Какими мы должны быть... / "Спасти Лёньку!!!" в Московском драматическом театре "Человек"

Выпуск №6-256/2023, Премьеры Москвы

Какими мы должны быть... / "Спасти Лёньку!!!" в Московском драматическом театре "Человек"

Спектакль «Спасите Лёньку!!!» по пьесе Малики Икрамовой поставил в театре «Человек» его художественный руководитель Владимир Скворцов к 80-летию прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда (18 января 1943 года). До снятия блокады 27 января 1944 года оставался еще один страшный год.

Эта постановка стала событием. С текстом Владимир Скворцов познакомился два года назад на одном из драматургических конкурсов, где был «ридером», то есть читателем пьес, принявших участие в творческом соревновании. Там его и «зацепила» пьеса о судьбе мальчика Леньки в блокадном Ленинграде.

В пьесе Малики Икрамовой удивительным образом соединилась фантазия, смешная жизнеутверждающая сказка и ужасающая действительность Ленинграда страшной холодной зимы 1942 года. Эта пьеса, ломающая стереотипы пьес о войне, сознательно уходящая от натуралистической правды, стала мощным оружием в борьбе с цинизмом, скукой, равнодушием, пошлостью по отношению к нашей истории, к святым страницам лишений и испытаний Великой Отечественной войны.

Режиссер усилил, развил, изменил регистр существования героев. Тут нет достоверности страшного быта умирающих людей. Пьеса пронизана оптимизмом, строится на основе наивной и веселой изобретательной игры, потому что главное здесь - стойкость, вера и человечность людей, оказавшихся в нечеловеческих обстоятельствах.

Главными героями, «Вергилиями», которые ведут нас по кругам блокадного ада, становятся звери, живущие в жаркой Африке, где полным-полно еды, вкусных экзотических фруктов. Лев (Дмитрий Филиппов) - импозантный мужчина в белом костюме, Мартышка (Елена Лотова) - хрупкая прелестная молодая женщина в длинном белом платье из кружевного шитья, Акула (Татьяна Ивановская) - резкая, решительная, грубоватая женщина в брюках и плаще, Жираф (Артем Анашкин) - молодой, трогательный, в бежевом летнем колониальном костюме с бриджами, которые ... превращаются в полноценные брюки в середине спектакля, Чайка (Ольга Соколовская) - вся в сером с небольшой брошкой, худая, ее ломкая пластика заставляет вспомнить дам Серебряного века.

Они и рассказывают эту историю, незаметно превращаясь в Леньку Шапиро (Жираф) девяти лет, его маму Эмму Афроимовну (Чайка), девочку Олю (Мартышка) и ее маму Татьяну Игоревну (Акула). Лев изображает самых разных мужчин, среди которых и Александр Яковлевич Молибога, подслеповатый, выбивающийся из сил сотрудник Института растениеводства. Реальность смешивается со сказкой, одно прорастает сквозь другое, иначе практически невозможно стать сторонним свидетелем душераздирающей истории о медленном умирании от дистрофии талантливого, пытливого мальчишки, обладающего живым острым умом, одаренного, сочиняющего сказки о веселой и радостной жизни животных в такой реальной и такой невозможно далекой Африке.

И чем дальше отходит режиссер от показа реалий страшной блокадной жизни, тем пронзительней звучат слова Леньки, его мамы, их новых соседей. Обыденность нечеловеческого быта, рассказ о неразорвавшейся фугасной бомбе, о засыпанных в бомбоубежище соседях, о мгновенно поседевшей девочке-подростке, пережившей страшную бомбежку, об умерших от голода ленинградцах, о невозможных холодах (температура опускалась ниже минус 37 градусов), об ученых, погибающих от голода в своем институте растениеводства, где они бережно оберегали семена - съедобные! - элитных и редких растений, чтобы сохранить их для мирной жизни, в интересах науки, для всего человечества!

В этом спектакле никто специально не изображает детей - время от времени звучат детские голоса Матвея Савинова и Анастасии Макуриной. А Владимир Скворцов придумывает замечательный ход - простой, предельно выразительный, с помощью которого достигается эффект поразительного художественного воздействия на зрителя. Появляются куклы. Небольшие, сантиметров 25. Сначала только симпатичные головы. Потом к ним «на скорую руку» приделываются «подручные материалы» - длинные серьги чайки становятся ручками куклы Оли, из двух соединенных шахматных фигур получаются ножки...

А чуть позже из специальных шкафчиков в стене достают двух кукол - девочку и мальчика (консультант по работе с куклами Вадим Домбровский). Трогательные и симпатичные куколки становятся полноправными участниками действия, которое играется в камерном, совсем маленьком пространстве сцены театра «Человек». И происходит чудо, которое становится самым главным в любом кукольном спектакле. Эти фигурки оживают. Они подлинные, со своими страхами, радостями, печалями, отчаяньем и надеждами. Вроде совсем не страшно и все «понарошку», но какая горячая волна сочувствия и сострадания возникает при взгляде на этих кукольных персонажей!

Режиссер скупо и точно выбирает детали. Два «окна на стене» - оттуда появятся страшные крысы: приделанные к дощечке меховые комочки и маленькие мордочки. Но возникает и чувство страха, и омерзение. Нашествие крыс отважно останавливают Татьяна Игоревна и Александр Яковлевич, их живая реакция - страх, отвращение - рождают зрительские эмоции. В этом продуманном до мелочей представлении нет ничего случайного, маленькое пространство, продолжительность 1 час 40 минут без антракта требуют предельной сконцентрированности и точности.

Грубоватая, прямолинейная, не располагающая к сантиментам Акула и мать Оли Татьяна Игоревна блестяще проводит сцену со своим коллегой по институту растениеводства, которому яростно доказывает, что отнести бесценный, тщательно хранимый кокос умирающему мальчику, чтобы подарить ему минуты радости в его страшной жизни на грани смерти - это их долг, такой же, как защита уникальных экземпляров, ради сохранения которых жертвуют жизнью ученые-ленинградцы.

Если спросить, какая главная интонация, мысль этого спектакля - ответить просто: доброта, милосердие, человечность. Да, мы знаем много примеров страшных и отвратительных проявлений людей в таких экстремальных условиях. Но спектакль призывает к тому, что кажется давно забыто, нарочно зачеркивается, уничтожается - бескорыстие, взаимопомощь, человечность, самопожертвование... Он не пугает, не огорошивает ужасными подробностями и неприятными картинками. Он чист и ясен, потихоньку вводит зрителей в прекрасную театральную игру, не раз заставляет улыбнуться, но рассказанная история от этого не становится менее трагичной.

У спектакля есть подзаголовок, а, может, и определение жанра: СОТВОРЕНИЕ МИРА.

Да, здесь творят мир. Такой, каким он должен быть. Не в смысле показа античеловеческих условий существования на грани бытия и небытия. Это не переусложненная философская экзистенциальная история. Это спектакль о нас с вами - теми, какими мы должны быть. Нет, не идеальными, а нормальными, такими, что следуют божьим заповедям.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея