музыкальность, умение исполнителей чувствовать и понимать «деревенскую» прозу Шукшина и его героев, великолепный актерский ансамбль, из которого сложно кого-то выделить. Каждая роль как голос в хоре звучит сильно и ярко в гармонии с другими. Тем не менее, в номинации «Лучшая женская роль второго плана» отмечена Людмила Луник за исполнение роли Матери. Сам же спектакль «Жить бы, да радоваться» удостоен главного приза фестиваля «Событие года».

Спектакль «Натали» Дениса Кожевникова стал, напротив, предметом довольно острого разбора. Эта работа была создана в рамках театральной лаборатории и в качестве эскиза подавала надежды стать весьма интересной постановкой. Но, к сожалению, надежды оправдались не в полной мере. В «Натали» есть пряная смесь чувственности и горечи утраты, очень характерная для всех рассказов Бунина из цикла «Темные аллеи», есть интересные актерские работы, но так и не появились гармония и внятность режиссерского высказывания, отсутствие которых простительно для эскиза, но не для законченного спектакля. Актриса театра «Бенефис» Татьяна Швец награждена дипломом за исполнение ролей Нюры Агаповой в спектакле «Жить бы, да радоваться» и Натали в одноименном спектакле.

Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого показал две масштабные работы - «Русский роман» Александра Баргмана по пьесе М. Ивашкявичюса и «Табачный капитан» Елены Олениной по пьесе Н. Адуева. «Русский роман» - это спектакль-размышление о Л.Н. Толстом, о его семейной драме и о том, какую роль сыграли личные переживания великого писателя в его творчестве. Пьеса создана современным литовским драматургом на основе мемуаров членов семьи писателя и его произведений. В результате зритель получает возможность посмотреть и на Толстого, и на его героев глазами Софьи Андреевны, супруги гения. Невозможно не отметить очень лаконичную, но при этом глубокую и многозначительную сценографию спектакля, оформленного как некий железнодорожный узел, с бесконечно переплетающимися и уходящими в глубину рельсами. В этом без труда читается и итог жизни самого писателя, умершего на железнодорожной станции, и итог жизни героини его главного романа.

«Табачный капитан» поражает совершенно иным - яркостью, обилием постановочных эффектов, многонаселенностью и музыкальностью. При этом на сцене оркестр областной филармонии, а музыкальные номера исполняют филармонические же солисты. Безусловно, эта постановка имеет все шансы стать знаковой для всего региона в целом, поскольку именно с эпохой Петра Великого связано возникновение металлургических заводов, а с ними и самого Липецка. Кроме того, своим мощным имперским содержанием спектакль чрезвычайно созвучен духу времени.

Александру Баргману за спектакль «Русский роман» присуждена награда «За лучшую работу режиссера». «Лучшая женская роль» у Любови Кабановой за исполнение роли Софьи Андреевны. Дипломами фестиваля также отмечены Светлана Кузнецова за роль Аксиньи, Эмин Мамедов за роль Льва Львовича, Владимир Борисов за роль Левина, Анжелика Фаустова за роль Анны Карениной. Елена Жукова награждена дипломом за художественное оформление спектакля «Русский роман». Режиссер спектакля «Табачный капитан» заслуженная артистка РФ Елена Оленина решением жюри удостоена диплома «За яркое воплощение исторической темы в музыкально-драматическом жанре». Сыгравший Ахмета Евгений Власов отмечен в номинации «Лучшая мужская роль». Диплом фестиваля «В зеркале сцены» вручен Сергею Бельскому за исполнение роли Акакия Плющихина.

 

Фото с официальных сайтов театров

Фотогалерея