Мост дружбы - XIX / Международный фестиваль русских театров национальных республик России и зарубежных стран «МОСТ ДРУЖБЫ»

Выпуск №5-255/2023, Фестивали

Мост дружбы - XIX / Международный фестиваль русских театров национальных республик России и зарубежных стран «МОСТ ДРУЖБЫ»

С 19 по 29 ноября 2022 года в Йошкар-Оле (Республика Марий-Эл) уже в девятнадцатый раз прошел Международный фестиваль русских театров национальных республик России и зарубежных стран «Мост дружбы».

Каждый год собираются русские театры из российских республик, из стран СНГ, из-за рубежа, знакомят публику со своими достижениями, представляют новых интересных режиссеров. Компетентное жюри оценивает деятельность гостей фестиваля. Здесь не выбирают лучших, нет номинаций. Но после каждого спектакли проходят серьезные обсуждения показанных работ, откровенный разговор с труппой и постановочной группой, что, надеюсь, помогает коллективам реально оценивать результаты своего труда.

В 2022 году в фестивале участвовали 11 коллективов из девяти регионов - Марий-Эл, Республики Татарстан, Чувашии, Дагестана, Карелии, Республики Башкортостан, Адыгеи, Чечни, ДНР.

Около 6,5 тысяч зрителей посмотрели фестивальные работы, заполняемость зала составила почти 90%, а дипломную работу Казанского театрального училища пришлось сыграть дважды - столь велик был интерес к ней. Хозяева фестиваля - Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова (Республика Марий Эл) показал две работы. Всего на фестивале было показано 12 спектаклей.

Открывал и закрывал фестиваль Марийский русский театр. О спектакле «Сладострастники», поставленном Владиславом Константиновым по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», мне уже доводилось писать на страницах «Страстного бульвара, 10». Могу только добавить, что за год спектакль, несомненно, вырос, стал стремительнее, значительнее и глубже. Больший объем и яркость обрели характеры героев.

В год 200-летия Ф.М. Достоевского в программе было заявлено два спектакля по произведениям классика. Драму «Мальчики» показал Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького (Республика Дагестан). Главный режиссер театра Скандарбек Тулпаров стал постановщиком спектакля по пьесе Виктора Розова, в которой исследуется одна из сюжетных линий - взаимоотношения подростков, история несчастного штабс-капитана Снегирёва (Александр Приходько), его сына Илюши (Данил Ганюшкин) и его сверстников. Художником-постановщиком, настоящим соавтором режиссера стал интереснейший художник из Костромы, много и плодотворно сотрудничающий с театрами Йошкар-Олы, а теперь принявший участие в работе русского театра из Махачкалы Борис Голодницкий. На сцене - высокие деревянные заборы и наглухо закрытые ворота, огораживающие полукругом игровую площадку. Задник - полусфера приглушенных серо-белых тонов, на котором изображен заснеженный город, многочисленные колокольни и церковные маковки. Но вот центральные ворота распахиваются, и на площадку буквально вываливается пестрая хмельная толпа: купцы с окладистыми бородами, лихие развязные девицы, группа гимназистов. Пьяный молодой мужчина при всем честном народе избивает и таскает за бороду несчастного штабс-капитана Снегирёва. Следует пронзительная сцена униженных просьб гимназиста Илюши, старающегося оградить несчастного отца. А позже зритель становится свидетелем издевательства одноклассников над бедным Илюшей и попытки Алёши Карамазова защитить мальчика, который в отчаянии кусает своего спасителя.

Стремительный ритм и экспрессия массовых сцен сменяются камерными диалогами, полными внутреннего напряжения - объяснение Алёши Карамазова (Антон Артёмов) со Снегирёвым-старшим, несколько встреч Алёши с Лизой Хохлаковой - несчастной больной девушкой, страдающей от своей болезни, боящейся зарождающегося чувства к Алёше. Диана Джахбарова в роли Лизы тонко показывает смену полярных настроений своего персонажа: комплексы, боль, отчаянье и решимость. Алёша сдержанно ведет свою роль, показывая вместе с тем нравственное напряжение героя. Интересны разговоры Алёши с Колей Красоткиным. Арсен Хирамагомедов замечательно рисует образ взрослеющего думающего, задиристого, но открытого добру юношу.

