Создатель кукольного дома / 125 лет со дня рождения Евгения Деммени (Ленинград)

Выпуск №5-255/2023, Вспоминая

Создатель кукольного дома / 125 лет со дня рождения Евгения Деммени (Ленинград)

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени - одного из основоположников отечественного театра кукол, актера, режиссера, педагога, теоретика, публициста, художественного руководителя Ленинградского кукольного театра в 1924-1969 годах. Сухое перечисление, конечно, не раскрывает в полной мере всю многогранность выдающейся личности, ведь за каждым таким определением - своя большая история, история российского театра кукол и эстрады, вклад в развитие и определение путей мирового искусства играющих кукол, становление «кукольной» драматургии, изучение специфики восприятия театра детской аудиторией.

Евгений Сергеевич Деммени родился 12 марта 1898 году в Санкт-Петербурге в семье крупного чиновника Министерства Императорского Двора. С детства увлекался театром. Будучи потомственным дворянином, поступил в Николаевский кадетский корпус, затем продолжил обучение на офицерских курсах Пажеского корпуса. В чине прапорщика инженерных войск участвовал в сражениях Первой мировой войны, был произведен в подпоручики. С декабря 1917 по 1922 год - в Красной Армии. Вернувшись после демобилизации в Петербург, Деммени возглавил любительский драматический кружок, на базе которого вскоре организовал небольшой коллектив энтузиастов, увлеченных театральными куклами. Кукольная труппа состояла из перчаточных кукол (петрушек) и называлась «Гиньоль» по имени героя французского уличного театра.

Стоит напомнить, что в то время не было никаких пособий по театру кукол: ни по режиссуре, ни по актерскому мастерству; по сути, не было и пьес. Правда, в начале XX столетия российская творческая интеллигенция проявила большой интерес к театру кукол, но войны, революция, эмиграция отнюдь не способствовали воплощению в жизнь замыслов и начинаний. Спектакль Слонимской и Сазонова «Силы любви и волшебства» (1916) прошел всего около пятнадцати раз, коллективы Л.В. Шапориной в Петрограде и Н. и И. Ефимовых в Москве появились только в 1918 году.

Всем им, в том числе и Е. Деммени, пришлось начинать с азов, самим открывать и познавать на практике секреты кукольного искусства, учиться на собственных ошибках, искать свои пути, приемы, решать множество предвиденных и непредвиденных проблем. Деммени с самого начала рассматривал театр кукол не как простое увлечение, для него это было серьезным делом, которое требовало и практического освоения, и теоретического осмысления.

Нельзя забывать, что 1920-е годы - противоречивый, парадоксальный период, время еще не утраченных иллюзий, но и несбывшихся надежд. С одной стороны, значительная часть российской интеллигенции воспринимала переворот 1917 года как катастрофу мирового масштаба; с другой стороны, именно первые послереволюционные годы отмечены особой продуктивностью, прежде всего в гуманитарной области, «в содружестве с музами» разных искусств. Атмосфера тех лет была насыщена смелыми художественными исканиями, и Деммени принадлежал к тому же сообществу петербургской интеллигенции, творившей новое искусство.

Уже в январе 1924 года только что созданная труппа «Гиньоля» выпустила два одноактных спектакля: «Арлекинада» Ю. Гауша и «Петрушка» Е. Васильевой и С. Маршака. Оба прошли с большим успехом. В том же году, с мая по декабрь, на сцене были представлены еще шесть спектаклей. Так родился режиссер Евгений Деммени и его театр кукол.

На первых порах Деммени отдавал предпочтение перчаточным куклам (петрушкам), они навсегда оставались его любимыми. Вопреки господствовавшему мнению, он не считал их примитивными, напротив, его привлекала подвижность, чуткое повиновение руке кукловода, присущая им театральная условность, таящая в себе огромные запасы выразительных средств. Всё это было доказано спектаклями, в которых петрушки дерзнули разыграть, например, «Свадьбу» по пьесе А.П. Чехова (1927) и шекспировскую комедию «Проказницы Виндзора» (1947), имевшие оглушительный успех.

