Главное - не забывать.../ Театр у Никитских ворот

Выпуск №1-121/2009, Премьеры Москвы

Главное - не забывать.../ Театр у Никитских ворот

 

Людмила Улицкая написала пьесу «Мой внук Вениамин» без малого два десятилетия назад, но тогда пьеса не стала востребована театром. Ее поставили в Перми и — больше нигде. Сегодня, кажется, по-настоящему пришло ее время, и Марк Розовский, очень точно умеющий расслышать гул Времени, взялся за постановку, изменив название. Его спектакль называется «Незабудки», и в этом слышатся ноты очень грустные и глубоко лирические.

Конечно, можно было бы объяснить его (название) тем, что Эсфирь Львовна, классная портниха, расшивает подол подвенечного платья привезенной ею из Бобруйска Сонечки, предназначенной в жены единственному и любимому сыну Леве, именно этими нежными голубыми цветочками, обладающими какой-то удивительной силой возвращать нам память о прошлом — далеком и близком.

Но слышится в названии спектакля Театра «У Никитских ворот» и другое...

Скажите, думали ли вы когда-нибудь, что доживете до времени, когда антисемитизм в нашей стране исчезнет? А ведь это произошло — за последние годы, годы всеобщего разрушения и размежевания, совсем иным стал для многих «образ врага»: уже не евреи виноваты во всевозможных беспорядках и безобразиях, а лица кавказской и среднеазиатской национальностей, хлынувшие потоком в Россию. Это именно они, по мнению серой, плохо образованной и легко управляемой массы, заняли законные места русских, отхватили самый сладкий кусок пирога и т.д., и т.п.

Отвратительное и горькое явление поменяло ориентир, но суть осталась. И в любой момент может свершиться новый вираж, потому что плохо образованная и легко управляемая масса в нашей стране, увы, увеличивается. Вот об этом и напоминает, не дает забыть Марк Розовский, назвав свой спектакль именем скромных и мелких голубых цветочков, которые призваны будить нашу память, не дать ей угаснуть.

История еврейской женщины, давно уже уехавшей из местечка, но на всю жизнь сохранившей местечковое сознание, сыграна Райной Праудиной сильно, выразительно, ярко, с тонким сочетанием психологизма, иронии, юмора и подлинной трагедии. Ее Эсфирь Львовна энергична, деятельна и предельно эгоцентрична — только она понимает, что такое счастье, только она в состоянии найти достойную жену своему великовозрастному сыну Леве, только она может управлять сестрой Лизой (замечательна в этой очень сложной роли Екатерина Райкина), только она ведает, в чем счастье девочки Сонечки (очень интересна в роли Сони молодая актриса театра Екатерина Товстоногова), привезенной Эсфирью Львовной из Бобруйска... Но все ее планы терпят полное крушение, потому что люди хотят жить по-своему, устраивать свою жизнь так, как считают нужным. И сын Лева сбегает сразу после свадьбы в Новосибирск, где есть другая женщина, которую он любит, и вернуть его уже невозможно, потому что чаша терпения переполнилась, потому что нельзя душить своей материнской любовью. И пытается бунтовать сестра Лиза, тоже по горло сытая опекой сестры. И только мягкая, деликатная и нерешительная провинциалочка Сонечка, потерявшая приемную мать и попавшая в жаркие объятия Эсфири Львовны, готова полностью подчиниться всему. Она знает, что только эта энергичная и упрямая женщина поможет ей вырастить ребенка, которого Сонечка собирается родить от бывшего одноклассника Вити. Роль Вити, которого очень любопытно и нешаблонно играет молодой артист Александр Чернявский, небольшая по объему, но чрезвычайно важная — именно этот улыбчивый мальчик в военной курсантской форме произнесет монолог, от которого станет по-настоящему страшно.

На вопрос Сонечки, почему он не любит евреев, Витя сначала произносит хорошо знакомые всем сентенции об умении этой нации приспосабливаться, а потом, постепенно загораясь от собственных слов, почти кричит о том, что и сам бы он с радостью уехал из этой страны, но выпускают-то одних евреев!.. И за этим словно из души вырвавшимся криком внезапно словно приоткрывается вполне реальная причина антисемитизма серой, плохо образованной и легко управляемой массы, так же рвавшейся уехать навсегда из России и от того особенно громко возмущавшейся теми, кто продал родину. И в незамысловатой семейной мелодраме звучит остросоциальный мотив: нет, антисемитизм не исчез, он просто сменил личину до поры до времени.

Не припомню у Марка Розовского такого нежного, пронзительного и тихого спектакля — может быть, от того, что он взял для своей постановки негромкую, но очень качественную литературу: Людмила Улицкая привлекла настойчивое внимание читателей своим романом «Медея и ее дети», и те, кто попал в плен этой литературы тогда, уже вряд ли из него вырвется — слишком отличается Улицкая от современных прозаиков и насыщенностью мысли, и глубоким эмоциональным переживанием, и превосходным, почти забытым ныне русским языком.

Вот вам снова — незабудки. То подлинное в нашей культуре, о чем нельзя забывать, если мы не хотим превратиться в манкуртов.

Удивительный спектакль!.. В нем так много потаенных смыслов, внезапно открывающихся явлений, что хочется смотреть «Незабудки» еще и еще — чтобы считать все, заложенное в спектакль автором, режиссером, артистами...

 

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.