Этот спектакль, действительно, о мальчиках. Они здесь главные, активные - выбегают через зал, переставляют элементы декораций на сценической площадке, превращая глухие уличные заборы в выгородки жилища Снегирёва, и в квартиру Хохлаковых. Их жестокость - от юной агрессивности. Именно участие Алёши Карамазова в их жизни превращает толпу гимназистов в сообщество молодых, сострадающих и много понявших о жизни подростков.

Режиссер умело выстраивает спектакль, предоставляя слово почти каждому из героев. Есть свой бенефисный выход и у штабс-капитана Снегирёва в объяснении с Алёшей, когда Снегирёв откровенно рассказывает о своих прогулках и беседах с Илюшей, а потом топчет деньги, переданные ему за испытанное унижение.

Проникновенна сцена, когда умирающий Илюша просит отца найти себе другого мальчика, интересны очень разные сестры Варя (Влада Алёшина) и Нина (Татьяна Сальникова).

Из серьезных просчетов - решение бесшабашной подвыпившей толпы. Девицы, которые прямо на улице вскакивают на своих знакомых (клиентов? купцов?), заголяя ноги до бедер, выглядят неуместно. И, конечно, снижением пафоса выглядит появление этой самой разнузданной толпы после трогательной и пафосной сцены у камня, где похоронен Илюша.

Третий день фестиваля подарил запоминающуюся встречу со спектаклем Русского драматического театра Чувашии (Чебоксары) «Две шутки Чехова» по двум коротким пьесам-водевилям А.П. Чехова. Жанр спектакля обозначен «пальба и страсть в двух отделениях». Режиссер Александр Кладько из Санкт-Петербурга поставил очаровательное динамичное и ироническое зрелище в 2-х частях.

Герой первой части, «Предложения», несомненно, Иван Васильевич Ломов, мнительный сосед Чубуковых, решившийся, наконец, сделать соседке предложение руки и сердца. Сергей Иовлев - блестящий комический актер. Бесстрашный, проворный, балансирующий на грани фарса и лирики. Невероятно трогательный, но одновременно умеющий посмеяться и над ситуацией, и над своим героем. Он то вскакивает на стул и превращается в высокого осанистого героя, то беспомощно качается в огромном кресле, то семенит вслед за статной невестой, то ловко «сачкует», изображая помощь хлопотливой хозяйке, не притрагиваясь к тяжеленным корзинам и мешкам с плодами сельского хозяйства. Есть там удивительная сцена. Уже договорившись о том, чьи Воловьи Лужки, утомившиеся жених и невеста садятся рядышком. Наталья Степановна кладет жениху голову на плечо, их руки переплетаются и поглаживают друг друга, но они потихоньку начинают новый спор о достоинствах своих собак. Отец Натальи выходит с иконой, благословляет молодых, а они продолжают препираться, и становится понятно, что скучать им вдвоем не придется. Юркому, мгновенно меняющемуся в зависимости от обстоятельств, то умирающему, то окрыленному, но неизменно непредсказуемому Ломову в исполнении Сергея Иовлева противостоит монументальная, обстоятельная, абсолютно уверенная в себе Наталья Степановна Людмилы Казимир. Хлопотунья, хозяюшка, она деловито перетаскивает мешки и корзины с урожаем, внося в суматошную историю ощущение устроенности и обстоятельности жизни. Эта основательность очень уж театральна и отыграна актрисой с известной долей лукавства, что позволяет соблюсти водевильную легкость.

Небольшая роль Чубукова сыграна Вадимом Валовым четко и стильно.

Второе действие - это «Медведь», миниатюра о зарождении пылкой любви и страсти. Вдовушка Попова в исполнении Екатерины Мальцевой в меру манерна, кокетлива, изящна, явно работает «на публику», демонстрируя свое горе, хотя ее «публика» всего лишь лакей Лука, распорядительный, по праву старшего готовый журить хозяйку и мечтающий вернуть ее к нормальной жизни. Николай Горюнов убедительно рисует образ слуги, давно взявшего на себя функции доброго папаши, оберегающего и наставляющего капризную «дочь».

Григорий Смирнов (Сергей Куклин), помещик, «медведь»: бравый, громогласный, нахальный, вполне соответствующий ожиданиям той части зрителей, что знакома с текстом, при этом поражая огромным количеством разных штучек и приспособлений. Порой придумки и гэги существуют на грани хорошего вкуса, к счастью, не переходя границы приемлемого и дозволенного.

Смирнов вальяжно располагается на диване, кладет ноги на стул, разувается, снимает портянки, потом вытирает лицо этой портянкой, разминает свои босые ступни, шевелит пальцами ног. Это прежде всего смешно, как-то ребячливо, от того и не задевает изысканный вкус. А в это время выходит Попова с платком на голове и молитвенником в руках. Всё - игра, всё - понарошку, всё - от избытка молодых сил и от того весело, озорно и очень театрально.

Молодежный театр на Булаке (Казань, Республика Татарстан) не в первый раз приезжает в Йошкар-Олу на фестиваль. На этот раз показали экспериментальную работу актера Искандера Нуризянова, делающего первые шаги в режиссуре. Спектакль называется «ГАМЛЕТ.PLAY». В программке сказано: «История Гамлета - принца Дании в черном кабинете и классических костюмах XXI века. В спектакле вас ждет необычное музыкальное оформление. Актерский состав совместно с режиссером составили свой современный плейлист к классической версии сюжета У. Шекспира. В результате такого эксперимента музыкальное сопровождение спектакля довольно разнообразное и неожиданное, что еще больше помогает прочувствовать и погрузиться в историю принца датского».

Всё скупо, современно, стремительно и... вторично. Такой предсказуемый сегодня, часто используемый прием: переписанная пьеса. Многое сокращено, оставшееся перемешано, логика действия нарушена. Кто знаком с первоисточником, поахает, поохает и концы с концами свяжет. Ну, а неофиты... а их в зале большинство, примут всё за чистую монету, и решат, что это и есть опус Шекспира.

Музыка, дым, мигает свет, современные танцы, из декораций - только стулья. Стулья переставляют, персонажи пересаживаются. Убив Полония, Гамлет тащит его за ногу за кулисы. Появляются куклы, череп, костюмы на приезжих актерах напоминают наряды участников детских утренников... Офелия поливает себя водой из таза.

Положительные моменты - молодая энергия, желание сказать свое слово. Но для этого хорошо бы знать историю постановок и интерпретаций великой трагедии всемирно известного драматурга. К сожалению, опыт не очень удался, но... за попытку - спасибо.

Настоящей театральной радостью стало выступление 4-го, выпускного курса Казанского театрального училища, «Мастерская Татьяны Лядовой». Лядова - режиссер и художественный руководитель курса. Вместе с ней над спектаклями работала педагог по вокалу Елена Семина, музыкальное решение Эльвиры Камаловой.

Да, понятно, что это студенческая работа, что выпускники должны продемонстрировать владение телом, мастерством перевоплощения, умение говорить внятно и выразительно.

Постановщики пошли по нелегкому пути, но выиграли, потому что заразили своих учеников пониманием непростого материала, проблемами почти вековой давности.

Часть первая «Художники-пачкуны» решена как столь привычные в первые революционные десятилетия суды над «попутчиками» в искусстве, то есть художниками, не полностью преданными Советской власти, как кажется активным, воодушевленным, необразованным молодым энтузиастам и защитникам революционных идеалов.

Критика самобытных и уникальных художников потрясает, пугает, изумляет. Тут и сатира, и гневное обличение, и театральная игра, представленные остро, беспощадно, с блестящей выдумкой и точным следованием фактам. Вот наполняется активистами сцена будущего судилища. Девицы в туфлях с носочками и губами, нарисованными помадой сердечками поверх естественных очертаний губ. Беретки, очки и обличительный пафос. Прекрасно работают надзиратели от искусства, показывая злобную, непробиваемую силу чиновников-душителей нового и по-настоящему талантливого. И если первая часть может вызвать ужас, то вторая - «Граф Нулин» по поэме А.С. Пушкина - легкая и воздушная. Точно передающая насмешливую пушкинскую интонацию, рисующая образ поэта - озорника и ёрника, умеющего оценить изящество и лукавство героини.

Текст распределен между участниками. Одетые в обычную прозодежду - черные трико и футболки, студенты кажутся наряженными и в богатый халат, и в миленькое домашнее платье, и в ночное облачение молодой барыни. Осмысленное и внятное изложение текста, игра и веселая обманка - спектакль пленяет, обезоруживает и заставляет восхититься хорошо обученными молодыми актерами и их мудрыми и умелыми руководителями.

Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан привез спектакль «Свой путь» Ярославы Пулинович, чьи пьесы сегодня - одни из самых востребованных и находятся в репертуаре разных российских театров.

Ярослава Пулинович умеет тонко и убедительно передать женский характер и психологию. Пьеса - о вечном противостоянии и тяготении друг к другу мужчины и женщины, об их несовпадении, невозможности быть вместе и необходимости возвращаться друг к другу. Пронзительно точно прочерчен этот странный извилистый путь, в начале которого встретились Он, Петр, и Она - Вера. Они не смогли быть рядом, не захотели и не сумели забыть друг друга.

Скромная выгородка квартиры, в которой с помощью нехитрых деталей - подушки, покрывала - элементы интерьера показывают, как меняется время (художник Вячеслав Виданов). Остается постоянной зависимость героев друг от друга, и горечь от невозможности переступить через свой эгоизм, страх, обстоятельства, через стереотипы поведения взять на себя ответственность за жизнь другого.

В пьесе много смешного, неожиданного, забавного, узнаваемого и океан нежности, боли, отчаянья и надежды. Софья Венедиктова и Дамир Кротов в роли Веры и Петра поражают разнообразием и точностью красок, которые позволяют им убедительно и проникновенно сыграть драму несостоявшейся любви. Этот спектакль, чей жанр определен как «ирония судьбы в 2-х действиях», последняя работа (2020 г.) одного из самых мощных российских режиссеров, представителя «старой гвардии» Михаила Рабиновича, несколько десятилетий возглавлявшего театр и недавно ушедшего из жизни. Спектакль поражает ювелирным изяществом в разработке ролей, в отражении времени и психологии.

Музыканты кавер-группы «MAGICFIVE» Вадим Низамов, Павел Климов, Дмитрий Кургин, Алексей Попов, Рустем Гайсин создают особую атмосферу спектакля, не только подчеркивая прошедшие года, но и создавая пронзительное ощущение происходящего. Ирония судьбы в двух действиях становится не просто мелодрамой - трагической историей о непрожитой жизни и погубленной любви.

Театр «Созвездие - Йолдызлык» из Казани привез классическую комедию «плаща и шпаги» Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная».

Отдадим должное постановщику спектакля Александру Туманову, сумевшему создать легкое, динамичное зрелище, в котором счастливо соединились невероятные события, путаницы, подмены, неожиданные повороты, ведущие, в конце концов, к счастливому финалу и соединению влюбленных. Художник-постановщик Сергей Скоморохов придумал оригинальное и эффектное решение: огромные фигуры в женских испанских нарядах, немного неуклюжие, оказываются домами персонажей. Мир обманывающий, манящий.

В этом спектакле много шума, красочных сцен. Тут фехтуют, прячутся, переодеваются, скрываются, попадают впросак, танцуют, умело маскируют свои истинные намерения, чтобы достичь цели - завоевать и отстоять любовь (режиссер-постановщик пластики Владимир Аносов, хореограф Анна Федорова).

Актеры - Миляуша Нугманова (Фениса), Абдул Разуев (Люсиндо), Камила Алискерова (Герарда), Екатерина Жукова (Белиса), Павел Соколовский (капитан Бернардо), Владимир Шнитко (Дористео), Искандер Нуризянов (Эрнандо), Владимир Любовской (Фульминато), Никола Крутовских (Финардо) прекрасно чувствуют стиль и атмосферу эффектной испанской комедии, используют разнообразные актерские приспособления, погружают зрителей в мир игры и невероятных приключений, экспрессивных мужских схваток и галантных объяснений.

Русский драматический театр имени А.С. Пушкина Республики Адыгея (Майкоп) привез фантастическую драму «Пополам», сделанную по роману фантаста Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Задачу театр поставил непростую, произведения Беляева, которыми многие зачитывались в детстве, создают порой непреодолимые препятствия при переводе на сцену. В свое время, в середине прошлого века, удачей стал легендарный фильм «Человек-амфибия». И, пожалуй, всё.

Роман о многострадальном профессоре Доуэле звучит сегодня чрезвычайно актуально. Все более расширяющаяся власть человека над природой сталкивается с неизбежно возникаемым нравственным аспектом этого всесилия. Вступают в неразрешимый конфликт такие категории как польза для человечества, индивидуальная выгода и следование вечным моральным нормам.

Ратмир Хакулов, спрямляя некоторые сюжетные ходы, сделал внятную инсценировку, сохранив и детективный сюжет, и напряжение в отношениях героев. Он перенес действие во Францию, а скорее, в условную западную страну, придав истории некий универсальный всечеловеческий характер, уйдя от социальной конкретики. Мелодраматично звучит история веселой певички, которая обретает новое тело, нового возлюбленного, но погибает, став жертвой научного эксперимента, еще не окончательно отработанного и проверенного. Любовная линия оттеняет основную историю о гениальном профессоре, ставшем беспомощным объектом жестокого научного опыта, чей разум, сила и оригинальность мысли бесчеловечно используются его учеником. Гений и злодейство - на сей раз они поселились в разных телах: великий ученый Доуэль, его отчаянно-трагическая жизнь, когда только голова может существовать, обогащая идеями подлого корыстного человека. Пополам всё в этом черно-белом мире - тело, душа, разум, добро и зло, страдание и любовь. Прекрасно работает Олег Ковалёв - профессор Доуэль. Мы видим только его голову, тем тщательнее следим за выражением лица, на котором отражаются самые разные эмоции, а позже за его интонациями. Интересен сын героя, Артур Доуэль в исполнении Азамата Хуадокова. Импульсивный, находящийся в конфликте с отцом, он находит в себе силы для примирения. Мари Лоран, перед которой постепенно раскрывается чудовищность эксперимента, сыграна Полиной Богатой сдержанно и убедительно. Забавная певичка Брике одновременно и вульгарна, и трогательна, и смешна, что позволяет высоко оценить работу Оксаны Нуреевой.

Режиссер-постановщик Татьяна Дрожжина нашла убедительные сценические метафоры, тонко проработала партитуру ролей. На суд зрителей была представлена неожиданная, небанальная история, о многом заставляющая задуматься.

Спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын» показал Государственный русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова Чеченской Республики.

«Каждое время рождает свои ценности. У каждого времени есть свои герои и антигерои. Но одно остается неизменным: проблемы отцов и детей, ценность семьи и преемственность поколений. История семьи Сарафановых не исключение. И все-таки она особенная». Так написано в программке. Этот спектакль, поставленный Дмитрием Павловым, запомнился своей пронзительной и щемящей интонацией. Сарафанов (Муса Аюбов) проникновенно, скупо и очень достоверно рассказал историю бессребреника, подвижника, для которого семья, любовь и понимание взаимосвязанности всего в этом мире, своей ответственности за каждого - особенно ценны. Наивный и мудрый, он является нравственным стержнем спектакля. Бусыгин (Султан Темишев) из веселого, неплохого и безответственного парня с авантюрной жилкой на наших глазах превращается в настоящего мужчину, готового взять на себя ответственность, через свое сердце пропустивший боль и надежду другого человека.

Откровением стал спектакль «1/101» по рассказам Аси Петровой, представленный Театром драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Это «рассказы о подростках, которые ни с кем не хотят говорить». Зрителям показали очень искренний, современный, нужный именно подросткам, а также их родителям спектакль о тех, кто только входит в жизнь, переживая неожиданные стрессы и проблемы, демонстрируя бунт, который должен доказать их взрослость и самостоятельность. И свою нежную незащищенную броней опыта и холодного равнодушия душу.

Спектакль поставлен по рассказам ленинградского автора Аси Петровой. Рассказам очень честным, откровенным, нежным, смешным и драматическим. Жанр определен как «драмеди» в 2-х действиях Авторы спектакля Александр Баркар и Мирра Трубникова. Четыре актера - Татьяна Савицкая, Елена Димитрова, Никита Вишневкин, Никита Чернов играют 11 ролей, становясь то бабушкой-дедушкой, то папой-мамой, то учительницей, то подростками и совсем маленькими детьми. Нет, они не прикидываются малолетками, они становятся ими, потому что передают на удивление достоверно страхи, печали, незащищенность, отвагу и горечь, безоглядное счастье. Короткие штанишки, белые рубашки...

В программке отдельно указаны еще люди, вещи, страхи, глупости, ложь, радость, ерунда, красота. Словом, весь спектр эмоций, предметов внешнего мира, нравственных понятий, которые и составляют плоть и суть самой жизни, о чем так задорно, печально, отважно рассказывают персонажи.

На сцене три подвижные фурки, три двери, персонажи появляются по очереди из каждой двери и доверительно делятся со зрителями печалями, страхами, случаями из жизни, своими обидами и победами. Рассказывают о том, как жестоки были они сами, как несправедливы. Сложная жизнь маленького человека, подростка, находит живой отклик в сердцах зрителей. Очень нежный, нужный, важный спектакль.

Завершал фестиваль спектакль гостеприимных хозяев фестиваля. Была показана премьера «Брак по-итальянски», поставленная Иваном Немцевым по пьесе Эдуардо де Филиппо.

Художник Сергей Таныгин выстроил на поворотном круге сцены легкие светлые конструкции. Поворот круга - меняется интерьер, настроение, ситуация.

Двери, ширмы, жалюзи. Жаркий Неаполь, где ослепительное солнце, где пылают страсти, легкость, нега и бурные эмоции. На переднем плане на постаменте - статуя Мадонны, над которой нимб, полукруг со звездами. К ней будет обращаться Филумена в смятении и отчаянии. А в финале окажется, что это была актриса, совершенно неподвижно стоявшая на сцене. И в этом забавном на первый взгляд преображении - глубокая человечность, напоминание о главном предназначении женщины: рожать и растить детей. Трогательность и возвышенная нежность...

В роли Филумены Мартурано - Людмила Мансурова, актриса мощного темперамента, глубины и сложности и в то же время - острохарактерная, неожиданная. Это роль, которую она получила очень вовремя, в расцвете и женской привлекательности, и отточенного мастерства. Играющая характер цельный, натуру сильную и независимую, она умеет передать тонкие нюансы и глубокие переживания, показать свое огромное сердце, когда говорит с сыновьями.

Илья Петров в роли Доменико Сориано намеренно сух, жесток, почти безэмоционален. Он предстает равнодушным, даже циничным человеком, заботящимся только о своем комфорте. Тем разительнее перемены, которые с ним происходят. Когда он пытается выведать у «коварной» Филумены, кто его сын, когда он принимает нелегкое, но единственно правильное и человечное решение - признать своими всех мальчиков.

И знаменитая фраза: «Дети есть дети» - звучит особенно пронзительно, сердечно и по-настоящему по-мужски. В спектакле много смешных мелочей и сцен: когда из всех щелей, из дверей и окон, выглядывают старые преданные слуги, следя за развитием событий.

Когда сыновья вместе с отцом затягивают популярную неаполитанскую песню - «Скажите, девушки, подруге вашей...». Пафос смягчается иронией, житейской мудростью, лирикой.

В сегодняшнем мире, где правит зло, и доминирующей становится энергия разрушения, история о рождении семьи, построенной на любви и доверии, звучит как никогда актуально, вызывает живой отклик и искренние слезы зрителей.

На заключительном спектакле были подведены итоги фестиваля - на каждом из 12 спектаклей был аншлаг, почти 1000 человек приняли участие в дополнительной программе - в занятиях с блестящим мастером сценической речи Никой Косенковой, в посещении лекций и мастер-классов.

С большим успехом прошел спектакль Донецкого республиканского академического молодежного театра из Макеевки (ДНР) «Левша» по Н.С. Лескову, скоморошье эффектное, красочное действо, вызвавшее восторг зрителей, теплый прием (режиссер-постановщик Максим Жданович).

Была открыта памятная доска на доме, где жил выдающийся режиссер, долгие годы руководивший русским театром в Йошкар-Оле Георгий Викторович Константинов и его жена, актриса Нинель Константинова.

Сохранение памяти и традиций - залог развития и движения вперед театра. А такой важный форум как Фестиваль русских театров вносит свой неоценимый вклад в сохранение и укрепление позиций русского мира.

Фотогалерея