Уже в первых рецензиях отмечалось, что Деммени «создал особую разновидность Театра Петрушки, которой до него не было», высоко оценивалось мастерство кукловодов, приводились восторженные отзывы зрителей. Это привело к тому, что в октябре 1925 года «Гиньоль» стал частью ленинградского ТЮЗа, руководимого А. Брянцевым, получив новое имя «Театр Петрушки». Поражает интенсивность работы: в течение четырех лет (1925-1928) выходило по пять спектаклей в сезон. В последующие годы театр сохранял заданный основателями напряженный темп, разумеется, не за счет качества, а находя новые возможности, используя новые приемы, экспериментируя и расширяя свой репертуар.

В октябре 1937 года театр переселился в свой постоянный дом на Невском проспекте, в 1993-м получил новое имя - «Санкт-Петербургский государственный театр марионеток имени Е.С. Деммени». После объединения в 1928 году с Театром марионеток, руководимым Шапориной-Яковлевой, коллективу Деммени пришлось осваивать систему марионеток, а в дальнейшем и другие системы, к примеру, теневой театр. Марионетки с годами стали занимать все большее место в творческой жизни театра Деммени. Более того, долгие годы марионеточная группа этого театра была единственной в Советском Союзе. Постигаемая на практике специфика театральных кукол и представлений с ними оформлялась Е. Деммени в виде статей, докладов, где излагались базовые положения, лежащие в основе искусства играющих кукол. Первая статья «Детский театр Петрушки» была опубликована уже в январе 1926 года, последняя - «...И ожили мои куклы» - в 1967 году.

Евгений Сергеевич шел по пути создания цельной концептуальной системы режиссерской работы в театре кукол. Обобщая опыт работы с петрушками и марионетками, он пришел к важнейшим теоретическим положениям: театр кукол - особый вид театрального искусства, имеющий свою природу и свои законы; он не должен копировать драматический театр живого актера, стало быть, и кукла не должна стремиться к точному воспроизведению человеческих движений и жестов, она не может произносить длинные монологи, ее стихия - не речь, а пластика и движение. Сценическое время, пространство, ритм спектакля - всё здесь обладает особой спецификой, подчиняется законам, обусловленным природой той или иной системы кукол. Непоколебимой была убежденность Деммени в том, что театр кукол - искусство в первую очередь актерское, в этом он противостоял тем, кто на первое место ставил художника, считая театр кукол видом изобразительно-театральным. Справедливо полагая одним из важнейших условий наличие в театре ансамбля, спаянного коллектива, Деммени ратовал за приоритет режиссера, но не режиссера-диктатора, а творческую личность, стремящуюся к воплощению замысла в сотрудничестве, в гармоническом союзе с художником, актером, композитором, драматургом. Настаивал он и на том, что спектакли этого театра могут и должны быть адресованы не только детям, но и взрослым, причем не исключительно в развлекательном или сугубо агитационно-сатирическом плане, но в постановках на основе серьезного классического литературного наследия. По существу, Деммени разработал новую режиссерскую систему, направленную на создание спектаклей с четким адресом, темой, идеей, соответствующей системой кукол, эмоциональной насыщенностью.

С первых шагов в избранной профессии Деммени выступал не только как режиссер, но и как автор пьес и артист. Например, в спектакле «Проказницы Виндзора» исполнял прекрасно роль Доктора. К этому следует добавить интенсивную концертную деятельность.

Как известно, у истоков отечественного эстрадного кукольного искусства стояли два корифея: С.В. Образцов и Е.С. Деммени. Именно они возвели этот жанр в ранг профессионального искусства. Деммени виртуозно выступал с перчаточными куклами, восхищала не только великолепная техника управления куклой, но заложенная в каждом номере особая эмоциональность - ирония, насмешка, доброе любование, грусть... Такими же были и выступления с марионетками. Многим надолго запомнилась ставшая классикой эстрадного кукольного номера «Двенадцатая рапсодия Листа в исполнении пианиста-виртуоза», над которым до слез смеялись Д.Ф. Ойстрах и Я.В. Флиер, или не менее восторженно принятые «Кармен», дружеский шарж «Чарли Чаплин» и другие. И опять-таки, осмысляя свои находки и наблюдения над концертными номерами, Деммени пишет статью «Петрушки на эстраде» (1941).

Один из главных приоритетов театра - создание собственного репертуара, и Деммени отдавал немало сил и времени работе с авторами. И солидным драматургам, и начинающим нравилось работать с ним, заинтересованным режиссером, с большим уважением относящимся к драматургическому материалу и индивидуальному стилю писателя. При этом, не отступая от авторского замысла, Деммени переводил пьесы в «кукольный регистр», учитывая и в полной мере используя возможности и специфику кукол определенной системы.

Долгим и плодотворным было сотрудничество Деммени с С.Я. Маршаком, с давним единомышленником и другом Ю. Гаушем, с Евг. Шварцем. В Театре Петрушки шли практически все написанные Маршаком пьесы, часть которых была создана специально для этого театра: легендарный «Юный Фриц», десятилетиями не сходившие со сцены «Кошкин Дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи». Маршак познакомил Деммени с Евг.Л. Шварцем, который в 1932 году написал для театра кукол свою первую пьесу «Пустяки», затем «Кукольный город» (1939) и «Сказку о потерянном времени» (1947). Многолетняя дружба и совместное творчество связывали Деммени и его театр с замечательными художниками. Достаточно назвать М.Я. Артюхову, Т.Г. Бруни, Н.М. Кочергина. В 1937 году выдающимся актерам театра Деммени М.М. Дрожжину и В.Г. Форштедт одним из первых в стране присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР».

Вообще Евгений Сергеевич обладал даром притягивать к себе людей творческих, подчас далеких от театральной сферы. Друзьями, постоянными зрителями театра были академики Л.А. и И.П. Орбели, «отец советской физики» академик А.Ф. Иоффе, создатель атомных и водородных бомб академик И.К. Кикоин, генерал-лейтенант медицинской службы, главный психиатр Советской армии Л.И. Спивак. Особые отношения связывали театр Деммени с профессором Г.И. Турнером, создателем и руководителем Ленинградского детского ортопедического научно-исследовательского института. На протяжении многих лет актеры Деммени выступали перед маленькими пациентами института, понимая, что оба коллектива служат одной благородной цели - помогают детям преодолеть болезнь, ощутить полноту и радость жизни.

Невозможно не сказать о годах Великой Отечественной войны. Уже на третий день войны театр показал памфлет «Волчий аппетит» и политическую басню «Орел и Змея», а в конце июня 1941 года были сформированы две военно-театральные труппы. Е.С. Деммени вспоминал, что лучшие актеры театра ежедневно выступали «на агитпунктах и на вокзалах перед отправляющимися на фронт бойцами, а вскоре последовали за своим зрителем на фронт...». В блокадном Ленинграде кукольники создали журнал «Крокодил на фронте», более 650 раз играли перед солдатами, передвигаясь с ними по дорогам войны, попадая под бомбежки. Спектакли и выступления на сцене прекратились только страшной зимой 1942 года. На фронте, в блокадном Ленинграде, в госпиталях погибли пианист К. Предтеченский, художник и скульптор И. Павлович, актер и режиссер М.М. Дрожжин. В феврале театр решено было эвакуировать. Красноречива такая подробность из воспоминаний Деммени: «В своем личном багаже, лимитированным 30 килограммами, каждый из нас вывез по 10 кг кукол. Это дало возможность возобновить концертные выступления» сначала в Иваново, потом в Москве.

Человек огромной культуры, самой широкой эрудиции во всех видах и жанрах искусства, Е.С. Деммени свои знания, свою любовь к искусству стремился передать начинающим актерам, режиссерам, художникам. Не случайно поколения кукольников видели в нем настоящего, в высоком смысле слова Учителя. Евгений Сергеевич, по воспоминаниям всех, кому довелось с ним работать, отличался независимым и бескомпромиссным характером. Это проявлялось и в работе над каждым спектаклем, и на отстаивании своих взглядов на театр кукол в дискуссиях, на конференциях. Один из наиболее показательных примеров подобной принципиальности - борьба за сказку. В 1920-1930-е годы в стране широко обсуждалась проблема детской литературы: о чем и как писать детям. Часть педагогов и чиновников от культуры рьяно доказывала, что детям страны, строящей социализм, сказка вредна, ибо основана на фантазии, чудесах, уводит от реальной жизни. Сегодня это кажется странным, но тогда полемика вокруг сказки приобрела идеологический, даже политический смысл. Самым непосредственным образом коснулось это и театра, в первую очередь, детского: требовалось «решительно и бесповоротно изъять сказку из репертуара». Среди тех, кто имел смелость защищать и, более того, утверждать необходимость сказок для детей в любых странах с любым социальным строем, был и Е.С. Деммени, доказывавший право ребенка на детство, фантазию, на особый детский язык и на ту доброту, обязательную победу над злом, что заложены в большинстве народных и литературных сказок. Время подтвердило правильность такой позиции. Сказка никогда не уходила из репертуара театра Деммени, оставаясь и по сегодняшний день одним из главных жанров кукольных представлений.

У Деммени имелась и своя точка зрения на участие живого актера в кукольном представлении. Идея поставить марионеточный спектакль по знаменитой книге Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов» появилась в театре, основанном Л.В. Шапориной. В 1928 году такой спектакль увидел свет и был по достоинству оценен зрителями и театральной критикой. В статье 1934 года «Игра живых актеров в театре кукол» Деммени, согласившись с тем, что этот прием открывает новые возможности, дал интересное масштабное соотношение кукол и предметов декоративного убранства с фигурой актера, в то же время предостерегая от «механического злоупотребления» этим приемом: введение в кукольный спектакль живого актера «возможно и желательно лишь в том случае, если участие его органически вытекает из развертывающихся событий», а не вызвано желанием режиссера следовать моде или продемонстрировать разнообразие приемов. Звучит и сегодня вполне актуально. Сам Деммени трижды ставил «Гулливера» в своем театре (1936, 1941, 1945), каждый раз внося некоторые изменения и уточнения, и позднее использовал тот же прием - участие живого актера среди марионеток - в спектаклях «Мальчик с пальчик» (1946) и «Кукольный город» (1958). В последнем в роли Кукольного мастера выступал Н.В. Охочинский.

Подводя итог, следует сказать, что с именем Е.С. Деммени связано многое из того, что должно быть обозначено словами «первое, впервые». Отметим лишь самое главное. Е.С. Деммени создал первый в стране профессиональный театр кукол. Здесь были поставлены первые в Советском Союзе кукольные спектакли по произведениям классиков, например, А.С. ПушкинаБалда», 1925), Н.В. ГоголяВий», 1920; «Черевики», 1938), А.П. Чехова («Свадьба», 1928), Г.СаксаШколяр в раю», 1940), У. Шекспира («Проказницы Виндзора», 1947), Ж.-Б.МольераЛекарь поневоле», 1959), М.МетерлинкаСиняя птица», 1961) и другие. На сцене именно этого театра появились первые в стране кукольные спектакли на современную тему. Среди них «Петрушка на пожаре» и «Агит-Петрушка» (1924), «Ракета СС-1» (1932). В 1947 году «Сказка о потерянном времени» Евг. Шварца признана «едва ли не первым удачным опытом создания современного кукольного спектакля для школьников и о школьниках на большую и важную тему». 1926 год: первый опыт создания кукольной оперы «Кошкин Дом» (авторы Маршак и Васильева, композитор В. Золотарев, режиссер Деммени). 1928 год: создание первого в Европе игрового кукольного фильма «Макс и Мориц» по В. Бушу, расширившего, как писали критики, не только возможности театра кукол, но наметившего «новые пути в области создания детского кино». 1929 год: Театр Петрушки принял участие в выставке театральных кукол в Праге и Париже, и это был первый выход советских кукольников за рубеж.

В 1927 году при Театре Петрушки открыли первые курсы по подготовке профессиональных режиссеров, артистов, художников для театра кукол; в конце 1944 года Деммени организовал курсы по подготовке актеров-кукловодов для вновь создаваемых театров в Новгороде и Пскове. Выпуск групп состоялся в марте 1945-го.

Евгений Сергеевич Деммени в разные годы был награжден Орденом «Знак почета» (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1957), в 1934 году ему, первому из работников кукольного театра, присвоили почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

Многое из того, что впервые применено и сформулировано Е.С. Деммени, опробовано и осуществлено коллективом его театра, было подхвачено и развито другими коллективами. Разумеется, у каждого театра своя история и свой путь, свои свершения и поиски.

 

Фото предоставлены Санкт-Петербургским государственным

театром марионеток им. Е.С. Деммени

Фотогалерея