И так далее... И так далее... / Юбилей Московского театра "Et Cetera"

Выпуск №6-256/2023, Юбилей

И так далее... И так далее... / Юбилей Московского театра "Et Cetera"

3 февраля отпраздновал свой 30-летний юбилей Московский драматический театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина. Сегодня, три десятилетия спустя, трудно представить себе, как начинался путь коллектива однокурсников-выпускников Школы-студии МХАТ, решивших не расставаться, а создать театр под руководством своего мастера, широко известного и любимого многими артиста театра и кинематографа. Трудно и тем, кто пережил ту эпоху нашей жизни и истории, осознать, каким образом в 1993 году можно было задумать подобное. Страна развалилась... Может быть, это в значительной степени придавало особую энергию в стремлении не расставаться, сохранить не только человеческие связи, но и то единое и необходимое Дело, которое они избрали своей профессией...

Так или иначе, необходимы были огромные сила и воля, чтобы преодолеть трудности: помещения не было, труппа была слишком молода, чтобы формировать полноценный репертуар, но энергия стремления не могла не победить! Разумеется, помог и авторитет руководителя, и его вера в то, что это должно произойти - Александр Калягин привлек к работе своих коллег из московских театров, решивших помочь вчерашним студентам. Так началась деятельность никому еще не известного коллектива под интригующим названием «Et Cetera», в дальнейшем оправдавшим именно это название. И не только тем, что некоторые из известных артистов, приглашенных для участия в первых спектаклях, вошли в труппу театра, но и яркой палитрой режиссеров, на протяжении трех десятилетий работавших с ними: Роберт Стуруа, Адольф Шапиро, Дмитрий Бертман, Александр Морфов, Важди Муавад, Петер Штайн, Владимир Панков, Владимир Богатырев, Алексей Серов, Михаил Угаров, Екатерина Гранитова, Григорий Дитятковский, Марина Брусникина, Антон Яковлев и другие, а также драматурги Александр Галин и Рустам Ибрагимбеков. Таким символическим образом осуществлялось и подтверждалось название, утверждавшее бесконечность пути в незнаемое - и так далее... и так далее... и так далее...

Первым спектаклем молодого и еще бездомного театра стал «Дядя Ваня» А.П. Чехова (режиссер Александр Сабинин, педагог А.А. Калягина в Театральном училище им. Б. Щукина). Играли в помещении Театра им. А.С. Пушкина, затем на сцене Театра на Таганке, Театра им. Евг. Вахтангова. Спустя год после выхода первых спектаклей, театру выделили для репетиционной ежедневной работы конференц-зал, которому требовалась серьезная реконструкция, в центре столицы, на Новом Арбате. Спустя еще несколько лет этому помещению довелось стать «адресом прописки», по которому в 1998 году состоялась премьера спектакля «Смуглая леди сонетов» по пьесе Бернарда Шоу (режиссер Роман Козак).

Репертуар театра постоянно пополнялся, обживалась не совсем приспособленная сцена, молодые артисты, получив возможность проявить себя в разнообразном материале, вырастали, что называется, на глазах, становясь любимцами театральной публики и постепенно завоевывая территорию кинематографа: Алёна Ивченко, Владимир Скворцов, Екатерина Редникова, Сергей Плотников. В спектаклях участвовали такие мастера, как Анатолий Грачёв, Владимир Симонов, Людмила Дмитриева, Татьяна Владимирова, труппа пополнялась, обретала все большую популярность...

Еще до того, как театр обрел собственное, оригинальное, во многом непривычное здание вблизи Чистых прудов, в «Et Cetera» появились поистине блистательные спектакли, снискавшие большой интерес и заслуженные призы самых престижных фестивалей. Это были «Шейлок» Шекспира и «Последняя запись Крэппа» Сэмюэла Беккета в постановке Роберта Стуруа, «Король Убю» Альфреда Жарри (режиссер Александр Морфов). Об этих спектаклях-событиях написано и сказано было театральными критиками столько, что трудно перечислить. Значительную роль в успехе этих спектаклей сыграло, конечно, то, что главные роли в них принадлежали Александру Калягину.

Зрители молодого и даже среднего поколения знали выдающегося мастера по кинематографу. Им предстояло увидеть любимого артиста во всем блеске его многогранного, ярчайшего таланта, проявленного в названных спектаклях в грандиозном масштабе пересечений полярно различных жанров. Но и молодые артисты рядом с таким партнером, казалось, вырастали, обретали силу... Так постепенно укреплялась все большая популярность у нескольких поколений, многие спектакли становились событиями в жизни театральной Москвы. Перечислять даже самые удачные за три десятилетия - безнадежно, они остались в памяти зрителей и критиков, а некоторые, к счастью, сохраняются в афише и сегодня.

Свой юбилей театр отметил премьерой «Мандата» Николая Эрдмана в постановке Владимира Панкова, пьесы, актуальной для любого, как представляется, периода нашей истории. А значит дорога устремляется все дальше...

«Et Cetera» - театр не просто состоявшийся, но по праву занявший свое место на театральной карте не только столицы, но страны. Здесь по-прежнему репертуар строится на «незамыленных» названиях, нет потребности непременно сказать свое слово в тех произведениях, что заполонили многие афиши театров разных уголков страны. Есть стремление идти избранным путем, выбирая имена и события от классики до попыток глубокого и серьезного осмысления дня сегодняшнего.

А путь строится по закону текущего бесконечного времени: и так далее... и так далее... и так далее...

Удачи и событий всему коллективу!

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея