Интонация достоинства / Виктор Слободчук (Белгород)

Выпуск №6-256/2023, Лица

Интонация достоинства / Виктор Слободчук (Белгород)

Прошло полвека с того дня, когда порог весьма неблагополучного в ту пору Белгородского драматического театра (еще не академического) перешагнул молодой человек, выпускник Белгородского музыкального училища по классу скрипки, а затем Белгородского педагогического института имени М.С. Ольминского. У молодого человека уже имелся опыт директорства в детских музыкальных школах города и области, двухлетний опыт руководства Белгородским театром кукол, для которого ему удалось многое сделать, потому и «переброшен» оказался на укрепление драмы.

Спустя некоторое время, энергично вникнув в особенности театрального организма, поняв, что уровень данного театра на тот момент невозможно определить как благополучный, решил ехать в Москву, получать новое образование на Высших курсах ГИТИСа для того, чтобы вывести театр на достойный уровень. Судьба наградила Виктора Ивановича Слободчука (он только в официальных документах именуется Виталием) щедро: обладая тончайшей интуицией, музыкальным слухом, позволяющим безошибочно угадать даже тщательно завуалированную фальшь не только в голосе, но в мимике, жестах собеседника, он умеет выбирать и отбирать артистов в труппу, ставшую за десятилетия его директорства и художественного руководства поистине коллекционной и блистательной; научился столь же точно собирать единомышленников не только в коллективе, но и в своем окружении. Эти качества, многократно помноженные на кипучую энергию, редкостное жизнелюбие, харизму, открытость, беспредельную преданность своему делу, давно уже оценила без преувеличения вся театральная Россия.

Вскоре после прихода в Белгородский театр, Виктор Слободчук понял: надо приглашать именитых режиссеров, причем, не только столичных. Первым откликнулся на призыв Владимир Алексеевич Андреев, позже написавший в своей книге: ««Виктор Слободчук - это яркое проявление не только и не столько хозяйственника, сколько хозяина, человека, вросшего корнями в театр, в заботы о его будущем. Он патриот в лучшем смысле этого слова... Он великолепный дирижер... Он человек темпераментный, эмоциональный, его интеллект все время в действии, в пути... Он подлинный рыцарь Театра». Следом за народным артистом СССР Андреевым спектакли начали ставить в Белгороде и другие - Анатолий Морозов, Михаил Мокеев, Вадим Данцигер, Александр Огарёв, Валерий Белякович, Семён Спивак, Марк Розовский, Борис Морозов, Александр Кузин, Юрий Иоффе, Валентин Варецкий, Алексей Литвин, Станислав Мальцев, Юрий Маковский, Алексей Доронин...

Благодаря неустанным усилиям и энергии Виктора Слободчука театр получил звание академического, памятник М.С. Щепкину был перенесен с площади непосредственно к зданию, и с той поры великий артист «встречает» каждого зрителя у входа в свой Дом. А регулярный фестиваль «Актеры России - Михаилу Щепкину» открывается возложением цветов к подножию этого памятника руководителями города и области, коллективом театра, членами жюри фестиваля, его гостями и зрителями. Художественный руководитель театра воспитал не только труппу и сотрудников, но и зрителей Белгорода. Они взыскательны и достаточно строги по отношению к уровню спектаклей, из разных концов страны приезжающих на фестиваль. А уж к своим - тем более. Но при этом - неизменно доброжелательны и внимательны.

Фестиваль за четверть века своего существования стал престижным и востребованным, на нем побывало более 100 широко известных театров не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но из многих российских городов, из Украины, Беларуси, Сербии. Это был первый актерский фестиваль в стране. Белгородский театр, носящий имя Михаила Щепкина, стал его организатором и движущей силой. Рожденный в 1988 году, в год 200-летнего юбилея великого артиста, он все последующие годы набирал рост и престиж, чтобы стать одним из популярнейших в стране.

Давно уже Виктор Иванович Слободчук не зазывает режиссеров - многие именитые сами стремятся поработать в театре с уникальной труппой и безукоризненной работой цехов, монтировщиков, администрации театра. А мудрый руководитель выбирает - причем едва ли не главным для его выбора становится интонация, любимое и для многих «непереводимое» на привычный разговорный язык понятие Слободчука, скорее всего, врожденное вместе с музыкальным слухом и все более обостряющееся при общении с человеком с первой же встречи. Очень верно сказал о нем Валерий Белякович, поставивший в Белгороде четыре спектакли и, к чести Виктора Ивановича, после неожиданного стремительного ухода из жизни их создателя, остающихся по сей день в репертуаре театра. В отличие, к слову сказать, от Театра на Юго-Западе, Беляковичем основанного, где перекраиваются несколько сохранившихся почти чудом.

В интервью Белгородскому телевидению незадолго до очередной премьеры Валерий Белякович говорил о Слободчуке как о «человеке-потрясении» и добавил: «Хрестоматийная горьковская фраза «Человек - это звучит гордо!» далеко не ко всем относится, как показывает жизненный опыт, а вот Слободчук - это, действительно звучит гордо!..»

К 50-летнему юбилею прихода Виктора Ивановича Слободчука в театр был снят телевизионный фильм об этом значимом не только для города событии. Сам юбиляр проходил по фойе, лестницам, закулисье с корреспондентом и, когда начинал что-то рассказывать, отвечать на вопросы или комментировать, ни на миг не возникало впечатления, что хозяин вежливо сопровождает любознательного гостя. Это были яркие вспышки темперамента, энергии человека, всю жизнь посвятившего своему Делу. Делу, которому он служит без остатка душой, каждой мыслью, своим разумом, силами, волей, потому что ощущает все детали одинаково неравнодушно и эмоционально взглядом, направленным на обе стороны - сцены и зрительного зала, ничего не выпуская из внимания.

Он твердо знает, что именно должно приходить на сцену в то или иное время, чтобы заставить зрителя мыслить, проживать вместе с артистами самые разные чувства. Да, порой надо и отдохнуть от повседневной жизни, но отдохнуть, что называется, с пользой: что-то непременно впитать, познать, а не просто бездумно посмеяться. И потому Виктор Слободчук - ярый приверженец классики. Об этом сказал в фильме один из ведущих артистов Белгородского театра Игорь Ткачев, вспомнив, как не просто поучал, а вселял уверенность Слободчук в молодых артистов, пополнявших труппу: «Классика - это корни. Мы служим русскому театру...» А актриса более старшего поколения Ирина Драпкина добавила очень важные слова о том, что у художественного руководителя театра иммунитет к пошлости, потому в репертуаре театра не сыщешь спектакля (включая современный западный репертуар, который есть и в белгородском и практически во всех театрах страны), где был бы хоть налет того, чего Виктор Иванович Слободчук не приемлет. Об этом он говорил в одном из довольно давних интервью: «Наша труппа держит высокую планку... Театр - живой организм, постоянно меняющийся. Но когда современное театральное искусство бросило все силы на дотошное исследование порока, мы предпочли свернуть с этой дороги. Грязи в нашей жизни и так хватает - на телевидении, на улице, в душах... Интимные части тела и мат, возможно, тоже кому-то интересны, но не нам. А в театр должны приходить за светом. Нас пугали, что если не последуем за «веянием времени», то растеряем зрителей. Не последовали, а зрителей стало только больше».

Зрительный зал Белгородского академического театра переполнен всегда. Многие смотрят один и тот же, особенно полюбившийся спектакль не по одному разу и пишут в социальных сетях восторженные мнения и признательность артистам. Я связана с этим Домом десятилетия и воспринимаю его именно как дом, в котором живет семья. Как в каждой семье, бывают здесь минуты общего счастья, случаются и раздоры - слишком уж могуч темперамент Отца разновозрастного и разноликого семейства. Но здесь всегда тепло, уютно, приветливо - и в цехах, и в актерском буфете, где накормят очень простыми и очень вкусными блюдами, и в коридорах, где все здороваются с незнакомыми. Что уж говорить про нарядные фойе, роскошные лестницы, замечательный зрительный зал...

И это - заслуга того, кто 50 лет назад впервые перешагнул порог Белгородского драматического театра, Почетного гражданина Белгорода и Белгородской области, председателя Белгородского отделения Союза театральных деятелей РФ, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед землей Белгородской» I степени, высшим знаком отличия Белгородской области «Коллекция памятных медалей: Прохоровское поле - третье ратное поле России» III степени; лауреата Премии имени Федора Волкова, с честью и по заслугам удостоенного почетных званий «Заслуженный работник культуры РФ» и «Заслуженный деятель искусств РФ».

С юбилеем, Виктор Иванович!

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея