ВОРОНЕЖ. Новое место на карте

Выпуск №6-256/2023, В России

ВОРОНЕЖ. Новое место на карте

Воронежский негосударственный Новый театр открыл восьмой сезон в новом сценическом пространстве. Помещение бывшего бара адаптировали под театр сами артисты, им помогали друзья, коллеги. Средства собирали с помощью краудфандинга, спонсоров.

Неловко признаваться, но я попала туда недавно. Помню первые спектакли коллектива «Я есть», «Деревня» еще на большой сцене Дома актера. Почти восемь лет назад молодые артисты, режиссеры, композиторы создавали свое пространство, придумывали язык и средства выражения/общения со зрителями. Как в нормальном театре, за эти годы были разные постановки, проекты...

Что нравится в коллективе - наличие профессионального мастерства, желание развиваться, не застывать в монолите форм, авторский подход и законченность действий. Хотели дом - нашли способы и сами его построили. В такое время, в такой год, здесь звучат бурные, искренние овации.

Уже в первых спектаклях Нового театра был свой стиль - синтездрамы, хореографии, музыки, интерес к новой драматургии и к популярному уже длительное время направлению у авторов жанру doc. Но не всегда у зрителей. Здесь важен момент насмотренности, готовности к иному и, конечно, адекватному сценическому воплощению. А прийти к этому можно только одним способом - просвещением, регулярным приглашением в соучастники. Чем, по моему мнению, Новый театр и занимается.

Мне хотелось посмотреть спектакль, или, как значится в афише, городскую поэму с оркестром «Точка на карте». У него свой бэкграунд. Начинался он как грантовый проект от Российского фонда культуры, и в его рамках была создана драматургическая лаборатория для подростков. Ребята вместе с командой театра ходили по городу, собирали материал и писали свои истории-эпизоды. Приглашенный драматург Элина Петрова помогла ребятам оформить их в законченную сценическую версию, а режиссер театра Виктория Шаламова поставила часовое реалити-действо. Получилась цитата: «Попытка посмотреть на Воронеж под другим, непривычным углом - через звуки, ассоциации, образы, каждодневные маршруты, за которыми стоят люди и их истории. Чем пахнет улица Куколкина, как звучит утренняя Адмиралтейка и что, если Воронеж - это человек?». Потом были читки, обязательные для отчета показы, но вопрос постоянного места в репертуаре оставался открытым. Понять коллектив можно. Изначально живой, экспериментальный материал требовал главного - реакции зрителя.

О Воронеже было создано три глобальных постановки. Знаменитый и первый в Воронеже вербатим «День города» в Камерном театре, не менее известный документальный «100% Воронеж», основанный на статистических данных и показанный в рамках Платоновского фестиваля искусств, и спектакль-игра «Децентрализация» Никитинского театра. «Точка на карте» стала попыткой дать голос молодым воронежцам. Их страхам, переживаниям, любовным историям, встречам с друзьями у знаковых мест, каким-то смешным словечкам, прозвищам памятнику. Спектакль - набор тематических эпизодов. Некоторые как посты в соцсетях, короткие и яркие, другие растягиваются на протяжении всего действа: к примеру, попытка подростка-танцора познакомиться с понравившейся девушкой. Есть эпизоды-картинки как фоточки на аватарке, где слова замирают на кончике пальцев и тебе просто приятно наблюдать. Вообще, делать спектакль о городе и для города привлекательно и опасно.

Говорить не про абстрактные категории и места - всегда заманчиво, будоражит нерв. Но вот «звуки, ассоциации, образы» того же самого водохранилища будут у каждого свои. И здесь есть риск упасть в междусобойчик, понятный лишь авторам. Не всё отзывается, не всё понятно, а должно ли - тоже вопрос. В этом и была, наверное, оригинальность эксперимента: попытаться соединить живой язык молодых воронежских ребят с языком сценическим.

Истории от лица подростков рассказывают артисты Нового театра Мария Фролова, Мария Конотоп, Роман Лютиков, Олеся Галицына, Иван Маркушев, Никита Шершнев. Делают это уважительно и искренне. Грань между чужим и личным здесь важна. Ты принимаешь предложенную условность и веришь. Наверное, поэтому в конце, когда артисты начинают рассказывать про свой Воронеж, ты немного смущаешься. Переход от безликого или, скорее, собирательного героя к наделенному определенными чертами, на мой взгляд, не добавляет спектаклю веса.

Сценическое пространство оформлено минимально (художник Александра Макиева): черный фон, на стенах как белье на веревках висят фотографии города. Если ошибаюсь, поправьте, но раньше там были портреты юных драматургов. И я поняла, чего мне не хватало: присутствия тех самых ребят, их взглядов, реальных очертаний. Да, они уже стали условностью, но здесь, в doc'е, эта деталь была бы важным пазлом для создания законченной картинки.

Городская поэма с оркестром, где на сцене, действительно, есть небольшой, но выдающийся коллектив из хорошо знакомых горожанам воронежских музыкантов. Эта линия с уличными исполнителями как парафраз пересекается с сюжетной линией. Где-то попадание прямое, вот ты уже вместе с другими зрителями кружишься под вариацию от Поля Мориа, где-то слишком изысканное для динамичного городского дыхания. Хочется побольше «грязного» звука!

Маршрут, с которого сходят или возвращаются герои спектакля «Точка на карте», заканчивается слишком быстро. Его спорно, но безусловно интересно проживать, если ты давно и сильно любишь этот город. Его надо испытать, если ты только приехал в Воронеж и смотришь широко открытыми глазами на его прелести. Кажется, став репертуарным спектаклем, «Точка на карте» будет все больше набирать глубины и документальности. По крайней мере, свой вклад в рельеф города она внесла.

 

Фото Ольги КАРДАШОВОЙ

Фотогалерея