КЕМЕРОВО. Прощай, Рио-де-Жанейро!..

Выпуск №6-256/2023, В России

КЕМЕРОВО. Прощай, Рио-де-Жанейро!..

В начале сезона в Театре драмы Кузбасса состоялась премьера мюзикла «Золотой теленок» по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссером выступил варяг из Музыкального театра Кузбасса - Михаил Сабелев, имеющий опыт постановок на многих сценических площадках Кемерово.

Главный герой спектакля - легендарный Остап Бендер. В его планах - получить миллион, и мы в очередной раз с азартом следим, как великий комбинатор добивается желаемого. Но итогом становится горький вывод: деньги не могут осчастливить Бендера, быть богатым в строящемся советском бесклассовом обществе невозможно. А значит, реализовать свою мечту - попасть в жаркий латиноамериканский город - ему не суждено.

Егор Шашин, основываясь на лейтмотивах эпохи, создал легкую, ненавязчивую, но в то же время раскрывающую специфику каждого эпизода и персонажа музыку. Она органична как для самого романа, так и для нашего представления о постнэпмановском времени.

Мюзикл как жанр требует от исполнителей особого мастерства в пении, танце, драматической игре, их гармоничного синтеза. Безусловно, актеры драматического театра не являются профессиональными вокалистами, что во многом сказывается на уровне освоения музыкального материала. Преобладающим способом оказывается речитатив, видимо, наиболее оптимальный для участников спектакля. Это несколько разрушает общий музыкальный строй. Дополнительно вносит дисбаланс техническое обеспечение: микрофоны периодически «пропадают», поэтому часть слов из песен частенько для зрителя оказывается непонятной. При этом Хор (массовка) крепко слажен, их танцы синхронны, а вокал звучит стабильно даже при учете того, что это многоголосое исполнение (педагог по вокалу Оксана Кистарова). Можно сказать, что главные персонажи больше отвечали за движение и разыгрывание сюжета, а массовка придавала завершенность эпизодам и воплощала жанровую специфику спектакля.

Яркой атмосферной доминантой стал живой оркестр, располагающийся, словно на веранде, на верхней площадке. Эпоха теа-джаза точно воплотилась в богатстве духовых и ударных инструментов, переносящих зрителя в курортные дали. Даже в облике и способе подачи Михаила Быкова, исполняющего роль Остапа Бендера, иной раз скользит манера короля времен Леонида Утесова.

Специфична деталь: музыканты одеты в военную форму. В то время военные оркестры такой репертуар вряд ли могли исполнять. Видимо, случайным, но существенным для концепции спектакля стало такое несоответствие. Люди в форме - это апостолы государства, в их задачу входит блюсти порядок. И тут именно они аккомпанируют Бендеру, позволяя ему совершать свои махинации. Подтверждением такой мысли является эпизодическое, на первый взгляд, лицо, одетое в военную форму (Владимир Волков). Этот персонаж меняет декорации, казалось бы, осуществляет служебную функцию, но подспудно возникает мысль: да, мы тебе, великий комбинатор, позволяем творить твои делишки, мы даже поможем показать, как у тебя это ловко получается. А вот результат будет тот, который возможен только в нашем изводе, ничего у тебя не получится, и твоя неудача - показательный урок другим.

Сценография представлена двухуровневой конструкцией (художник Елена Подлесная). При неизменности, статичности расположения данная конструкция чрезвычайно функциональна, она словно китайская шкатулочка с десятком потайных дверей и окон, из которой постоянно вытаскивают-выкатывают места действия. Исполком, коммунальная квартира семьи Лоханкиных, почтовое отделение, квартира молодой возлюбленной «тайного миллионера» Зоси, а также контора «Рога и копыта» и другие локации - все приметы того времени даются попеременно, ловко погружая нас в быт второго десятилетия советской власти. Цвет шкатулки подталкивает к ассоциациям с неоднородным колоритом денежных купюр: некоторые части декорации зеленоватого оттенка, а часть имеет охристый окрас.

Костюмное решение спектакля (авторы Людмила Гаинцева и Вера Кошкина) акцентирует внимание не только на историческом соответствии эпохе, но и дает возможность обозначить личностные моменты персонажей: широкие штаны и простая подпоясанная рубаха-косоворотка Александра Корейко, выглядящая слишком по-деревенски, делает его незаметным среди людей, что определенно на руку этому герою; летняя рубашка-парагвайка со шнурком на воротнике Шуры Балаганова задает беспечность как ведущую черту характера сына лейтенанта Шмидта и т.д. Массовка, богато декорирующая фон многих сцен, преимущественно одета в прозодежду эпохи - майки и шорты, подчеркивающие особо модный тогда культ атлетического тела.

На радость зрителям «Антилопа», знаменитое транспортное средство авантюрного квартета, представлено самоходным мо́билем, приводимым в движение с помощью педалей, которые крутят пассажиры. У этого средства нет заднего хода, поэтому периодически его поднимают за нос и направляют по нужной траектории.

Остап Бендер Михаила Быкова в отличие от своих подельников (Шуры Балаганова и Паниковского) не ищет денег ради денег. Он питает свой, работающий как идеальный механизм, разум мечтой о рае, требуемом любому одаренному человеку. Талант этого Остапа проявляется в особой харизме, подчиняющей не только персонажей, но и зрителей: да, именно таким должен быть великий комбинатор. Только есть у персонажа Быкова некая нотка грусти в моменты, когда он сталкивается с препятствием: достижение мечты требует усилий, но ведь ту изворотливость ума, мгновенное сложение пазлов и выработка плана по решению возникшей проблемы можно же направить в другое русло. Способности тратятся впустую, напоминая даже в авантюрном сюжете о реальности, требующей одаренность превращать в изворотливость. Щемящей ноткой наполнена сцена, где Остап находится между выбором: с одной стороны, женитьба на Зосе и превращение в примерного семьянина (уж тут, как мы помним, общество будет чутко блюсти все правила), с другой - увозимый носильщиком саквояж с заветным миллионом. Мир устроен так, что мечта всего лишь синоним невозможного...

Можно смело утверждать, что образ, созданный Быковым, стал удачной вариацией бессмертного персонажа Ильфа и Петрова. Антиподом Бендера в спектакле является Корейко (Тимофей Шилов). У него отсутствует мечта вообще, он складирует и перемещает банкноты, подобно полевой мыши, которой инстинкт велит постоянно менять тайники для запасов. Визуально эти два персонажа представлены в контрасте. Остап импозантен, в капитанской фуражке и красном шарфике, выступающем акцентом на плаще песочного цвета. Корейко и в костюме, и мимически настолько стерт, что в толпе его не заметить, а если столкнуться с ним, не запомнить, это человек - без особых примет. Скопидомство Корейко - лишь обычный способ чувствовать свое превосходство над миром людей.

Андрей Куликов в Шуре Балаганове акцентировал внимание на незлобивости и быстрой отходчивости, радуясь малому и не помня плохого. Он располагает к себе зрителя, вызывая улыбку опытом воришки-недотепы. предстал контрапунктом Балаганову: Если Шура увалень, временами быкующий, чтобы показать свою значимость, то Паниковского Юрия Темирбаева в образе жалкого жулика, готового бросить компаньонов ради своего спасения, мы видим человека-тлю. Актер смог пластически передать тщедушность Паниковского, его дискант воплотил тип нервного, постоянно впадающего в истерики нелепого мошенника, не способного пользоваться крохами отпущенного разума. Этот дуэт в определенной мере оттеняет главного персонажа, умножая его достоинства.

Зося в исполнении Виктории Егоровой представлена поверхностно. По роману это молодая девушка, влюбившая в себя сразу двух великих комбинаторов, является юной и романтичной натурой, грезит о великой любви, с наивностью отвечает на ухаживания командора, неумело с ним флиртуя. Актриса не отыгрывает необходимые моменты, не скрепляет развитие сюжета. В версии спектакля довольно сложно понять, почему Зося стала его избранницей. Актриса не наделила свою героиню должной мерой обаяния и женственности, оставаясь в рамках демонстрации поведения капризного ребенка.

Режиссер активно использует декорацию-шкатулочку, изобретательна сцена, в которой Бендер вступает в последнее столкновение с Корейко: то тут, то там открываются форточки, лазы, отверстия, используемые Остапом. Понятно, что в достижении своей цели он протиснется и через игольное ушко́.

Пространство зрительного зала включается в действие постоянно. В момент своего первого появления Паниковский проходит между рядами в зале, так же поступают и другие герои: Шура Балаганов в одной из последних сцен просачивается между рядами, прося милостыню. Хор создает интерактивные моменты: с помощью табличек указывает зрителям на фразу, которую те должны выкрикивать, создавая своего рода управляемую толпу. Такой прием позволяет глубже погрузиться в действие спектакля и ощутить близость к миру аферистов.

В кемеровской версии «Золотого теленка» возникает легкое ощущение безнадежности: герой сделал все возможное, чтобы достичь своей мечты. Но реальность, представленная обманчиво мажорной, настолько сурова, что вслед за классиком хочется воскликнуть: угораздило же нас родиться в мире, где лишь бесплотные грезы могут утолить жажду счастья!..

Спектакль имеет успех у зрителей благодаря динамичному сюжету, запоминающимся персонажам, задорным песням и танцам актеров. Мюзикл «Золотой теленок» любопытен будет и почитателям Бендера, и тем молодым людям, которые про Ильфа и Петрова не особо знают, но мысль, пронизывающую спектакль, уловят.


Фото Евгения КОВЫЛИНА

Фотогалерея