В Театре "Шалом" зрители смеются и плачут / "Моня Цацкес - знаменосец" и "Жирная Люба" в Московском еврейском театре "Шалом"

Выпуск №5-255/2023, Премьеры Москвы

В Театре "Шалом" зрители смеются и плачут / "Моня Цацкес - знаменосец" и "Жирная Люба" в Московском еврейском театре "Шалом"

О новых спектаклях Олега Липовецкого, украсивших московскую театральную афишу

 

Уважающим себя театралам никак в этом сезоне не пройти мимо театра «Шалом», которым с прошлого года руководит Олег Липовецкий - актер, режиссер, писатель, драматург, продюсер. В новом сезоне он поставил блистательную прозу - остроумную пронзительную книгу Эфраима Севелы «Моня Цацкес - знаменосец». События, описанные Севелой, талантливо и весело разыграли четыре харизматичных артиста: Антон Шварц, Антон Ксенев, Николай Тарасюк, Карина Пестова. Олегу Липовецкому на сто процентов удалось сохранить авторскую интонацию, не растеряв в инсценировке (Лара Бессмертная и Олег Липовецкий) ни чудесной иронии, ни острой сатиры, ни грустной еврейской мудрости. Декорации режиссеру не понадобились: четырех артистов и четырех стульев оказалось вполне достаточно, чтобы зритель «увидел» еврейское литовское местечко, казарму, поле боя, окопы и танки, а также прочие места, где события разворачиваются столь стремительно, что только успевай включать фантазию.

Эфраим Севела обладал редким даром писать гомерически смешно о печальном. Высший пилотаж трагикомедии - заставить читателя расхохотаться до слез, чтобы в следующий момент слезы уже лились из-за горестных переживаний. В театре «Шалом» на протяжении всего спектакля смех не прекращался, а в финале зрители аплодировали стоя, обливаясь горючими слезами.

Сейчас военная тема воспринимается остро. Пытаешься проводить исторические параллели, а они расходятся, не очень комфортно находиться внутри вершащейся истории, лучше ее потом изучать со стороны. В наше время чувство юмора всем отказывает, а ведь именно смех всегда помогал справляться со страхом.

«Даже в гетто и концлагерях евреи продолжали петь, смеяться и танцевать. Мы играем этот спектакль в память о людях всех национальностей, которых забрала война, и в память о миллионах евреев, погибших в боях, концлагерях, оккупации и гетто. Они хотели жить. Любить, смеяться, дружить, молиться, рожать детей...», - говорит режиссер Олег Липовецкий.

Спектакль пролетает в стремительном темпе, лишь заметно темнеют от пота рубашки на спинах актеров. Они работают слаженно и чутко, как партерные акробаты - один взлетает, другие его подхватывают, зал завороженно следит за трюками.

Авантюрист и хитрован Моня Цацкес, а также стойкий раввин Рэб Мойше (Антон Шварц); неловкий, нелепый, неуклюжий Фима Шляпентох, а также преданный раввину маленький Шлэйме и выбившийся в начальство из сапожников политрук Кац (Николай Тарасюк); типичный солдафон старшина Качура, а также «рогатый» подполковник Штанько и принятый за немца литовский еврей Зингер (Антон Ксенев) и актриса Карина Пестова, читающая текст от автора, и она же - любвеобильная жена подполковника Штанько, или боевая, видавшая виды Циля, или юная невинная Фирочка - весь этот пестрый народец отныне прописан (надеюсь, надолго) в театре «Шалом».

Зрители долго благодарят артистов и не покидают зал, а потом выходят на улицу просветленными и подобревшими.

 

К театральным удачам также можно отнести моноспектакль - исповедь «Жирная Люба».

Олег Липовецкий написал очень личную книгу, из которой сделал пьесу. Ее на сцене театра поставила режиссер Юлия Каландаришвили. Это - художественная проза воспоминаний абсолютно реального героя, которого на сцене воплощает сам автор, что для него как артиста усложняет задачу, но тем ценнее для зрителей, настроенных на восприятие и общение и находящихся на той же волне.

«Жирную Любу» Липовецкого нельзя параллелить с тем, что делает Евгений Гришковец, который в своих моноспектаклях также предпочитает интонацию доверительной исповедальности. Герой Гришковца несколько приглажен, немного прикрыт, а у Липовецкого - все нараспашку, полное обнажение души, нет даже прозрачной занавесочки - в рамах без стекол мы видим реальный портрет очень живого маленького мальчика, потом первоклашку, потом тинейджера и, наконец, взрослого молодого парня по имени Олег. Все это происходит на глазах, и легко веришь в несколько возрастов, сыгранных артистом Липовецким без грима и переодеваний, только мимикой, меняющимся выражением глаз и телесными перемещениями. Ей-богу, когда герой в четырнадцать лет после санатория сбросил десять килограммов, мы реально увидели, что жирненький неуклюжий мальчишка превратился в похудевшего счастливого подростка.

Герой спектакля Олег Любашевский (отсюда и прозвище - «жирная Люба»), честно, без купюр, делится смешными (со стороны) и страшными (изнутри) эпизодами из собственной жизни, время от времени обращаясь в зал, кидая и получая обратно брошенный «мячик» очередной эмоции. Зрители охотно откликаются, смеются, утирают слезы, кричат, подсказывают, поддерживают, одобряют монологи героя. На сцене, помимо рамок в человеческий рост и одной маленькой со стеклом, на которой можно писать и стирать слова, присутствует кассетный магнитофон с музыкой Глеба Колядина, диапроектор, стул, торшер, настольные лампы (художник Евгения Платонова) и портрет неизвестной красавицы, попеременно символизирующей все «любови» Олега.

Детство его, с одной стороны, счастливое, потому что в семье всегда главенствовали взаимные любовь и уважение, с другой стороны - несчастное, потому что интеллигентного еврейского чересчур упитанного мальчика окружающим людям с другими пунктами и параметрами биографии трудно не буллить, не троллить, выражаясь сегодняшним языком. Каждый шаг мальчика за пределы дома вполне сравним с выходом в открытый космос, в котором человеку без специальной подготовки пребывать опасно.

И детский сад, где к Олегу немедленно пристало «еврейское счастье» неожиданных и смешных несчастных случаев, и школа, в которой Олега годами тиранил агрессивный одноклассник Дима Титоренко, и летние месяцы у бабушки в чудесно пахнущем доме в Крыжополе, и жизнь в санатории - на этом пестром фоне происходят малышовые истории и разворачиваются проблемы переходного возраста. Здесь есть всё: смех и страхи, ужасы и страсти. Сердце зрителя замирает и прыгает, то от сочувствия, то от радости, то от узнавания деталей собственной жизни.

В спектакле много действующих лиц - они появляются в том порядке и так живо, как выпукло их представляет Олег, а некоторых даже рисует на маленьком стеклянном табло. И даже не знаю, какие истории трогают больше - о любви и победе над собой или о провалах... наверное, все-таки те, что касаются семьи. Не представляю, кто сумеет не заплакать, когда Олег вспоминает про бабушку Риву - попавшую под расстрел после трех лет заключения в фашистском гетто, чудом выжившую, похоронившую трех убитых детей, и вышедшую второй раз замуж, и родившую в сорок девять (!) лет дочь, у которой потом родился Олег, написавший и сыгравший всё это.

Отрадно видеть в зале подростков, живо переживающих взросление героя, пусть и из другой эпохи, но проблемы возраста, комплексы все равно схожи.

Спектакль «Жирная Люба» можно было бы отнести к комическому стендапу по тому заразительному смеху, которым откликается на выступление актера (оратора) публика, если бы не высокие трагические ноты, вызывающие в зрительном зале повышенную влажность.

После таких спектаклей снова хочется жить и прославлять его Величество Театр.

Фотогалерея